г. Краснодар |
|
27 июля 2022 г. |
Дело N А15-4304/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект" (ИНН 7705258481, ОГРН 1147746833849) - Гладких А.П. (доверенность от 07.06.2022), в отсутствие истца - государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (ИНН 0572006666, ОГРН 1140572000502), третьих лиц: федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4", государственного автономного учреждения Республики Дагестан "Государственная экспертиза проектов", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по делу N А15-4304/2021, установил следующее.
ГКУ Республики Дагестан "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ООО "Стройпроект" (далее - общество) о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств в размере 288 589 рублей 70 копеек и убытков в размере 9 280 519 рублей 92 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", ФГУП Главное военно-строительное управление N 4" и ГАУ Республики Дагестан "Государственная экспертиза проектов".
Решением суда от 03.02.2022 в удовлетворении искового заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 20.05.2022 решение от 03.02.2022 в части отказа в удовлетворении исковых требований учреждения о взыскании штрафа отменено, в указанной части по делу принят новый судебный акт; с общества в пользу учреждения взыскан штраф в размере 288 589 рублей 70 копеек; в остальной части решение от 03.02.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 20.05.2022 и оставить в силе решение от 03.02.2022. Как указывает податель жалобы учреждение не представило доказательств уведомления общества об обнаруженных недостатках (дефектов) работ и предъявления требований об устранении выявленных недостатков, в связи с чем основания для взыскания с общества штрафа отсутствуют.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Поскольку участвующие в деле лица не оспаривают выводы апелляционного суда в части отказа в удовлетворении иска, то судебный акт в данной части не является предметом исследования суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что 27.05.2019 учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) по результатам проведенного электронного аукциона заключили контракт N 0803200013719000083 (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик в установленные сроки обязуется выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной документации в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 контракта, передать в соответствии с контрактом заказчику результаты указанных работ, а заказчик обязуется принять результаты работ и уплатить определенную контрактом цену.
Работы, предусмотренные контрактом, должны быть полностью завершены до 30.07.2019. Цена контракта составляет 5 771 794 рублей (пункты 2.2 и 3.1 контракта).
Пунктом 7.1 контракта предусмотрено, что приемка выполненных работ (результатов работ) осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ не позднее 5 рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, при необходимости положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации и при наличии заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта.
В соответствии с пунктом 8.1 контракта подрядчик гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии с заданием на выполнение инженерных изысканий, заданием на проектирование и условиями контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, устранение недостатков (дефектов), выявленных при передаче проектной документации, результатов инженерных изысканий, приемке работ, в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта.
Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от задания на выполнение инженерных изысканий, программы инженерных изысканий, задания на проектирование (пункт 8.2 контракта).
Как следует из пункта 8.3 контракта, в случае обнаружения недостатков (дефектов) работ, заказчик уведомляет об этом подрядчика в порядке, предусмотренном для направления уведомлений пунктами 17.3 - 17.6 контракта.
Согласно пункту 8.4 контракта не позднее 10 календарных дней со дня получения подрядчиком уведомления о выявленных недостатках (дефектах) работ стороны составляют акт с указанием недостатков, причин их возникновения, порядка и сроков их устранения.
В случае уклонения подрядчика от составления акта выявленных недостатков (дефектов) работ в установленный срок заказчик вправе составить его в одностороннем порядке (пункт 8.5 контракта).
Из пункта 8.6 контракта следует, что если иной срок не будет согласован сторонами дополнительно, подрядчик обязуется устранить выявленные недостатки (дефекты) работ не позднее одного месяца со дня получения требования от заказчика.
Пунктом 8.7 контракта установлено, что в случае отказа подрядчика от устранения выявленных недостатков (дефектов) работ или в случае неустранения недостатков (дефектов) работ в установленный срок, заказчик вправе устранить их самостоятельно или привлечь для устранения третьих лиц с возмещением расходов на их устранение за счет подрядчика.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта (пункт 9.1 контракта).
Согласно пункту 9.4 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа равен 5% начальной (максимальной) цены контракта.
Из актов от 01.10.2019 N 2 и от 16.12.2019 N 78 следует, что общество передало, а учреждение приняло инженерные изыскания и проектную документацию по объекту "Образовательная организация на 1224 ученических мест в пос. Семендер г. Махачкалы", стоимостью 5 771 794 рублей.
28 июля 2020 года получено положительное заключение экспертизы N 05-1-1-3-034556-2020 на проектную документацию и результаты инженерных изысканий и 18.08.2020 получено положительное заключение экспертизы на сметную документацию N 1-8-1-0039-20.
Учреждение оплатило выполненные работы по контракту в размере 5 771 794 рублей.
Впоследствии учреждение установило, что в ходе выполнения строительно-монтажных работ на объекте выявились недостатки проектных работ. В частности, в сметную документацию не включены объемы работ по бетонированию плиты перекрытия в количестве 900 куб. м. Обществом устранены недостатки работ и внесены изменения в проектную документацию согласно локальному сметному расчету N 02-01-01-/1, датированному 2021 годом.
Учреждение направило в адрес общества претензию с требованиями об уплате убытков, возникших вследствие недостатков работ, в размере 9 280 519 рублей 92 копеек и штрафа.
Невыполнение обществом указанного требования послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования учреждения в части взыскания с общества штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств в размере 288 589 рублей 70 копеек, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 309, 310, 329, 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, исходил из доказанности факта ненадлежащего исполнения обществом обязательств по контракту.
Между тем апелляционный суд не учел следующее.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) или муниципального образования (муниципальный контракт) заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса).
На основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым: а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами; б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке: если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" данного пункта.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Как видно из материалов дела, размер предъявленной учреждением неустойки (штрафа) не превышает 5% от цены контракта, однако суд апелляционной инстанции указанному обстоятельству в совокупности с изложенными разъяснениями надлежащую оценку не дал; не проверил возможность применения к данным конкретным правоотношениям положения подпункта "а" пункта 3 Правил. Вместе с тем установление данных обстоятельств (условий) является безусловным основанием для возникновения у общества права на списание начисленной неустойки, в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 Правил.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 по делу N 302-ЭС21-25561).
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" при выявлении на основании части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствия выводов судов первой, апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд кассационной инстанции направляет дело на новое рассмотрение.
Поскольку суд кассационной инстанции при проверке соответствия выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а по данному делу необходимо исследование имеющихся в деле доказательств и установление существенных по делу обстоятельств, суд кассационной инстанции пришел к выводу о необходимости частичной отмены обжалуемого судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные нарушения, установить существенные по делу обстоятельства и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по делу N А15-4304/2021 в части удовлетворения исковых требований и распределения судебных расходов отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Как видно из материалов дела, размер предъявленной учреждением неустойки (штрафа) не превышает 5% от цены контракта, однако суд апелляционной инстанции указанному обстоятельству в совокупности с изложенными разъяснениями надлежащую оценку не дал; не проверил возможность применения к данным конкретным правоотношениям положения подпункта "а" пункта 3 Правил. Вместе с тем установление данных обстоятельств (условий) является безусловным основанием для возникновения у общества права на списание начисленной неустойки, в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 Правил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июля 2022 г. N Ф08-6907/22 по делу N А15-4304/2021
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13421/2022
14.09.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-907/2022
27.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6907/2022
20.05.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-907/2022
03.02.2022 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4304/2021