В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в целях реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт", внедрения регионального экспортного стандарта, утвержденного протоколом заочного голосования членов проектного комитета по национальному проекту от 2 сентября 2022 г. N 5 "Международная кооперация и экспорт", постановляю:
1. Утвердить Стратегию развития экспорта Республики Саха (Якутия) до 2032 года согласно приложению к настоящему Указу.
2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава Республики Саха (Якутия) |
А. Николаев |
УТВЕРЖДЕНА
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 30 декабря 2023 г. N 178
Стратегия
развития экспорта Республики Саха (Якутия) до 2032 года
1. Общие положения
Стратегия развития экспорта Республики Саха (Якутия) соответствует долгосрочным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также задачам отраслевого развития, в том числе Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития туризма в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года, Стратегии промышленного несырьевого экспорта Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и т.д. Настоящий документ учитывает также положения Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", направления и целевые значения национальных проектов "Международная кооперация и экспорт" (в том числе федеральных проектов "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", "Промышленный экспорт", "Экспорт продукции АПК", "Логистика "Экспорт услуг"), "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (в том числе федеральных проектов "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", "Популяризация предпринимательства"), федеральных проектов "Развитие экспорта медицинских услуг" национального проекта "Здравоохранение", "Экспорт образования" национального проекта "Образование", а также стратегические ориентиры, рекомендованные Региональным экспортным стандартом (утв. протоколом заочного голосования членов проектного комитета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" от 22 декабря 2021 г. N 15).
Стратегия развития экспорта Республики Саха (Якутия) (далее - Экспортная стратегия) сфокусирована на вопросах развития нетрадиционных для Республики Саха (Якутия) направлениях экспортной деятельности - несырьевые неэнергетические товары и услуги. Таким образом, цель Экспортной стратегии - обеспечение благоприятных условий и достижение до 2030 года роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров и услуг Республики Саха (Якутия) не менее чем на 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года и сохранение достигнутого уровня на период до 2032 года.
Приоритетные направления развития экспорта Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года:
расширение присутствия субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортной деятельности, в том числе быстрорастущих компаний для активизации позитивных структурных изменений, и развитие товарного разнообразия экспорта;
развитие сферы международных услуг Республики Саха (Якутия);
расширение географии экспорта товаров и услуг Республики Саха (Якутия);
сокращение институциональных и инфраструктурных барьеров;
развитие международных и внешнеэкономических партнерских отношений Республики Саха (Якутия) посредством участия в деятельности международных организаций и развитие народной дипломатии.
Задачами Экспортной стратегии являются:
расширение форм и механизмов экспортной деятельности в условиях цифровой трансформации;
реализация конкурентного потенциала экспортно ориентированных производств Республики Саха (Якутия);
совершенствование системы экспортной логистики, развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
2. Тенденции развития экспортной деятельности Республики Саха (Якутия)
2.1. Динамика и структура основных параметров экспортной деятельности
Республика Саха (Якутия) относится к экспортоориентированным регионам - за период с 2010 года доля экспортных операций во внешнеторговом обороте составляет 96,5 процента (по РФ в целом - 62,7 процента), что является наибольшим значением среди других субъектов Российской Федерации. Доля Республики Саха (Якутия) в экспортной деятельности страны за 2010 - 2021 годы составляет 1,1 процента, по ДФО - 17,8 процента (за 2019 - 2021 годы 1 процент и 16 процентов соответственно). Среди дальневосточных регионов Якутия занимает второе место после Сахалинской области, которая дает 3,2 процента общероссийского экспорта и 54,2 процента по ДФО (за 2019 - 2021 годы три процента и 47 процентов). В других регионах с сопоставимым объемом преобладания экспорта над импортом (ХМАО, Кемеровская область - Кузбасс, Сахалинская область) объем внешней торговли значительно выше (в среднем в 3,5 раза).
Динамика экспорта Республики Саха (Якутия) за последние 15 лет сопоставима с динамикой изменений объемов экспорта по РФ и ДФО, что обусловлено тем, что республиканский экспорт, как и экспорт в целом по стране, главным образом, связан с традиционными сырьевыми секторами и обеспечивается за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых - в Якутии, прежде всего, алмазов и ТЭР. Доля экспорта сырья составляет более 95 процентов.
За период 2017 - 2021 годы динамика внешнеторговой деятельности Республики Саха (Якутия) демонстрировала тенденцию к ежегодному снижению, только в 2021 году показала существенный рост, в том числе по числу стран-партнеров, но без качественного изменения товарной структуры. С одной стороны, рост спроса на отечественные товары и услуги, в том числе Республики Саха (Якутия), в 2021 году является следствием роста мировых цен на сырьевые товары, ослабления ограничений, связанных с пандемией, а также восстановления спроса благодаря пакетам экономических стимулов, то есть существенный рост в 2021 году по сравнению с предыдущим периодом является искусственным и малообеспеченным. За первое полугодие 2022 года динамика экспортных операций снижения темпов роста не демонстрирует.
