Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 662 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2015, N 17, ст. 1013; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2017, 29 августа, N 0500201708290010; 8 сентября, N 0500201709080003; 8 ноября, N 0500201711080005; 2018, 20 июля, N 0500201807200007; 8 августа, N 0500201808080003; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 9 августа, N 05002004505; 2020, 23 декабря, N 05002006436; 2022, 7 февраля, N 05002008408; 7 июня, N 05002009066; 1 июля, N 05002009249; 26 декабря, N 0500201357; 30 декабря, N 05002010413; 2023, 30 июня, N 05002011537).
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Дагестан от 15 декабря 2020 г. N 270 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2020, 23 декабря, N 05002006434);
постановление Правительства Республики Дагестан от 30 июня 2021 г. N 158 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан";
постановление Правительства Республики Дагестан от 12 августа 2021 г. N 209 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2021, 13 августа, N 05002007579);
постановление Правительства Республики Дагестан от 13 октября 2021 г. N 279 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимых в Республике Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2021, 22 октября, N 05002007831);
постановление Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2021 г. N 349 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2021, 24 декабря, N 05002008221);
постановление Правительства Республики Дагестан от 1 июня 2022 г. N 158 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в Республике Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2022, 8 июня, N 05002009078);
постановление Правительства Республики Дагестан от 2 августа 2022 г. N 249 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2022, 9 августа, N 05002009472);
постановление Правительства Республики Дагестан от 19 декабря 2022 г. N 440 "О внесении изменений в приложения N 5 и N 6 к государственной программе Республики Дагестан "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2022, 23 декабря, N 05002010332);
постановление Правительства Республики Дагестан от 15 июня 2023 г. N 236 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2023, 19 июня N 05002011460);
постановление Правительства Республики Дагестан от 18 июля 2023 г. N 290 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимых в Республике Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2023, 19 июля, N 05002011647);
постановление Правительства Республики Дагестан от 31 июля 2023 г. N 311 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в Республике Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2023, 11 августа, N 05002011767);
постановление Правительства Республики Дагестан от 18 сентября 2023 г. N 371 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2023, 22 сентября N 05002011992);
постановление Правительства Республики Дагестан от 22 ноября 2023 г. N 462 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2023, 22 ноября N 05002012392).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства |
А. Абдулмуслимов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 27 декабря 2023 г. N 538
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 22 декабря 2014 г. N 662
(в редакции постановления
Правительства Республики Дагестан
от 27 декабря 2023 г. N 538)
Государственная программа
Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан"
1. Оценка текущего состояния и основные проблемы в сфере здравоохранения
Государственная программа "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан" (далее - Программа) предусматривает систему мероприятий, направленных на снижение смертности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, улучшение качества и доступности медицинской помощи.
Республика Дагестан входит в число субъектов Российской Федерации с высокой рождаемостью, продолжительностью жизни и низкой смертностью.
За 2022 год в Республике Дагестан показатель ожидаемой продолжительности жизни составил 78,4 года (при плановом значении - 76,11 года).
Рождаемость в 2022 году составила 13,4, что на 42,5 проц. выше средней по Российской Федерации, на 7,2 проц. выше, чем по Северо-Кавказскому федеральному округу. Общая смертность населения в 2022 году снизилась на 16,1 проц. - с 6,2 до 5,2 случая на 1000 чел. населения (в 2,7 раза ниже средней по Российской Федерации; в 1,5 раза - по Северо-Кавказскому федеральному округу). Смертность от болезней системы кровообращения в 2022 году снизилась на 6,4 проц. и составила 210,8 на 100 тыс. населения, от новообразований - на 2,6 проц., в том числе злокачественных - на 3,0 проц. - с 76,2 до 73,9, болезней органов дыхания - на 18,7 проц. - с 57,3 до 46,6.
