Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 29 декабря 2023 года N 546
Государственная программа
"Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа"
Стратегические приоритеты
Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа"
1. Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса, развития сельских территорий и качества жизни сельского населения Чукотского автономного округа
Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются важными системообразующими сферами экономики округа, формирующими продовольственную безопасность округа, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий, играющими важную роль в жизнеобеспечении сельского населения.
Сельское хозяйство исторически и до настоящего времени - главная сфера приложения труда коренных народов региона, составляет материальную основу воспроизводства и поддержания их традиций, культуры, менталитета и других фундаментальных основ этноса и духовности.
По предварительным данным, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 110,8 процента по отношению к уровню 2020 года, пищевых продуктов - 54 процента.
Достигнутый уровень развития агропромышленного комплекса региона обеспечивает планомерное выполнение задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Остаётся актуальной проблема повышения обеспеченности населения региона овощами. Она будет решаться за счёт развития собственного производства.
По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2022 год, подготовленным на основании отчётов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учётом субсидий (среднее значение) составила 38,6 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (без субъектов малого предпринимательства) за январь - декабрь 2022 года сложилась на уровне 71 852 рубля, что выше на 15,1 процент предыдущего года. При этом, в сравнении с 2017 годом, заработная плата работников отрасли (по указанному кругу организаций) выросла на 46,6 процента.
По данным Федеральной службы государственной статистики, индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 103,3 процента по отношению к уровню 2021 года, индекс производства продукции животноводства в 2022 году составил 107 процентов по отношению к уровню 2021 года.
Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних сельскохозяйственных организаций за январь - декабрь 2022 года составил 152,8 млн. рублей. В реальном выражении объем инвестиций, в сравнении с предыдущим годом, увеличился в 2,4 раза.
Основными проблемами в сфере развития сельского хозяйства на текущем этапе являются:
снижение доходности сельскохозяйственного производства;
технологическая зависимость агропромышленного комплекса по ряду направлений, в том числе в сельхозмашиностроении;
невысокие темпы роста платёжеспособного спроса населения;
снижение темпов технического перевооружения и модернизации в организациях агропромышленного комплекса;
недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
Потенциал развития агропромышленного комплекса региона заключается в повышении эффективности сельского хозяйства путём ведения интенсивного производства, во внедрении новейших технологий, цифровой трансформации отраслей, подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса, в том числе с помощью дополнительного образования и переобучения работников, ориентированного на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса.
Развитие сельских территорий и качества жизни сельского населения Чукотского автономного округа
Сельские территории Чукотского округа являются одним из ключевых ресурсов региона, важность которого стремительно растёт в условиях увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития региона.
Численность населения Чукотского автономного округа по городским округам и муниципальным районам на 1 января 2023 года составляла 47 840 человек. При этом в сельской местности проживают 14 793 человека, или 30,9 процентов населения округа.
На протяжении ряда лет происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населённых пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.
Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения региона.
В состав Чукотского автономного округа входит семь муниципальных образований, из которых три являются муниципальными районами, четыре - городскими округами. Количество сельских населённых пунктов составляет 39 единиц.
Реализация мероприятия по улучшению жилищных условий, проживающих на сельских территориях граждан путём строительства (приобретения) жилья с использованием социальных выплат осуществлялась на территории Чукотского муниципального района. С участием средств государственной поддержки за 2022 год приобретено 298,4 кв. метров жилья для жителей сел. Жилищные условия улучшили пять семей.
Реализация мероприятия по улучшению жилищных условий, проживающих на сельских территориях граждан, усложняется отсутствием предложения жилья на первичном и вторичных рынках.
Продолжена реализация общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий. С участием средств государственной поддержки в 2022 году реализовано два проекта: поставка покрытия для детской площадки и детских игровых комплексов для обустройства детской площадки в сельском поселении Анюйск Билибинского муниципального района.
Однако, несмотря на темпы экономического роста, обеспечивающие развитие основных отраслей сельской экономики, и сопутствующее ему увеличение доходов сельских жителей, денежные доходы граждан в районах отстают от среднегородских значений.
Перспективы развития сельских территорий региона связаны, в том числе, с несельскохозяйственной занятостью населения. Поэтому для региона актуальна государственная поддержка предпринимательства, гибкость сельского рынка труда, привлечение молодёжи. А одним из ключевых факторов повышения привлекательности сельских территорий является создание комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, повышение уровня его благоустройства.