На рост весовых значений и стоимости экспорта Республики Саха (Якутия) значительное влияние имеет деятельность крупных компаний. Сумма экспортных операций одного предприятия в Якутии в три раза выше среднероссийского и в два раза выше дальневосточного. В Якутии на одно малое и микропредприятие приходится 66 тыс. долларов США, тогда как по России 520 тыс. долларов, по ДФО - 1602 тыс. долларов. В стране же в целом и ДФО основная доля стоимости экспорта по субъектам малого и среднего бизнеса приходится на средние предприятия: по РФ на одно предприятие 3,5 млн долларов США, по ДФО более девяти млн долларов США.
К несырьевым энергетическим видам экспортируемых товаров из Якутии относятся товары из группы "Руды, шлак и зола" (фракция бензиновая газоконденсатная, смазочный материал, петролатум), доля в общем объеме экспортируемых товаров которых низкая (до 0,01 процента), данные экспортируемые товары поставлялись в Монголию и Анголу.
Несырьевой неэнергетический экспорт Республики Саха (Якутия) занимает около 4,5 процента от общих объемов экспортных операций региона. В группе нижнего передела несырьевого неэнергетического экспорта превалируют пиломатериалы (в 2019 г. - 87 процентов, в 2020 и 2021 годы - 100 процентов). В соответствии с методикой национального проекта "Международная кооперация и экспорт" превалирующая доля несырьевых неэнергетических экспортируемых Республикой Саха (Якутия) товаров принадлежит к несырьевой продукции средних переделов - готовых продуктов невысокой сложности, которая в основном представлена экспортом бриллиантов (95 процентов в общей сумме товаров ННЭ и 4 процента в общей сумме экспорта в среднем). Группа верхнего передела представлена разнородными товарами, при этом товары собственно якутского производства, как правило, представлены предметами палеонтологии, но доли такого рода товаров весьма нестабильны и поставляются, как правило, потребителям в КНР. Ювелирные изделия из серебра и золота в последние годы представлены весьма небольшим кругом предприятий-экспортеров с нестабильными объемами - всего за последние три года экспортировано товаров этой категории на сумму чуть более 900 тыс. долларов США.
К товарам промышленных отраслей несырьевого неэнергетического экспорта относятся изделия из древесины. Республика Саха (Якутия) экспортировала лесоматериалы (код ТН ВЭД 44) двух видов: товарных позиций 4407 (нижний передел) и 4409 (средний передел) за 2019 - 2022 годы на общую сумму 239 тыс. долларов США, из них 70 процентов в 2021 году, в январе-августе 2022 года экспорт не осуществлялся. Основным экспортером продукции лесопромышленного комплекса (далее - ЛПК) является ООО "ЛПК Алмас" (за 2019 - 2021 гг. - 93,8 процента поставленной на экспорт продукции). Основная страна-импортер товаров ЛПК Якутии (96 процентов) - Германия. С учетом запрета на импорт лесной продукции из России в Евросоюз в рамках пятого пакета санкций, ответных российских мер, а также с учетом текущих транспортно-логистических проблем потенциальные возможности экспорта через транзитные страны невысоки.
В 2019 и 2021 годы экспортировано продукции несырьевых товаров АПК на сумму около 329 тыс. долларов США. Продукция местного производства представлена пушниной (продукция нижнего передела) и товарами рыбопереработки производства ООО "Якутская рыбная компания" (продукция нижнего и среднего передела), единственной компании из Республики Саха (Якутия), состоящей в списке российских рыбоперерабатывающих предприятий и судов-поставщиков продукции водного промысла и аквакультуры в КНР, проводящей ежегодное обследование для оценки соответствия предприятия ветеринарно-санитарным требованиям нормативно-правовых актов, директив, регламентов, стандартов КНР.
География экспорта за последние десять лет направлена в страны дальнего зарубежья, это поставки в Азию и Европу. За период 2018 - 2021 годы экспорт осуществлялся в 71 страну мира, основную долю которого составляют поставки в Бельгию (44,7 процента от общего объема экспортируемых товаров), а из азиатских стран региональные товары наиболее востребованы в Индии (15,2 процента от общего объема экспортируемых товаров), Китайской Народной Республике (11,6 процента) и Объединенных Арабских Эмиратах (7,2 процента). Из восьми крупных внешнеторговых стран-партнеров (Индия, КНР, Бельгия, Израиль, ОАЭ, Гонконг, Республика Корея и Япония) поставки в Израиль и Бельгию имеют тенденцию к снижению. В последние годы объемы экспорта Республики Саха (Якутия) в страны ШОС и АТЭС сопоставимы с экспортом в страны Евросоюза.
Наиболее высокий рост объемов экспорта демонстрируют поставки в Республику Корея и Объединенные Арабские Эмираты - с 3 тыс. долларов США в 2011 г. до 171 тыс. долларов США в 2021 г. и с 62 тыс. долларов США в 2011 г. до 967 тыс. долларов США соответственно. В 2021 г. экспорт продукции Республики Саха (Якутия) в КНР впервые превысил объемы экспорта в Бельгию, в среднем по данным за 2011 - 2021 годы объемы экспортных операций в КНР по сравнению с Бельгией составляли 31 процент, в Республику Корея - 5 процентов, ОАЭ - 21 процент.