За счет снижения смертности естественный прирост населения составил 8,2 на 1000 человек населения (на 6,5 проц. выше уровня 2021 года - 7,7). В 2022 году удалось сохранить положительные показатели, хотя эпидемическая ситуация в республике была довольно сложной.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 июня 2005 г. N 106 "О подведомственности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и организаций министерствам, ведомствам Республики Дагестан" Министерству здравоохранения Республики Дагестан подведомственно 137 учреждений, в том числе 128 медицинских организаций, 6 образовательных учреждений, ГАУ РД "Аптечное управление Министерства здравоохранения Республики Дагестан", ГКУ РД "Дирекция развития сети объектов здравоохранения", ГБУ РД "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр".
С целью обеспечения качества и доступности оказания медицинской помощи, выполнения порядков оказания медицинской помощи населению, клинических рекомендаций и протоколов лечения больных, сохранения преемственности и этапности диагностических и лечебных мероприятий при различных заболеваниях и состояниях в Республике Дагестан реализована трехуровневая система оказания медицинской помощи:
1-й уровень - первичная (амбулаторная) медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная медико-санитарная помощь, первичная врачебная медико-санитарная помощь;
2-й уровень - межрайонные многопрофильные больницы (межмуниципальные центры), диспансеры, оказывающие преимущественно специализированную медицинскую помощь (сосудистые, травматологические, офтальмологические, онкологические отделения);
3-й уровень - специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, а также скорая специализированная медицинская помощь, медицинская эвакуация.
Проведение профилактических мероприятий - профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения по Республике Дагестан организовано в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Углубленная диспансеризация проводится в 69 медицинских организациях, в том числе в вечерние часы и в субботу, при дистанционной записи на углубленную диспансеризацию или при непосредственном обращении пациента в медицинскую организацию, посредством использования Единого портала государственных и муниципальных услуг и иных информационных систем.
Руководителями медицинских организаций, осуществляющих профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию, в том числе углубленную диспансеризацию, организовано еженедельное представление сведений о проведенной диспансеризации за соответствующий период по законченным случаям профилактических осмотров и диспансеризации (взрослых и детей), в том числе углубленной диспансеризации, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан.
Вопросы охраны здоровья матери и ребенка названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения. Снижение материнской, младенческой и детской смертности представляет большую сложность в силу наличия многочисленных факторов, в основном трудноуправляемых. На уровень младенческой смертности влияет целый ряд факторов, требующих междисциплинарного подхода.
Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность здравоохранения республики квалифицированным персоналом. Показатель обеспеченности врачами в системе Министерства здравоохранения Республики Дагестан за 2022 год составил 34,3 врача на 10 тыс. населения, что значительно ниже среднего уровня по Российской Федерации (36,8). Обеспеченность средними медицинскими работниками по республике - 82,5 среднего медицинского работника на 10 тыс. населения, что выше аналогичного показателя по Российской Федерации (80,7).
В системе здравоохранения Республики Дагестан работают 44 320 медицинских работников, из которых 10 807 врачей, 26 033 средних медицинских работника и 7 480 младших медицинских работников.
Укомплектованность штатных должностей составляет 95 проц., из них: врачебными кадрами - 91 проц., средними медицинскими работниками - 96,2 проц., младшим медицинским персоналом - 96 проц., прочими работниками - 93,3 процента.
Проблема дефицита медицинских кадров особенно актуальна в сельских учреждениях здравоохранения. Обеспеченность врачами медицинских организаций в сельской местности крайне низкая и составляет 20,7 врача на 10 тыс. населения.
Кадровый дефицит по врачебным специальностям в сельской местности составляет 482 штатные единицы.
Наибольший дефицит кадров в регионе наблюдается по следующим специальностям: анестезиологи-реаниматологи, инфекционисты, кардиологи, врачи клинической лабораторной диагностики, неонатологи, онкологи, педиатры участковые, психотерапевты, рентгенологи, врачи скорой медицинской помощи, терапевты участковые, фтизиатры.
Наиболее остро дефицит кадров ощущается в Ахтынском, Магарамкентском, Табасаранском, Дахадаевском районах, а также в городах Кизляре и Дербенте.