В настоящее время прорабатываются вопросы по приоритетному опережающему развитию опорных населённых пунктов, на базе которых планируется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры, досуга, спорта.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы установлены в:
Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указе Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р;
Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р;
Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 16 июля 2014 года N 290-рп.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей Государственной программы являются:
обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации;
развитие растениеводства и животноводства, в том числе посредством внедрения инновационных технологий;
развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе посредством внедрения инноваций;
усиление контроля в области карантинной фитосанитарной и эпизоотической обстановки;
содействие развитию субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;
создание условий для наращивания экспорта продукции агропромышленного комплекса;
цифровизация отраслей агропромышленного комплекса;
создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём сельского населения;
создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях;
развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
На решение задач, предусмотренных в рамках приоритетов, направлены цели Государственной программы до 2030 года:
формирование конкурентоспособного высокотоварного производства, обеспечивающего продовольственную независимость региона, выпуск качественных (экологически чистых) продуктов питания;
создание условий для повышения уровня жизни сельского населения.
Государственная программа разработана с учётом стратегических приоритетов, целей и показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, и Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696.
3. Задачи и способы их эффективного достижения в сфере государственного управления, включая задачи, определённые в соответствии с национальными целями, а также задачи, направленные на достижение показателей социально-экономического развития Чукотского автономного округа
Для достижения цели "Формирование конкурентоспособного высокотоварного производства, обеспечивающего продовольственную независимость региона, выпуск качественных (экологически чистых) продуктов питания" решаются следующие задачи:
1) развитие приоритетных направлений агропромышленного производства.
Продолжится предоставление мер государственной поддержки для стимулирования развития растениеводства и животноводства, что создаст условия для роста производства сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов в объёмах, необходимых для обеспечения продовольственной безопасности;
2) опережающее развитие пищевых производств, в том числе глубокой переработки всего товарного сельскохозяйственного сырья.
Решение данной задачи в рамках реализации Государственной программы будет обеспечено путём создания для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности округа условий для увеличения объёмов производства пищевой продукции;
3) создание условий для развития традиционных видов промыслов коренных малочисленных народов Чукотки.
Продолжится предоставление мер государственной поддержки на сохранение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Чукотском автономном округе;
4) обеспечение жителей округа социально значимыми продовольственными товарами.
Государственная поддержка, в рамках достижения данной задачи, будет направлена на обеспечение реализации населению округа социально значимых продовольственных товаров по субсидированным ценам;
5) стимулирование развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации, интеграционных процессов между субъектами хозяйствующей деятельности агропромышленной экономики, обеспечение их эффективного функционирования.
В рамках решения этой задачи будет осуществляться государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, фермерских хозяйств и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве;
6) усиление контроля в области карантинной фитосанитарной и эпизоотической обстановки.
Продолжится осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных, материально-техническое оснащение государственной ветеринарной службы.
Для достижения цели "Создание условий для повышения уровня жизни сельского населения" решаются следующие задачи:
1) создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях (агломерациях)
Создание возможностей улучшения жилищных условий сельских граждан будут обеспечены за счёт строительства (приобретение) жилья гражданами, проживающими на сельских территориях (агломерациях) или изъявившими желание постоянно проживать на сельских территориях, и нуждающимися в улучшении жилищных условий, которым предоставлены социальные выплаты;
2) повышение комфортности среды проживания граждан сельских населённых пунктов.
Решение данной задачи в рамках реализации государственной программы будет обеспечено путём предоставления государственной поддержки органу местного самоуправления, на реализацию проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях;
3) создание условий для обеспечения занятости и повышения доходов сельского населения.
Продолжится осуществление мероприятий, способствующих привлечению специалистов к работе на сельских территориях у сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции на сельских территориях.
Основными задачами Государственной программы, определёнными в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, определёнными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", являются:
увеличение объёмов производства продукции по растениеводству, животноводству и по пищевым продуктам;
увеличение численности работников в субъектах малого и среднего предпринимательства, получивших грант "Агростартап";
улучшение жилищных условий граждан;
благоустройство сельских территорий.
4. Порядки предоставления субсидий из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в рамках реализации государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа"
Порядок предоставления и распределения субсидии из окружного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Чукотского автономного округа на финансовую поддержку производства социально значимых видов хлеба приведён в приложении 1 к Государственной программе.
Порядок предоставления из окружного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Чукотского автономного округа субсидий на обеспечение жителей округа социально значимыми продовольственными товарами приведён в приложении 2 к Государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Чукотского автономного округа на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, приведён в приложении 3 к Государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Чукотского автономного округа на реализацию проектов по благоустройству сельских территорий приведён в приложении 4 к Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.