В экспортных операциях с Китаем преобладают минеральные продукты. За 2019 - 2021 годы доля экспорта минеральных продуктов составила 60 процентов от общего объема экспортных операций по данному виду товаров. В более значительных объемах минеральные продукты поставляются в Японию (17 процентов) и Республику Корея (10 процентов).
Экспорт товаров Республики Саха (Якутия) в страны, не входящие в перечень недружественных, имеет тенденцию к росту с 2014 года (Индия, Шри-Ланка, Казахстан, Армения, Израиль, Оман, ОАЭ, Турция, Китай, Гонконг, Монголия, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Ботсвана, Беларусь) и составляет около 2 млрд долларов США. Наибольший рост экспорта товаров Республики Саха (Якутия) отмечается в страны Юго-Восточной Азии со 124 тыс. долларов США до 16 млн. Товары несырьевого неэнергетического экспорта поставляются в ОАЭ и Израиль (в 2022 г. в Турцию).
В 2021 году экспорт услуг Республики Саха (Якутия) вырос относительно данных 2019 года на 42 процента (на 42 млн долларов США) за счет увеличения экспорта услуг по статьям "телекоммуникационные, компьютерные, информационные услуги" на 50 процентов (29 млн долларов США), "транспортные услуги" на 57 процентов (13 млн долларов США) и "прочие деловые услуги" на 64 процента (на 4,3 млн долларов США), а также по техническому обслуживанию и ремонту товаров, строительству, финансовым услугам, что компенсировало сокращение экспорта по целому ряду иных услуг, в том числе по поездкам. Несмотря на то, что в ДФО доля Республики Саха (Якутия) в экспорте услуг по статье "Телекоммуникационные, компьютерные, информационные услуги" составляет за 2019 - 2021 годы 71 процент, в масштабах страны эта доля составляет всего 0,6 процента. Основная доля экспорта ИКТ-услуг приходится на Москву и Санкт-Петербург, так как именно в этих городах сконцентрирована большая часть ИТ-компаний.
На низкие объемы экспорта туристических услуг влияет помимо очевидных транспортных и географических факторов недостаточно высокий географический охват иностранных туристов за последние десять лет - 50 стран. Наибольшее число туристов - это представители европейских стран (в среднем более 200 чел. в год) и, прежде всего, ее западной части. Из азиатского континента Якутия наиболее популярна среди стран Восточной Азии (примерно 90 чел. в год) и, главным образом, Китая (примерно 50 чел. в год) и Японии (более 40 чел. в год). Но экспорт туристских услуг Китаю в отличие от Японии и Южной Кореи не отличается стабильным ежегодным потоком туристов. Невысокие, но практически ежегодные туристские потоки отмечались из США и европейских стран. Посещение Якутии представителями таких стран как ОАЭ, Пакистан, Иран, Гонконг имело практически разовый характер.
К основным характерным чертам для экспортной деятельности Республики Саха (Якутия) следует отнести растущие объемы в азиатском направлении, превалирующую долю сырьевой составляющей, небольшой спектр товарного разнообразия несырьевого неэнергетического экспорта и отсутствие тенденции к его расширению (за небольшим исключением), а также невысокую долю представителей малого и среднего бизнеса во внешнеэкономической деятельности республики, как по количеству компаний, так и по экспортным объемам операций.
2.2. Вызовы и барьеры
Международная торговля находится под влиянием продолжающихся сбоев в логистике, роста цен на энергоносители, стремления к оптимизации цепочек поставок и диверсификации поставщиков, растущего спроса на экологически устойчивые продукты, а также значительного ужесточения финансовых условий, что отразится на структуре внешнеторговых операций.
В условиях ужесточения международной конкуренции в мировой торговле расширили свое присутствие на рынке сырьевых товаров страны с переходной экономикой, укрепились экспортные позиции развивающихся стран, в особенности по высокотехнологической продукции, что связано с использованием преимуществ дешевой рабочей силы и созданием стоимости товаров и услуг (Китай, Вьетнам, Малайзия, Таиланд).
Отягчающим для перспектив роста отечественного экспорта и экспорта Республики Саха (Якутия) является максимальный за последние десятилетия рост мировой геополитической напряженности. Выход на внешние рынки осложняют как иностранные регуляторы, так и российские ответные меры, в том числе из-за ограничения вывода валютных средств, увеличения цикла перевода денежных средств. Ограничения экспортных операций связаны со сложностями работы с зарубежными компаниями, расторжением действующих договоров и контрактов. Процессы действий в новых условиях не сформированы окончательно и могут неоднократно измениться в любую сторону - как благоприятную, так и более негативную.
В период "экономики сопротивления", усиления влияния иностранных регуляторов экспорт Республики Саха (Якутия) имеет риски значительного снижения.