Кроме того, для Республики Дагестан характерно неравномерное распределение медицинских кадров. Отчетливо проявляется тенденция их концентрации в городах и оголением сельской местности.
С целью устранения имеющихся проблем, связанных с укомплектованностью медицинских организаций медицинскими кадрами, Министерством здравоохранения Республики Дагестан предпринимаются меры путем реализации программы "Земский доктор/ Земский фельдшер".
Данная программа в республике реализуется с 2012 года и направлена на привлечение и закрепление специалистов в медицинских организациях республики, расположенных на территории сельских населенных пунктов и малых городов.
За годы реализации данной программы привлечено 1840 специалистов из числа врачебного персонала и 99 средних медицинских работников.
Также одним из основных механизмов устранения дефицита кадров является целевое направление абитуриентов, которое осуществляется в соответствии с порядком проведения отбора абитуриентов на заключение договора о целевом обучении в образовательной организации высшего образования.
В 2022 году по программам специалитета направлено 360 человек, по программам ординатуры - 121 человек.
В целях обеспечения реального роста заработной платы и поддержки медицинских работников центральных районных, районных и участковых больниц, в том числе первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" предусмотрено установление с 1 января 2023 года специальных социальных выплат отдельным медицинским работникам, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 4 мая 2023 г. N 177 "О дополнительной государственной социальной поддержке отдельных категорий работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Республики Дагестан" установлены с 1 января 2023 года специальные социальные выплаты отдельным категориям работников по основной должности медицинских организаций государственной системы здравоохранения Республики Дагестан, оказывающих медицинскую помощь, не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Указом Главы Республики Дагестан от 10 мая 2023 г. N 101 "О внесении изменений в Указ Главы Республики Дагестан от 19 августа 2020 г. N 62 "О дополнительных мерах социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Дагестан" с 1 января 2024 года предусмотрено предоставление единовременной денежной выплаты (в размере двух должностных окладов) врачам дефицитных специальностей медицинских организаций, расположенных в сельской местности, при устройстве на работу впервые после окончания образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего медицинского образования (специалитет/ординатура).
Состояние материально-технической базы существенно влияет на уровень и качество оказываемой медицинской помощи населению республики и остается серьезной проблемой здравоохранения республики.
Министерством здравоохранения Республики Дагестан принимаются меры по укреплению материальной базы лечебных учреждений. Значительно укрепилась база медицинских организаций в рамках реализации мероприятий по модернизации системы здравоохранения.
Так, в целях создания оптимальной инфраструктуры медицинских организаций, создания комфортных условий пребывания больных в республике предусмотрено осуществление нового строительства, реконструкции, капитального ремонта медицинских организаций, структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, проводится работа по приведению медицинских организаций в соответствие с требованиями санитарного законодательства, оснащению согласно порядкам оказания медицинской помощи.
Доля оборудования в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, со сроком эксплуатации свыше 10 лет от общего числа данного вида оборудования снизится к 2025 году до 28,9 проц.; доля зданий медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, находящихся в аварийном состоянии, требующих сноса, реконструкции и капитального ремонта, снизится до 37,6 процента.
С 2017 года за счет всех источников финансирования в республике построено (создано) 120 фельдшерско-акушерских пунктов, в том числе 57 объектов - в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Построено 12 больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений общей мощностью 465 коек и на 1 150 посещений в смену, в том числе:
перинатальный центр в г. Махачкале на 150 коек;
стационар на 40 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену для ГБУ РД "Республиканский онкологический центр";
участковая больница с. Гурбуки Карабудахкентского района на 75 коек и 100 посещений в смену;
3 многофункциональных медицинских центра общей мощностью 200 коек (в г. Каспийске, г. Дербенте и Хасавюртовском районе);
4 поликлиники общей мощностью 750 посещений в смену (в городах Махачкале (2), Южно-Сухокумске и Дагестанские Огни);
2 врачебные амбулатории общей мощностью 100 посещений в смену (с. Марага Табасаранского района, с. Карчаг Сулейман-Стальского района).
