г. Краснодар |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А01-3596/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Администрации муниципального образования "Красногвардейский район" (ИНН 0102004580, ОГРН 1030100665616) и заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Красногвардейский район" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2022 по делу N А01-3596/2021, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Красногвардейский район" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Северо-Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2021 N 260-21/13 о привлечении к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Решением от 30.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2022, суд отказал в удовлетворении требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.2 Кодекса, соблюдением управлением процедуры и срока привлечения администрации к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения в качестве малозначительного.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований администрации. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции при рассмотрении дела необоснованно не применили статью 2.9 Кодекса, учитывая отсутствие в результате правонарушения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Суды не учли, что совершенное деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью и крупный ущерб в результате деятельности администрации по эксплуатации гидротехнического сооружения без прохождения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений главой МО "Красногвардейский район", кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (далее - постановление N 1303) письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.01.2019 N 00-02-05/113 утвержден Перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и подлежащих декларированию безопасности.
На основании распоряжения Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 27.05.2021 N РП-270-1939-о с 02.06.2021 по 30.06.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении администрации с целью выполнения ежегодного плана проведення проверок Северо-Кавказского управления Ростехнадзора на 2021 год, утвержденного приказом Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 24.09.2020 N ПР-270-1939-0. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.01.2014 N 01-AA 551870, гидротехнические сооружения - дамба обвалования, находятся в собственности МО "Красногвардейский район".
В ходе проверки управление составило акт от 29.06.2021 N 132/13, из которого следует, что администрацией допущены нарушения требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации, а именно: квалификация работников, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, не соответствует обязательным требованиям, чем нарушены требования статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"; работники эксплуатирующей организации не аттестованы по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ).
По результатам проверки уполномоченное должностное лицо управления в отношении администрации составило протокол об административном правонарушении от 15.07.2021 N 260-21/13 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 Кодекса и вынесло постановление от 27.07.2021 N 260-21/13 о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 Кодекса в виде административного штрафа в размере 20 тыс. рублей.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация обжаловала постановление управления арбитражный суд.
В соответствии со статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, осуществляется законом N 117-ФЗ.
Действие Закона N 117-ФЗ распространяется на гидротехнические сооружения, указанные в статье 3 Закона N 117-ФЗ, повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации (статья 1 Закона N 117-ФЗ).
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации Гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, a также правил eгo эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения его безопасности, a также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов чрезвычайных ситуаций природного и для ликвидации техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора B области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора B области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников вопросам по безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (статья 9 Закона N 117-ФЗ).
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт (статья 9 Закона N 117-ФЗ).
В силу статьи 9.1 Закона N 117-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную проектированием, строительством, капитальным с ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
Суды указали, что администрация, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.01.2014 N 01-AA 551870, является собственником комплекса гидротехнических сооружений дамба обвалования, что обязывает ее соблюдать требования Закона N 117-ФЗ, в том числе перечисленные управлением Ростехнадзора в оспариваемом постановлении, а также принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Событие и состав, вменяемого администрации административного правонарушения, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела и не оспаривается администрацией.
Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 Кодекса установлено судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц и администрацией не оспаривается.
Постановление управления вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, привлечение администрации к ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса для данной категории дел.
Довод администрации относительно возможности применения в данном случае статьи 2.9 Кодекса был предметом исследования судебных инстанций, которые пришли к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного, учитывая общественную опасность совершенного администрацией правонарушения, затрагивающего вопросы безопасности гидротехнических сооружений, а также принимая во внимание характер общественных отношений, на которое оно посягает.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой инстанции и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2022 по делу N А01-3596/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 Кодекса установлено судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц и администрацией не оспаривается.
Постановление управления вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, привлечение администрации к ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса для данной категории дел.
Довод администрации относительно возможности применения в данном случае статьи 2.9 Кодекса был предметом исследования судебных инстанций, которые пришли к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного, учитывая общественную опасность совершенного администрацией правонарушения, затрагивающего вопросы безопасности гидротехнических сооружений, а также принимая во внимание характер общественных отношений, на которое оно посягает."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2022 г. N Ф08-6281/22 по делу N А01-3596/2021