Поставки необработанных алмазов могут сократиться более чем на 25 процентов, что связано с санкционными мерами в отношении АК "АЛРОСА" (ПАО). Определенное влияние на мировую торговлю будет оказывать реализация индийских планов по становлению крупного центра лабораторно выращенных алмазов (крупные производственные центры - Китай, США). Применение в ювелирных изделиях с 2021 по 2027 год увеличится в среднем на три процента, доля промышленного применения синтетических или выращенных в лаборатории продуктов увеличится значительно. Учитывая малорентабельность гранильного производства в России и перенос производственных мощностей одного из крупных экспортеров ООО "ДДК" в Приморский край, могут отрицательно сказаться на объемах несырьевого неэнергетического экспорта товаров Республики Саха (Якутия). Алмазообрабатывающие производства, ранее располагавшиеся в непосредственной близости от торговых центров (Европа, Израиль и США) или вблизи районов добычи полезных ископаемых, постепенно переходят в страны с низкими затратами на рабочую силу и растущим спросом на конечную продукцию (Индия, Китай и страны Юго-Восточной Азии). На сегодня помимо Израиля и Бельгии один из крупнейших в мире центров торговли необработанными и ограненными алмазами находится в ОАЭ (Дубайская алмазная биржа).
Спрос на ювелирные изделия с бриллиантами до уровня, предшествующего пандемии, по мнению экспертов, восстановится с 2022 по 2024 годы. По итогам восьми месяцев 2022 года экспорт вернулся на докризисный уровень, так как индийские банки стали проводить транзакции в валютах, отличных от долларов. В дальнейшем прогнозируется сохранение определенных объемов экспортных поставок драгметаллов с учетом возможностей переаффинажа (перемаркировка золота другими заводами, обладающими статусом Good Delivery) или расширения экспорта в страны без требований к этому статусу (Индия, Китай, арабские страны или Турция). При условии стабильности фундаментальных экономических факторов и достаточности маркетинговой поддержки долгосрочный спрос будет расти в среднем на 2-3 процента в год с 2023 по 2032 годы. По прогнозам Индия будет оставаться лидером в росте закупок алмазов, социальное воздействие является главной проблемой устойчивого развития для потребителей в США (доля спроса в мире около 48 процентов), в Китае и Индии также растет забота потребителей о сохранении окружающей среды.
Риски во внешнеэкономической деятельности связаны также с нарушением части логистических цепочек, в том числе приостановки действия Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, ростом тарифов на грузоперевозки.
В рамках современных вызовов становятся актуальными вопросы продовольственного самообеспечения и самодостаточности. Недостаточный объем местного сырья и нехватка инвестиционных ресурсов в модернизацию заготавливающей и перерабатывающей инфраструктуры АПК являются основными барьерами для развития экспортных амбиций Республики Саха (Якутия) в данном направлении. Несмотря на текущую ситуацию на мировом рынке продовольствия, связанную с дефицитом зерна, достаточно большое внимание международного сообщества уделяется повышению эффективности системы защиты географических указаний для сельскохозяйственной продукции. В неблагоприятных условиях для ведения сельскохозяйственной деятельности в силу природно-климатических особенностей региона широкий экспорт продукции агропромышленного комплекса, традиционно ориентированного на внутренний рынок, но имеющего шансы выхода на внешние рынки, на сегодня не может быть отнесен к приоритетным в рамках Экспортной стратегии, но определенно требует пристального внимания в контексте растущего мирового спроса на экологически устойчивые продукты. С учетом сохранения полного цикла рыбного хозяйства (добыча - переработка предпродажная подготовка) и обеспечения стабильного развития рыбоперерабатывающей отрасли, наличия опыта работы местных предприятий на рынке КНР (ООО "Якутская рыбная компания"), имеющегося спроса на международном рынке шкурок соболя, экспорт товаров АПК может быть сконцентрирован на пушнине (нижний передел), рыбных товарах (нижний и средний переделы), а также продукции верхнего передела (например, чайных напитков).
Вопросы экологии касаются не только сферы АПК, для сырьевых экспортеров источником рисков также может стать реализация низкоуглеродной повестки крупнейшими странами. В дальнейшем при экспорте продукции отечественные товары могут быть дискредитированы, так как постепенно в отношении процессов добычи, производства, потребления и управления потенциальными отходами внедряются новые критерии другими странами.
Две основные составляющие международного экспорта услуг:
ИТ-сектор и транспортные услуги - находятся под риском значительного снижения объемов экспорта. Так, под влиянием санкций большие потери в объемах экспорта испытает АО "Авиакомпания "Якутия". Активно развивавшийся в последние годы ИТ-сектор в Республике Саха (Якутия), как и отечественный, претерпел изменения, которые также свидетельствуют о перспективе значительного снижения экспортных объемов. В последние годы якутский бизнес в этой сфере активно расширял свою географию и произвел релокацию бизнеса.
Территориальная близость с азиатскими странами предполагает развитие якутского экспорта с использованием их потенциала. В планах Минэкономразвития РФ нарастить торговлю с КНР до 200 млрд долларов к 2024 году. С одной стороны, внешняя торговля с КНР имеет быстрые темпы развития за счет интереса этой страны к сырьевым ресурсам Якутии, но в целом для несырьевого экспорта Республики Саха (Якутия) рынок этой страны достаточно проблематичен, что связано с развитостью и самодостаточностью собственной продукции страны, а также правовыми барьерами. Так, российские малые и средние компании не имеют возможности прямой торговли, определенной необходимостью использования посреднических услуг (для регистрации на маркетплейсах), языковым барьером и спецификой маркетинговых операций. К одному из перспективных направлений несырьевого неэнергетического экспорта относятся товары верхнего передела в рамках растущего спроса в этой стране на продукты здорового питания.
