Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29 декабря 2023 г. N 917
"Об утверждении Положения о региональной системе оповещения населения Кемеровской области - Кузбасса"
В целях реализации Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365, Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оповещения населения Кемеровской области - Кузбасса.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса:
от 15.04.2021 N 193 "О системах оповещения населения Кемеровской области - Кузбасса";
от 31.03.2022 N 175 "О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.04.2021 N 193 "О системах оповещения населения Кемеровской области - Кузбасса".
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам безопасности и правопорядка) Догадова В.А.
Первый заместитель Губернатора Кемеровской |
И.В. Середюк |
Утверждено
постановлением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 29 декабря 2023 г. N 917
Положение
о региональной системе оповещения населения Кемеровской области - Кузбасса
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет назначение, состав, основные задачи и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Кемеровской области - Кузбасса, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Системы оповещения населения Кемеровской области - Кузбасса создаются на следующих уровнях:
на региональном уровне - региональная система оповещения населения (далее - РСО);
на муниципальном уровне - муниципальная система оповещения населения (далее - МСО);
на объектовом уровне - локальная система оповещения населения (далее - ЛСО).
РСО создает Департамент по чрезвычайным ситуациям Кузбасса.
МСО создают органы местного самоуправления.
ЛСО создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
4. РСО является составной частью системы управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
II. Назначение и основные задачи РСО
6. РСО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.
7. Основной задачей РСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
до руководящего состава ГО и территориальной подсистемы РСЧС Кемеровской области - Кузбасса (далее - ТП РСЧС);
до органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, - Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу;
до сил ГО и ТП РСЧС;
до единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса (далее - ЕДДС муниципальных образований);
до дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в абзаце седьмом пункта 3 настоящего Положения;
до людей, находящихся на территории Кемеровской области - Кузбасса путем подачи сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" через МСО, подключенные к РСО.
8. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС.
9. Границами зон действия РСО являются административные границы Кемеровской области - Кузбасса.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зоны экстренного оповещения населения.
III. Порядок задействования РСО
10. Задействование по предназначению РСО планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения Кемеровской области - Кузбасса и планом действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Кемеровской области - Кузбасса.
11. Оперативная дежурная смена Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до Губернатора Кемеровской области - Кузбасса или лица, исполняющего его обязанности.
12. Решение на задействование РСО принимается Губернатором Кемеровской области - Кузбасса или лицом, исполняющим его обязанности.
13. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора Кемеровской области - Кузбасса или лица, исполняющего его обязанности.
14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
Основной режим функционирования РСО - автоматизированный, КСЭОН - автоматический, при этом допускается функционирование КСЭОН в автоматизированном режиме.
В автоматическом режиме функционирования РСО включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала ГКУ "Агентство по защите населения и территории Кузбасса".
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) РСО осуществляется дежурным (дежурно-диспетчерским) персоналом ГКУ "Агентство по защите населения и территории Кузбасса" с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
дежурный (дежурно-диспетчерский) персонал ГКУ "Агентство по защите населения и территории Кузбасса" направляет заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
15. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация при задействовании РСО передаются непосредственно с рабочих мест дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала ГКУ "Агентство по защите населения и территории Кузбасса".
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно Главным управлением МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу.
16. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
17. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кемеровской области - Кузбасса (далее - КЧС и ОПБ).
18. Порядок действий дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала ГКУ "Агентство по защите населения и территории Кузбасса", а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса.
19. Департамент по чрезвычайным ситуациям Кузбасса, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации при задействовании РСО.
IV. Поддержание в готовности РСО
20. Поддержание РСО в готовности организуется и осуществляется Департаментом по чрезвычайным ситуациям Кузбасса.
21. Готовность РСО достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования РСО;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) РСО, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения РСО, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на РСО технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности РСО;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения РСО;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, РСО.
22. С целью контроля за поддержанием в готовности РСО организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексная проверка готовности РСО и КСЭОН с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию РСО и КСЭОН без включения оконечных средств оповещения населения.
В Кемеровской области - Кузбассе при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Кемеровской области - Кузбасса, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности РСО и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365, и настоящего Положения.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365.
Технические проверки готовности к задействованию РСО и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурным (дежурно-диспетчерским) персоналом ГКУ "Агентство по защите населения и территории Кузбасса" путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска РСО.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок системы оповещения населения не допускается.
23. О предстоящей комплексной проверке РСО население информируется через средства массовой информации не менее чем за 2 недели.
24. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Проверки готовности РСО проводятся в соответствии с Порядком проведения комплексных и технических проверок готовности систем оповещения населения (приложение к Правилам создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769).
25. План проведения комплексной проверки РСО разрабатывается ГКУ "Агентство по защите населения и территории Кузбасса", согласовывается с Департаментом по чрезвычайным ситуациям Кузбасса и Главным управлением МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу.
26. Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения РСО устанавливаются Департаментом по чрезвычайным ситуациям Кузбасса.
V. Мероприятия по созданию, реконструкции РСО
27. Мероприятия по созданию, реконструкции РСО проводятся в соответствии с Правилами создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", требованиями к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, являющимися приложением N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365, постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 18.04.2023 N 222 "О модернизации (реконструкции) систем оповещения населения Кемеровской области - Кузбасса".
28. РСО и КСЭОН программно и технически сопрягаются с МСО и ЛСО. При сопряжении используется единый протокол информационного обмена между техническими средствами оповещения различных производителей, разработанный с целью создания единого информационного пространства для обеспечения совместимости систем оповещения населения всех уровней, построенных на технических средствах оповещения различных производителей.
Сопряжение РСО и МСО обеспечивается ГКУ "Агентство по защите населения и территории Кузбасса".
Сопряжение ЛСО с МСО осуществляется организациями, указанными в абзаце седьмом пункта 3 настоящего Положения.
29. Поддержание в состоянии постоянной готовности РСО достигается за счет:
осуществления обучения уполномоченного на задействование РСО дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала ГКУ "Агентство по защите населения и территории Кузбасса";
заблаговременного формирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
регулярного проведения проверок наличия и готовности технических средств оповещения РСО в соответствии с проектно-технической документацией;
эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замены выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
создания запасов (резервов) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств";
осуществления реконструкции РСО в случаях, установленных пунктом 6 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".
30. Вывод из эксплуатации действующей РСО осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств РСО, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой РСО.
31. Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию РСО осуществляется за счет средств бюджета Кемеровской области - Кузбасса и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О возможности возникновения или наступлении чрезвычайной ситуации граждане узнают посредством системы оповещения населения. Она создается на региональном, муниципальном и локальном уровнях. Рассматриваемая система включает в себя комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которая функционирует посредством современных технологий. Основная задача системы оповещения населения состоит в доведении информации до руководителей органов, отвечающих за защиту граждан от чрезвычайных ситуаций, до диспетчерских служб, до сил гражданской обороны и до людей. Для своевременного информирования граждан используются электрические и электронные сирены, радиовещание, телевидение, интернет. Региональная система оповещения подлежит плановой проверке. О ее проведении население должно быть уведомлено не менее чем за 2 недели.
Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29 декабря 2023 г. N 917 "Об утверждении Положения о региональной системе оповещения населения Кемеровской области - Кузбасса"
Вступает в силу с 29 декабря 2023 г.
Опубликование:
сайт "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области" (https://bulleten-kuzbass.ru/) 29 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 января 2024 г. N 4200202401030015
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 6 ноября 2024 г. N 719
Изменения вступают в силу с 6 ноября 2024 г.
Изменения, внесенные подпунктами 1.1, 1.5, 1.6 названного постановления, вступают в силу с 26 ноября 2024 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