В 2020 году создан Холодовой центр в ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных болезней, профилактики и борьбы со СПИДом им. С.М. Магомедова", что позволило обеспечить эффективное хранение и транспортировку вакцин.
В 2023 году завершено строительство каньонов для 2 линейных ускорителей в ГБУ РД "Республиканский онкологический центр", что позволяет выполнять комплексную радиотерапию и радиохирургическое лечение пациентов со злокачественными новообразованиями, не выезжая за пределы республики.
За последние 6 лет за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и федерального бюджета медицинские организации республики оснащены 38 единицами тяжелого высокотехнологичного медицинского оборудования (28 компьютерных томографов, 5 магнитно-резонансных томографов, 3 ангиографические установки, 2 линейных ускорителя).
За 6 лет в медицинские организации республики поставлено 322 единицы автомобилей скорой медицинской помощи (214 - за счет средств федерального бюджета, 108 - за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан) и 371 единица санитарного автотранспорта (в основном за счет средств федерального бюджета).
Из них в 2021 - 2022 годах в медицинские организации республики распределено 58 автомобиля скорой медицинской помощи, поступивших в централизованном порядке от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в текущем году распределено еще 35 автомобилей скорой медицинской помощи.
Приоритетным направлением в здравоохранении является дальнейшее расширение оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), которая оказывается в 18 государственных медицинских организациях, в том числе в период с 2017 по 2020 год лицензию на осуществление ВМП получили 8 медицинских организаций. С начала 2017 года в медицинских организациях республики получили ВМП 57221 человек, имеется тенденция к ежегодному росту количества случаев оказания ВМП в республике.
В 48 медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, внедрена новая модель медицинской организации, отличительными чертами которой являются открытая и вежливая регистратура, сокращение времени ожидания пациентом в очереди, упрощение записи на прием к врачу, уменьшение бумажной документации, комфортные условия для пациента в зонах ожидания, понятная навигация, бережное отношение к медицинскому персоналу.
Для обеспечения доступности и качества медицинской помощи сельскому населению сельские медицинские организации обеспечены передвижными медицинскими комплексами. За 6 лет медицинские организации сельской местности получили 73 передвижных мобильных медицинских комплекса (в том числе 70 единиц закуплено за счет федерального бюджета).
В целях обеспечения доступности оказания медицинской помощи в труднодоступных районах республики организована и активно развивается санитарная авиация.
Эффективное использование результатов модернизации здравоохранения Республики Дагестан невозможно без дальнейшей комплексной информатизации отрасли и автоматизации процессов контроля и анализа в органах управления здравоохранением.
Развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения Республики Дагестан в настоящее время является приоритетным направлением как на федеральном, так и на региональном уровне, непосредственно связанным с качеством оказания медицинской помощи населению республики.
Внедрение информационных технологий в здравоохранение республики проходит в рамках развития регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Дагестан (РФ ЕГИСЗ РД).
В настоящее время развитие информатизации здравоохранения республики проходит в рамках реализации регионального проекта Республики Дагестан "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" (далее - региональный проект) в рамках национального проекта "Здравоохранение" на 2019 - 2024 годы.
В рамках реализации регионального проекта обеспечено существенное развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в частности оснащение территориально выделенных структурных подразделений медицинских организаций 12 495 дополнительными автоматизированными рабочими местами, 8 312 печатающими устройствами, 1 163 планшетными компьютерами для бригад скорой медицинской помощи, участковых терапевтов и педиатров.
В связи с необходимостью обеспечить защищенное информационное взаимодействие между медицинскими организациями и территориально выделенными структурными подразделениями, такими как участковые больницы, врачебные амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, поставлено 1 511 единиц программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих защиту каналов связи.
Основной информационной системой является единая централизованная государственная информационная система в сфере здравоохранения Республики Дагестан (ГИСЗ РД) - государственная информационная система "Региональный фрагмент Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Дагестан" (ГИС "РФ ЕГИСЗ РД").
