г. Краснодар |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А32-43519/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью ТК "Руста-Брокер" - Кудрявцева М.И. (доверенность от 21.12.2021, онлайн), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни - Дудоровой О.В. (доверенность от 19.01.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Калининградской областной таможни, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы веб-конференц-связи, кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу N А32-43519/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью ТК "Руста-Брокер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Новороссийской таможни от 12.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10317120/090120/0001029; уведомления (уточнение к уведомлению) Калининградской областной таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 13.08.2021 N 10012000/У2021/0000626; о восстановлении нарушенных прав общества путем обязания Новороссийской таможни восстановить преференциальный режим в отношении товаров, заявленных в ДТ N 10317120/090120/0001029 и обязания Калининградской областной таможни возвратить обществу уплаченные денежные средства в размере 1 064 007, 29 рублей (в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022, заявленные обществом требования удовлетворены.
Новороссийская таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на указанные судебные акты, которые просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Таможня ссылается на подпункт 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, согласно которому сертификат о происхождении товара, представленный обществом при декларировании товара, не мог быть принят в качестве документа, используемого для предоставления преференциального режима свободной торговли в силу отсутствия в его графе 11 полного наименования уполномоченного органа, выдавшего сертификат и наличии печати, не имеющей четкого оттиска.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям
Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 23.07.2019 N Б-025674, заключенного с хозяйственным обществом "Светоч-ОСТ" (Туркменистан) на Новороссийском таможенном посту к таможенному декларированию таможенным представителем ООО ТК "Руста-Брокер" представлен товар, ввезенный по ДТ N 10317120/090120/0001029 - "полипропилен в первичных формах с содержанием мономерных звеньев 95-96% без содержания этилового спирта. Область применения - производство технического текстиля, полипропиленового сено-вязального шпагата для пресс-подборщиков", страна происхождения Туркменистан. Производитель Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов, Туркменистан. Условия поставки - CFR-Астрахань.
Товар, задекларированный по спорной ДТ, выпущен таможенным органом в преференциальном режиме свободной торговли в связи с представлением сертификата о происхождении товара по форме "СТ-1" от 04.01.2020 N ТМ RU-07958037. При проведении камеральной таможенной проверки Новороссийская таможня посчитала, что по ДТ N 10317120/090120/0001029 присутствуют признаки нарушений, а именно в графе 11 сертификата о происхождении товара по форме "СТ-1" отсутствует название предприятия Торгово-промышленной палаты, уполномоченного выдавать сертификаты происхождения товара, печать не имеет четкого оттиска и пришла к выводу о том, что сертификат не может являться документом, используемым для предоставления режима свободной торговли, тарифная преференция в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины применена быть не может. По результатам проверки таможня приняла решение от 12.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары. В связи с принятием вышеуказанного решения Калининградской областной таможней 13.08.2021 в отношении ООО ТК "Руста-Брокер", как солидарного плательщика таможенных платежей, вынесено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10012000/У2021/0000626.
Несогласие с вынесенным решением и уведомлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили положения Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Закона Российской Федерации N 5003-1 "О таможенном тарифе", Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", Классификатора льгот по уплате таможенных платежей, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций", Правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, утвержденных Соглашением от 20.11.2009, Положения о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов о происхождении товара, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, утвержденного постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 172-14 и сделали вывод об обоснованности заявленных обществом требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Кодекса под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе, тарифные преференции.
В силу пункта 1 статьи 58 Кодекса страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров (пункт 2 статьи 58 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Кодекса документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу пункта 1 статьи 61 Кодекса сертификатом о происхождении товара является документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - участников Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Согласно пункту 1 статьи 62 Кодекса при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - участников таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - участников таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 74 Кодекса тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - участников Таможенного союза.
Соглашением Правительств государств - участников Содружества Независимых Государств от 20.11.2009 приняты Правила определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6.1 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 (бланки сертификата и дополнительного листа к нему представлены в приложениях 2 и 3 соответственно, являющихся неотъемлемой частью Правил) или декларации о происхождении товара.