К вызовам следует отнести и тот факт, что вызванный пандемией COVID-19 кризис ускорил цифровизацию продуктов и услуг по всему миру и стал причиной ускоренной цифровизации взаимодействия продавцов и потребителей, внедрения электронной коммерции между странами.
Для перенаправления экспортных потоков с европейского на азиатское направление требуется развитие железнодорожных и портовых мощностей на Дальнем Востоке, будет возрастать важность развития арктической морской навигации, особенно в ее восточном направлении. Бурное развитие АТР, который и так является одним из крупных потребителей топливно-энергетических ресурсов, обеспечит загрузку возрожденного Северного морского пути. Увеличение грузопотока потребует значительной работы по всей трассе СМП для надежной и безопасной транспортировки грузов.
Традиционными определяющими факторами сценариев развития экспорта в зависимости от результатов деятельности по устранению внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры, являются: логистика, сложности с поиском новых рынков сбыта, финансовые и торговые ограничения, ограничения, связанные со свободой передвижения товаров, нормативно-правовые изменения, а также недостаток или отсутствие финансовых ресурсов у предприятия, технические барьеры (требования к продукции) в странах-импортерах, высокая стоимость/отсутствие необходимых комплектующих и технологий, уровень тарифов естественных монополий (электроэнергия, газ, водоснабжение и др.), незнание нормативно-правовых особенностей законодательства зарубежных стран, необходимость поддерживать установленные мировые стандарты качества продуктов, сложность процедур получения разрешительных документов, сложность и высокая стоимость оценки соответствия, отсутствие информации о внешних рынках и потенциальных партнерах, недостаточная господдержка на территории другого государства, конкуренция и действия других компаний.
Другим ограничением выступает слабая роль малого и среднего бизнеса в экономике в отсутствии эффективной экосистемы предпринимательства и преобладающий запрос со стороны компаний на протекционизм государства, что тормозит развитие технологических стартапов. В качестве серьезного структурного ограничения роста сохраняется низкое товарное разнообразие экспорта. Мировой экспорт расширяется за счет продукции в сфере биотехнологий, медицинских приборов и аппаратов. Отечественные традиции основаны на особом внимании к интересам крупнейших компаний и развитии секторов с вертикальной координацией. Мировая практика демонстрирует значимую роль быстрорастущих компаний малого и среднего предпринимательства в структурных изменениях экономики. Развитие таких организаций тесно связано с их инновационной активностью. Согласно научным данным производительность труда является определяющим фактором экспортной деятельности. Низкий уровень экспортной активности предприятий является прямым следствием низкого уровня производительности труда в экономике.
Дополнительные внутренние ограничительные факторы экспортной деятельности - это вопросы, связанные с неразвитостью транспортной инфраструктуры, высокие тарифы на перевозки, сложная процедура таможенного оформления, низкая глобальная конкурентоспособность производимой продукции и услуг. К основным проблемам развития и укрепления экспортного потенциала Республики Саха (Якутия) следует отнести уровень развития конкурентоспособности товаров местного производства, определяемый рядом макро- и микроэкономических, социокультурных факторов.
Консервация сырьевой направленности экономики Республики Саха (Якутия) в условиях текущего состояния технологического развития отраслей экономики и потенциала привлечения инвестиций принципиально ограничивает возможности обеспечения устойчивого экономического роста региона и задействование человеческого капитала. С другой стороны, внимание государства дает определенные перспективы развития. Так, усиление тенденции перехода на мультивалютные расчеты может сократить риски, связанные с расчетами с торговыми партнерами в долларах. С учетом ряда возможных негативных факторов предпринимаются меры по стимулированию отечественной экспортной деятельности, в том числе по смягчению требований к валютному контролю для несырьевых экспортеров. В реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта.
К основным вызовам и барьерам относятся фактор неопределенности для развития мировой экономики и сохранение волатильности рынка. Горизонт планирования бизнеса в текущих условиях сократился до минимума, поскольку с проблемами, связанными с разрушением традиционных цепочек поставок, логистики, внешнего давления, столкнулись компании вне зависимости от своей конкурентоспособности на мировом рынке. В этих условиях мировые и отечественные тренды развития экономики призваны стимулировать оперативный переход Якутии на нетрадиционные для республики секторы экономики.
2.3. Приоритетные направления развития экспортной деятельности Республики Саха (Якутия)
Для обеспечения устойчивого экономического роста создание благоприятных условий для развития экспортной деятельности в условиях ограничения потребительской способности внутреннего рынка имеет приоритетное значение. К приоритетным направлениям развития экспортной деятельности Республики Саха (Якутия) в рамках позитивной повестки на долгосрочную перспективу относятся:
1) расширение присутствия субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортной деятельности, в том числе быстрорастущих компаний для активизации позитивных структурных изменений, и развитие товарного разнообразия экспорта.
Основные объемы несырьевого неэнергетического экспорта Республики Саха (Якутия), по-прежнему, составят товары группы среднего передела - бриллианты. Для развития товарного разнообразия в современных условиях высокой неопределенности, множественности и непрозрачности проблем в кооперационных и технологических цепочках необходимо расширение предпринимательской инициативы на основе поддержки развития малого и среднего бизнеса, что связано с их высоким потенциалом для структурных изменений.