К ГИС "РФ ЕГИСЗ РД" подключено 126 медицинских организаций и их территориально выделенных структурных подразделений, в том числе 120 участковых больниц, 167 врачебных амбулаторий, 988 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
Посредством ГИС "РФ ЕГИСЗ РД" обеспечивается электронный межучрежденческий медицинский документооборот между медицинскими организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Дагестан.
С помощью ГИС "РФ ЕГИСЗ РД" налажено электронное межведомственное взаимодействие медицинских организаций с другими профильными ведомствами и организациями, а также с федеральными системами/подсистемами, в том числе Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
В частности, успешно обеспечивается электронное взаимодействие с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Дагестан в части сдачи реестров счетов, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в части передачи листков нетрудоспособности, филиалами бюро медико-социальной экспертизы путем передачи направлений на медико-социальную экспертизу, с органами ЗАГС в части передачи медицинских свидетельств о рождении, с Управлением Росгвардии по Республике Дагестан в части передачи медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинских заключений об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, с аптеками в части передачи электронных льготных рецептов.
Через ГИС "РФ ЕГИСЗ РД" медицинскими организациями передаются данные в подсистемы ЕГИСЗ: Федеральный реестр электронных медицинских документов, Интегрированная электронная медицинская карта, Федеральный регистр льготного лекарственного обеспечения и другие.
К центральному архиву медицинских изображений (ЦАМИ) подключено 133 единиц диагностического оборудования.
К лабораторной информационной системе (ЛИС) подключено 239 лабораторных анализатора.
Все станции и отделения скорой медицинской помощи подключены к координационно-информационной системе скорой медицинской помощи, с помощью которой успешно формируют и регистрируют СЭМД "Карта вызова СМП".
Посредством ГИС "РФ ЕГИСЗ РД" ведется единая база льготников и выписка электронных льготных рецептов на рабочем месте врача в медицинских организациях, а также взаимодействие с Федеральным регистром льготного лекарственного обеспечения.
Для граждан создан удобный сервис дистанционной записи на прием к врачу, в частности предусмотрена возможность записи на прием к врачу через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), региональный портал медицинских услуг, мобильное приложение "К врачу", от врача к врачу, кол-центр#, инфомат, роботизированный помощник по единому номеру 122.
Также посредством ЕПГУ у граждан имеется возможность вызвать врача на дом, прикрепиться к поликлинике, записаться по направлению, записаться на вакцинацию от COVID-19 или записаться на прохождение углубленной диспансеризации после COVID-19.
Созданы и внедрены централизованные подсистемы ГИС "РФ ЕГИСЗ РД" по отдельным профилям оказания медицинской помощи (онкология, сердечно-сосудистые заболевания, акушерство, гинекология и неонатология, профилактическая медицина) с целью передачи структурированных медицинских сведений и структурированных электронных медицинских документов (CMC и СЭМД) в вертикально интегрированные медицинские информационные системы Министерства здравоохранения Российской Федерации (ВИМИС) по соответствующим профилям.
16 медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Дагестан, переведены на формирование медицинской документации в электронном виде без дублирования на бумажном носителе по определенным видам.
Медицинская помощь по медицинской реабилитации в Республике Дагестан оказывается в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Объемы медицинской помощи по профилю "медицинская реабилитация" утверждаются ежегодно Тарифным соглашением по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Дагестан.
В Республике Дагестан реализуется трехэтапная модель медицинской реабилитации для пациентов с заболеваниями неврологического профиля, травматологического профиля и пациентов с соматическими заболеваниями.
Медицинская помощь по медицинской реабилитации оказывается медицинскими организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность с указанием работ (услуг) по медицинской реабилитации. По состоянию на 1 января 2023 года оказание медицинской помощи по профилю "медицинская реабилитация" в Республике Дагестан предусмотрено 32 медицинскими организациями, в том числе 20 - государственной формы собственности (из которых 12 для взрослого и 8 для детского населения) 2 - различных форм собственности, имеющими лицензию на медицинскую деятельность по профилю "медицинская реабилитация". В 2022 году данную медицинскую помощь оказывали 17 медицинских организаций государственной формы собственности и 10 - различных форм собственности.