В пункте 9.1 Правил предусмотрено, что сертификат формы СТ-1 может быть не признан таможенными органами страны ввоза для целей предоставления товарам режима свободной торговли, в частности, в случае, если проставленные в сертификате оттиски печатей и/или подписи лиц, а также указанные адреса органов, уполномоченных заверять и выдавать сертификаты формы СТ-1, не соответствуют информации, имеющейся в наличии у таможенной службы страны ввоза.
В соответствии с пунктом 9.3 Правил сертификат формы СТ-1 может быть не признан действительным таможенными органами страны ввоза в случае, если в частности, по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, таможенными органами страны ввоза выявлено, что сертификат формы СТ-1 выдан в нарушение требований, установленных Правилами.
Как следует из материалов дела в результате проверки представленного обществом сертификата таможня установила, что в графе 11 отсутствует наименование органа, уполномоченного выдавать сертификаты происхождения товара, - Торгово-промышленной палаты и пришла к выводу о том, что общество не подтвердило страну происхождения товара, ввезенного по спорной ДТ.
Согласно пункту 4 статьи 61 Кодекса, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Кроме того, как правильно отмечено судами, при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 Кодекса). А также призвано устранить оправданные сомнения в достоверности соответствующего документа с тем, чтобы объективно решить вопрос о тарифной преференции в каждом конкретном случае.
При этом дополнительные проверочные мероприятия, направленные на получение сведений от компетентных органов страны происхождения товара, таможней не проводились, соответствующие запросы в компетентные органы Туркменистана, заверившего сертификат, не направлялись. Из материалов дела следует и установлено судами, что ООО "Руста-Брокер" представило в таможенный орган сертификат о происхождении товара формы СТ-1 от 04.01.2020 г. N ТМ RU-07958037, выданный предприятием "Туркменбашиэкспертиза" Торгово-промышленной палатой Туркменистана, одновременно с ДТ N 10317120/090120/0001029.
Таможня при принятии решения об отказе в предоставлении тарифных преференций не сомневалась в стране происхождения товара (Туркменистан), а имела претензии к оформлению сертификата по форме СТ-1. Доказательства направления таможенными органами запроса относительно сертификата по форме СТ-1 компетентным органам Туркменистана в материалах дела отсутствуют.
При этом, как указал суд апелляционной инстанции, в процессе рассмотрения настоящего дела в материалы дела получено письмо предприятия "Туркменбашиэкспертиза" от 23.09.2021 N 170, адресованное Торгово-Промышленной палату Российской Федерации, подтверждающее действительность выданных сертификатов происхождения, а также письмо Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 04.10.2021 N 27/0892, которым подтверждается действительность сертификатов происхождения спорного товара.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что в данном случае имеющиеся в представленном обществом в таможенный орган сертификате недостатки оформления не являются безусловным основанием для признания спорного сертификата недействительным и отказа в предоставления обществу соответствующих тарифных преференций.
Доказательства наличия иных обстоятельств, в силу которых обществу не могли быть предоставлены тарифные преференции в отношении спорного товара, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии, в данном случае у таможенных органов оснований для вынесения оспариваемых обществом решения и уведомления, является правильным.
Изложенные в кассационной жалобе доводы таможенного органа, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку по своей сути не затрагивают вопросы правильности применения судами норм права, а сводятся к несогласию заявителя с оценкой судебными инстанциями имеющейся доказательственной базы. Основания для переоценки доказательств и сделанных на её основании выводов у суда округа отсутствуют (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу N А32-43519/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 61 Кодекса, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Кроме того, как правильно отмечено судами, при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 Кодекса). А также призвано устранить оправданные сомнения в достоверности соответствующего документа с тем, чтобы объективно решить вопрос о тарифной преференции в каждом конкретном случае."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2022 г. N Ф08-6524/22 по делу N А32-43519/2021