Необходимы кардинальные меры по развитию традиционной для Якутии ювелирной отрасли. Новые траектории развития также основаны на внешнеэкономических глобальных вызовах (экология, здоровье, вода и пища).
С учетом трендов мировой экономики на экологичность и социальность, распространившихся и на инвестиции, очевидна необходимость внедрения принципов устойчивого развития (ESG). С экспоненциальным ростом проблем, связанных с окружающей средой, растущими проблемами экспортеров, требует реализации зеленая линия, создание имиджа Якутии на внешнем рынке как поставщика экологически чистой продукции позволит обеспечить тем самым более высокие цены на экспортируемые товары, облегчить получение конкурентного преимущества в части дифференциации продукции, использование этого преимущества способствует улучшению финансовых показателей организации-экспортера;
2) развитие сферы международных услуг Республики Саха (Якутия).
В условиях невысокого уровня производственного потенциала и недостаточных инвестиций перевод экономики Республики Саха (Якутия) на новую модель развития предполагает расширение и обновление сферы услуг.
Приоритетными в развитии рынка международных услуг Республики Саха (Якутия) останутся ИТ-услуги, транспортные и логистические услуги, а также услуги из категории "поездки", прочие деловые и медицинские услуги. Для поддержания ИТ-отрасли возможно использование индийского опыта по решению кадрового дефицита в отрасли, например, меры стимулирования активного привлечения женщин (в Индии доля женщин в отрасли составляет около 40 процентов).
В ряде секторов, прежде всего, общественного характера (например, медицина) необходимо использование потенциала перехода на более сложный технологический уровень. Одним из инструментов является утверждение обязательных требований, задающих технологическую модернизацию на долгосрочную перспективу. Для развития сферы экспорта медицинских услуг необходимы отдельные меры государственной поддержки медицинских организаций, потенциально перспективных для развития данного направления, в т.ч. в офтальмологии и кардиологии.
Системного сопровождения требует продвижение креативной продукции Республики Саха (Якутия), в том числе кинопродукции.
Развитие научных связей предполагает увеличение объемов платы за пользование интеллектуальной собственностью.
Перспективными направлениями развития сферы услуг являются образовательные услуги, услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров, строительство, туристические услуги и услуги в сфере культуры и отдыха, иные профессиональные и консультационные услуги. Развитие этих направлений предполагается за счет развития предпринимательской и инновационной экосистем, стимулирования экспортной деятельности субъектов малого предпринимательства;
3) расширение географии экспорта товаров и услуг Республики Саха (Якутия).
Несмотря на вводимые ограничения наиболее быстрорастущие метарегионы мира открыты для экспорта отечественных товаров и услуг. Российский экспортный центр (далее - РЭЦ) к ТОП-10 стран относит КНР, Казахстан, Узбекистан, Белоруссию, Турцию, Индию, Египет, Германию, Азербайджан и Вьетнам, в шорт-лист-35 отнесены ряд стран, в т.ч. ОАЭ, Сербия, Индонезия, Монголия, Таджикистан, Бангладеш, Филиппины и др. Действуют 12 представительств РЭЦ, которые обеспечивают охват взаимодействия в 37 странах.
Значительный потенциал имеет импорт развивающихся стран и стран БРИКС, с которыми поддерживаются прочные политические отношения и имеются планы расширения экономического сотрудничества. Экспорт Республики Саха (Якутия) в страны БРИКС ежегодно растет и в 2021 году достиг объемов более 2 млрд долларов США, то есть половины общего объема республиканского экспорта.
Среди стран исламского мира наибольший интерес представляют ОАЭ и Катар - глобальные хабы, центры ведения бизнеса по Ближнему Востоку и африканским странам, а также по всему макрорегиону Индийского океана. Четыре ближневосточные страны (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар и Кувейт) входят в группу 40 крупнейших мировых импортеров услуг (4 процента мирового импорта услуг). Достаточно благоприятна структура импорта услуг развивающихся стран, практически половину которых занимают строительные услуги, телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги, профессиональные и консультационные услуги в области управления, а также технические, торгово-посреднические и прочие деловые услуги. Второе место по объемам импортных операций в этих странах занимают транспортные и туристические услуги.
Для увеличения экспорта услуг необходима активизация отношений с развивающимися странами. По прогнозам экспертов рынки африканских стран могут оказаться намного более интересными, чем многие азиатские (быстрорастущая численность населения, относительно высокая доля распространения интернета с использованием мобильной связи), где востребованы услуги по сопровождению инфраструктурных проектов, простые ИТ-решения для облегчения жизни (Ь2с-продукты в виде мобильных приложений). Наиболее благоприятные страны в Африке - Южно-Африканская Республика и Республика Камерун.
По прогнозным оценкам экспертов ожидается рост игрового рынка, который достигнет более чем 300 млрд долларов США в 2026 - 2027 годы, что связано с рядом факторов. При этом страны АТР будут занимать самую большую долю рынка в игровой индустрии.
Для развития экспортной деятельности субъектов малого предпринимательства в КНР к приоритетным относятся сферы туризма и медицины. Более половины импорта в КНР составляют туристские услуги, а также высокотехнологичные и интеллектуальные услуги, которые при государственной поддержке могут стать конкурентоспособными.