В 2022 году в рамках программы "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в Республике Дагестан" закуплено 287 единиц медицинских изделий для 4 медицинских организаций.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 19 апреля 2023 г. N 668-Л утверждены План мероприятий по ежегодному открытию коек паллиативной медицинской помощи (далее также - ПМП) и План мероприятий по ежегодному открытию выездной патронажной бригады.
К концу 2024 года в рамках реализации указанных мероприятий должно быть развернуто 206 коек ПМП (186 для взрослого населения и 20 детских). Индикативный показатель "Обеспеченность паллиативными койками на 10000 населения" составляет 0,77, с учетом прироста населения показатель составит 0,66.
Для оказания ПМП в 11 медицинских организациях республики развернута 131 койка, на 2023 год планируется открытие еще 10 коек. Плановое количество коек ПМП к концу 2023 года - 161 койка (141 взрослая и 20 детских).
По состоянию на 1 октября 2023 года количество взрослых, нуждающихся в ПМП, составляет 13 421 человек. В связи с увеличением количества больных злокачественными новообразованиями отмечается потребность в создании в республике хосписа для таких больных.
Анализ сложившейся в последние годы наркоситуации в Республике Дагестан показал, что распространение незаконного потребления наркотиков продолжает оставаться достаточно острой проблемой, негативно влияющей на демографический и социально-экономический потенциал региона.
Общее число зарегистрированных пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков (включая больных наркоманией и пациентов, употребляющих наркотики с вредными последствиями), в 2020 году составило 6846 чел., или 220,06 чел. на 100 тыс. населения, что на 3,5 проц. ниже уровня 2019 года (231,63).
Ключевым звеном в системе мер по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств, профилактике наркомании на муниципальном уровне являются городские и районные антинаркотические комиссии, которые созданы во всех муниципальных образованиях Республики Дагестан.
Наблюдается снижение темпов увеличения количества лиц, состоящих на наркологическом учете, стабилизация количества смертельных случаев, наступивших вследствие употребления наркотиков, уменьшение количества женщин, детей и подростков, состоящих на учете в наркологических диспансерах Республики Дагестан. Увеличивается число лиц, находящихся в состоянии стойкой ремиссии, а также снятых с учета в связи с выздоровлением.
Мониторинг общественного мнения показывает, что почти 90 проц. респондентов считают проблему наркомании для нашей республики актуальной. Уровень готовности общественного сознания к усилению мер, направленных на борьбу с наркоманией и распространением наркотиков, можно определить как достаточно высокий. В целях улучшения наркоситуации необходима дальнейшая эффективная работа всех органов власти и общественных организаций по профилактике и противодействию наркомании.
Развитие службы охраны материнства и детства направлено на улучшение качества здоровья женщин и детей, снижение уровня детской, в том числе младенческой, и материнской смертности, обеспечение доступности медицинской помощи во всех отдаленных уголках республики. Этому способствует работа трех перинатальных центров. Благодаря эффективной маршрутизации беременных женщин в рамках трехуровневой системы удается сконцентрировать на третьем уровне значительную часть беременных с преждевременными родами. В 2022 году в перинатальных центрах республики состоялось 63 проц. от всех преждевременных родов.
В структуре младенческой смертности ведущую роль играют перинатальные состояния (51,9 проц.), снизился удельный вес врожденных аномалий развития (с 28,8 до 12,7 проц.), прочие причины (болезни нервной системы, хирургическая патология) составляют 9,9 процента.
Бесплатное лекарственное обеспечение льготной категории населения реализуется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Бесплатное лекарственное обеспечение льготной категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, реализуется в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" за счет средств федерального бюджета.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2021 г. N 16 "О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра" Министерством здравоохранения Республики Дагестан направляются персонифицированные заявки по нозологиям для обеспечения детей лекарственными препаратами.
Обеспечение лекарственными препаратами по 14 нозологиям осуществляется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1416 "О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей".
Кроме того, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 сентября 2022 г. N 639н "Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения в целях обеспечения в амбулаторных условиях лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в течение 2 лет с даты постановки диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства" осуществляется обеспечение указанных лиц лекарственными препаратами.
Министерством здравоохранения Республики Дагестан осуществляется постоянный мониторинг ситуации по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, закупаемыми в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья граждан, помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общемировых тенденций. В связи с этим структура Программы должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальных целей в сфере охраны здоровья (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие развитие отечественной системы здравоохранения в соответствии с общемировыми тенденциями.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 2581-р;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 3468-р;
перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
Указанная цель декомпозирована на мероприятия и показатели, характеризующие ее достижение, в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р.
Исходя из указанных приоритетов сформулированы следующие основные цели Программы:
снижение смертности населения от всех причин;
повышение ожидаемой продолжительности жизни;
повышение удовлетворенности населения медицинской помощью.
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Основные стратегические приоритеты сферы здравоохранения Республики Дагестан определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и реализуются в рамках национального проекта "Здравоохранение".
Реализация мероприятий Программы оказывает непосредственное влияние на достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, в части достижения показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни" за счет мероприятий, направленных на снижение смертности населения и повышение качества оказываемых медицинских услуг.
Данный показатель также обозначен как один из основных в сфере здравоохранения, определенный в соответствии с национальными целями, в государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640.
4. Задачи государственного управления Программой, способы их эффективного решения
Достижение целей Программы обеспечивается путем решения следующих задач:
формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек как результат;
развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи;
борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
борьба с онкологическими заболеваниями;
развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;
обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Республики Дагестан квалифицированными медицинскими кадрами;
создание единого цифрового контура в здравоохранении Республики Дагестан на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ);
модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан.
В качестве способов эффективного решения целей и задач Программы предусмотрены следующие мероприятия:
мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья; проведение массовой и групповой работы по пропаганде здорового образа жизни среди населения Республики Дагестан по факторам риска хронических неинфекционных заболеваний; разработка и внедрение корпоративных программ укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни работников на основании модельных программ;
ведение мониторинга реализации мероприятий региональных программ; профилактика развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, переоснащение и дооснащение медицинским оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений Республики Дагестан;
организация работы центров амбулаторной онкологической помощи; раннее выявление онкологических заболеваний путем проведения медицинских осмотров и скринингов, выявления пациентов, входящих в группу высокого риска, в том числе генетически обусловленного, развития/наличия онкологического заболевания, повышение онконастороженности врачей и пациентов; переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями;
развитие санитарной авиации; предоставление гражданам возможности оценки своего здоровья путем прохождения профилактического медицинского осмотра и (или) диспансеризации; увеличение доступности для граждан поликлиник и поликлинических подразделений, внедривших стандарты и правила "Новой модели организации оказания медицинской помощи"; создание/замена новых фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий;
функционирование Регионального центра первичной медико-санитарной помощи ГБУ РД "Республиканский центр охраны здоровья и медицинской профилактики";
организация обеспечения развития профилактического направления в педиатрии и раннее взятие на диспансерный учет детей с впервые выявленными хроническими заболеваниями; оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, в том числе за счет средств родовых сертификатов; улучшение помощи недоношенным новорожденным;
совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников; увеличение притока медицинских кадров в отрасль; социальная поддержка отдельных категорий медицинских работников; повышение престижа профессии медицинского работника;
внедрение автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам; внедрение и развитие медицинских информационных систем в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Дагестан, соответствующих требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации; подключение к ЕГИСЗ медицинских информационных систем медицинских организаций и государственных информационных систем в сфере здравоохранения Республики Дагестан, что обеспечит доступ граждан к услугам (сервисам), в том числе: запись на прием к врачу (вызов врача на дом), диспансеризацию (профилактические осмотры), получение сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости, доступ к своим электронным медицинским документам в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ;
оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи, в том числе с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; организация нового строительства, замена зданий в случае высокой степени износа, наличия избыточных площадей медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь; реконструкция зданий медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь; осуществление капитального ремонта зданий медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь;
развитие паллиативной медицинской помощи, в том числе дооснащение (переоснащение, оснащение) структурных подразделений медицинских организаций и (или) медицинских организаций, оказывающих специализированную паллиативную медицинскую помощь, медицинскими изделиями, в том числе предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемыми для использования на дому, обеспечение пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, лекарственными препаратами для купирования тяжелых симптомов заболевания, в том числе для обезболивания; обеспечение медицинских организаций автомобилями в соответствии со стандартом оснащения отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и легковыми автомашинами в соответствии со стандартом оснащения отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям, предусмотренными положением об организации оказания паллиативной медицинской помощи;
реализация мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями, в том числе закупка диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения пациентов с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также медицинских изделий в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным порядком оказания медицинской помощи пациентам с туберкулезом; закупка диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и (или) С, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации; профилактика ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций.