Экспорт туристских услуг в перспективе следует расширить также в странах Западной Азии, в том числе ОАЭ, укрепить позиции Якутии по экспорту туристских услуг в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.
На первый план в меняющихся условиях во избежание рисков, связанных с освоением новых рынков, выходят вопросы обеспечения выстраивания взаимоотношений с государственными органами и проведения предварительных маркетинговых исследований для адаптации и продвижения собственной продукции с учетом местной специфики;
4) сокращение институциональных и инфраструктурных барьеров.
К решению данной задачи относятся вопросы создания совместных транспортных линий, способствующих интенсификации двусторонних взаимодействий - строительство магистральной железной дороги БАМ-Тында-Беркакит-Томмот-Якутск, возрождение Северного морского пути и превращение его в трансконтинентальную магистраль, Транспортно-логистический узел как центральный объект для концентрации и перераспределения потоков международного товарно-транспортного обмена.
К инвестиционным экспортно ориентированным проектам, реализация которых позволит обеспечить прирост несырьевого неэнергетического экспорта в регионе, относятся:
территория опережающего развития (ТОР) "Якутия";
культурно-образовательный комплекс международного уровня "Арктический центр эпоса и искусств".
Деятельность ТОР "Якутия" направлена на размещение и развитие современных несырьевых производств, развитие малого и среднего предпринимательства путем предоставления особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территории опережающего развития при осуществлении определенных видов экономической деятельности. В рамках ТОР "Якутия" созданы условия для развития ювелирного производства, огранки алмазного сырья и изделий из бивня мамонта, производства биологических активных добавок, рыбопереработки, производства твердотопливных котлов длительного горения, организации глэмпинг-комплекса для отдыха, развития креативного кластера в г. Якутске.
Культурно-образовательный комплекс международного уровня "Арктический центр эпоса и искусств" в городе Якутске - общественный социально-культурный комплекс мирового уровня, создаваемый на основе уникальных традиционных арктических ценностей. Реализация проекта, включенного в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, направлена на рост показателей экспорта услуг (туристические, услуги в сфере культуры и отдыха);
5) развитие международных и внешнеэкономических партнерских отношений Республики Саха (Якутия) посредством участия в деятельности международных организаций и развитие народной дипломатии.
Продолжение участия Республики Саха (Якутия) в интеграционных объединениях стран АТР, таких как Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), иных международных организациях, усиление контактов в рамках азиатской интеграции с Казахстаном, Китаем, Узбекистаном, продолжение и развитие экономических и гуманитарных связей с иностранными партнерами, в том числе научно-образовательными структурами, обусловлено вопросами развития человеческого капитала, привлечения инвестиций для модернизации и создания новых производств экспортной направленности, развития возможностей включения в глобальные цепочки создания стоимости.
3. Ожидаемые результаты (сценарии) реализации Экспортной стратегии
Долгосрочный прогноз развития экспортной деятельности Республики Саха (Якутия) строится с учетом повышенной конфликтности в сфере международных отношений, невысокого уровня производственного потенциала и недостаточных инвестиций, частичной консервации сырьевой направленности экономики Республики Саха (Якутия), стремления к более диверсифицированной структуре экспорта.
Ожидаемые результаты реализации Экспортной стратегии обоснованы достижением национальных целей развития на период до 2030 года, заложенных в показателях национальных проектов в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и утверждению региональной программы развития экспорта субъекта Российской Федерации (приказ РЭЦ от 18 июля 2022 г. N 203/РЭЦ).
Прогноз учитывает основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы, что объясняется сопоставимостью динамики республиканского экспорта с динамикой изменений объемов экспорта по РФ на протяжении последних пятнадцати лет. В параметрах учтены сценарии сохранения цен на сырьевые товары на повышенном уровне до конца 2022 года, фактор торговли с дисконтом к мировым ценам и ограниченные возможности переориентации поставок. Порядка 60 процентов республиканского экспорта приходится на страны, не присоединившиеся к введению иностранных регуляторов на отечественные товары, с учетом роста цен на алмазы из-за дефицита сырья на 9-30 процентов, а также на энергоресурсы, продажи снизятся по отношению к 2021 году на 12 процентов, но с определенным ростом по отношению к базовому 2020 году на более чем 40 процентов. Прогноз ориентируется на растущий спрос на алмазы в страны, не входящие в Евросоюз. В рамках несырьевого неэнергетического экспорта под риском прекращение поставок лесо- и пиломатериалов в европейские страны, в основном, в Германию, среднее значение объемов поставок которых составляло более одной тонны стоимостью в 470 тыс. долларов США. По итогам 7 месяцев 2022 года подобные экспортные операции уже не осуществлялись. Экспортные операции местных авиакомпаний, связанные с временным вывозом оборудования на устранение неисправностей или диагностику в европейские страны, составляют более чем 600 тыс. долларов США в среднем ежегодно. Из-за закрытия европейских рынков в 2022 году несырьевой неэнергетический экспорт снизится на 30 процентов по сравнению с 2021 годом и не менее чем на пять процентов по сравнению с базовым 2020 годом. Оценка активного проведения экспортных операций европейскими странами в 2022 году до принятия решений об ограничении импорта российских товаров не столь критична, чем в последующий период до 2025 года и далее с прогнозируемым ростом более интенсивного увеличения экспорта по восточному направлению.