Перечень объектов капитального строительства, реализуемых в рамках государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан" (кроме мероприятий регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Перечень объектов строительства (реконструкции), капитального ремонта, мероприятий по приобретению и монтажу быстровозводимых модульных конструкций, медицинского оборудования и автомобильного транспорта для медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Дагестан, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям, их обособленных структурных подразделений, центральных районных и районных больниц приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к государственной программе
Республики Дагестан "Развитие
здравоохранения в Республике Дагестан"
Перечень
объектов капитального строительства, реализуемых в рамках государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан" (кроме мероприятий регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения")
N |
Наименование объекта (медицинской организации) |
Адрес объекта |
Мощность объекта |
Примерная общая стоимость, тыс. руб. |
Срок ввода в эксплуатацию/ приобретения объекта |
Примерная стоимость (в разрезе по годам), тыс. рублей |
|||||||
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Значение |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. Строительство | |||||||||||||
1.1. |
Роддом в с. Маджалис, Кайтагский район, в том числе подготовка проектной документации |
РД, Кайтагский район, с. Маджалис |
коек |
30 |
356 406,59 |
2026 |
0,00 |
306 406,59 |
50 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2. |
Больница в с. Кумух, Лакский район |
РД, Лакский район, с. Кумух |
коек |
50 |
137 181,47 |
2024 |
137 181,47 |
- |
- |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3. |
Родильное отделение центральной городской больницы, г. Кизилюрт |
РД, г. Кизилюрт |
коек |
120 |
590 339,23 |
2025 |
372 397,23 |
217 942,00 |
- |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.4. |
Строительство хозяйственного корпуса ГБУ РД "Каспийская центральная городская больница", в том числе подготовка проектной документации |
РД, г. Каспийск |
|
|
55 000,00 |
2024 |
55 000,00 |
- |
- |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.5. |
Строительство комплекса объектов медицинского назначения города Каспийска путем возведения следующих корпусов: "Лечебно-диагностический центр" и "Станция скорой медицинской помощи", подготовка проектной документации |
РД, г. Каспийск |
коек |
150 |
350 000,00 |
- |
0,00 |
- |
350 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.6. |
Больница (2-я очередь), г. Избербаш |
РД, г. Избербаш |
коек |
300 |
160 000,00 |
2024 |
160 000,00 |
- |
- |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Итого по разделу 1 |
|
|
|
1 648 927,29 |
|
724 578,70 |
524 348,59 |
400 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к государственной программе
Республики Дагестан "Развитие
здравоохранения в Республике Дагестан"
Перечень
объектов строительства (реконструкции), капитального ремонта, мероприятий по приобретению и монтажу быстровозводимых модульных конструкций, медицинского оборудования и автомобильного транспорта для медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Дагестан, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям, их обособленных структурных подразделений, центральных районных и районных больниц
Текст приложения в формате pdf размещен на сайте http://www.garant.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 27 декабря 2023 г. N 538 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 29 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 января 2024 г. N 0500202401030023