Насколько продолжится ситуация с прямым вмешательством регулирующих органов в определение курса национальной валюты неизвестно. Высокий курс валюты должен компенсировать снижение стоимости экспортируемых ТЭР. При замещении российских нефти и газа на рынках Европы, США и Японии в течение двух, трех лет может произойти существенное снижение экспорта углеводородов. Возможно замещение энергоресурсов, добываемых в республике, энергоресурсами других субъектов РФ в связи с переориентацией российских поставок на азиатский рынок, усугубление ситуации с низкой провозной способностью восточного участка Байкало-Амурской магистрали (особенно актуально для угледобывающих компаний).
Экспортные риски связаны с продуктами и услугами с высокой добавленной стоимостью. Снизятся объемы и увеличатся сроки поставок, что повлияет на конкурентоспособность товаров и услуг. Более критичный вариант развития событий предполагает медленное ослабление курса рубля до диапазона выше 95 рублей за доллар при сохраняющейся высокой волатильности национальной валюты.
Следует учитывать, что объемы экспортных поставок в 2021 году вызваны искусственными мерами и являются непоказательными, поскольку связаны с пакетами экономических стимулов для восстановления мировой экономики с учетом пандемии.
К основным рискам относятся ухудшение геополитической ситуации и введение новых санкций. В 2022 году рост показателей экспорта товаров объясняется ростом цен и мерами по поддержанию стабильности финансового сектора. В дальнейшем прогнозируется снижение мирового спроса на импорт товаров, связанный с предпринимаемыми мерами по укреплению доллара США и зависимостью экономики стран-импортеров. Прогнозные значения экспорта Республики Саха (Якутия) представлены в таблице 1. На период до 2032 года предполагается сохранение уровня, предположительно достигнутого в 2030 году.
Только в результате принятия кардинальных мер по реализации стратегических целей для расширения перечня традиционно экспортируемых товаров и услуг, и, прежде всего, поддержки традиционных секторов несырьевого неэнергетического экспорта в 2030 году будут достигнуты: увеличение доли неэнергетических несырьевых товаров в общей доле экспортируемых товаров до пяти процентов, увеличение доли ювелирных изделий в экспорте несырьевых неэнергетических промышленных товаров с 0 процентов - 0,2 процента до двух процентов, рост объема экспорта АПК в 10 раз, увеличение стабильно работающих экспортеров - субъектов МСП в пять раз, рост объема ННЭ силами субъектов МСП Республики Саха (Якутия) с 0,4 процента в 2020 году в общей сумме ННЭ до 1,2 процента.
Таблица 1. Матрица ключевых показателей эффективности внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года
|
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2020 (базовый) |
2021 |
2022 (оценка) |
2023 |
2024 |
2030 |
2032 |
1 |
Объем экспорта товаров, всего |
млн долларов США |
3 428 |
5 550,4 |
5 688,7 |
5 740.8 |
5 857,9 |
6 206,1 |
6390,7 |
2 |
Объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров (в сопоставимых ценах) |
млн долларов США |
160,4 |
214,8 |
238,1 |
241,3 |
244,5 |
272,6 |
279,9 |
3 |
Реальный рост несырьевого неэнергетического экспорта |
в процентах к 2020 году |
100 |
134 |
148 |
150 |
152 |
170 |
173 |
|
В том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Объем экспорта товаров отраслей промышленности (в сопоставимых ценах) |
млн долларов США |
156,9 |
203,2 |
225,0 |
228,8 |
234,3 |
265,2 |
276,1 |
3.2. |
Объем экспорта продукции АПК (в сопоставимых ценах) |
млн долларов США |
0 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,08 |
од |
од |
4 |
Объем ННЭ экспорта субъектов МСП |
млн долларов США |
0,68 |
0,53 |
0,44 |
0,52 |
0,61 |
1,16 |
1,23 |
5 |
Количество экспортеров ННЭ, являющихся субъектами МСП |
ед. |
9 |
16 |
16 |
17 |
19 |
25 |
28 |
6 |
Объем экспорта услуг |
млн долларов США |
62,0 |
100,5 |
65,8 |
72,3 |
76,4 |
105,3 |
121,4 |
4. Механизмы реализации и ресурсное обеспечение
Реализация Экспортной стратегии за счет бюджетных средств осуществляется в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию тех или иных направлений экспортной деятельности.
Роль государственного участия с учетом мировой практики должна измениться с механизма "определить победителя и поддержать его" в сторону координации процесса структурной трансформации с учетом оценки возможных внешних эффектов и содействия местным товаропроизводителям в идентификации новых трендов изменения спроса на товары (услуги), проведении форсайта и распространении результатов исследований для увеличения возможностей экономических агентов предвидеть технологические, социальные или коммерческие возможности для индустриализации; в выстраивании новых цепочек создания стоимости быстрого формирования недостающих технологических и управленческих компетенций, эффективных внешних взаимодействий и поиска новых партнеров; развитии дружественных инструментов поддержки инновационного предпринимательства, поощрении (капитализации) развития систем поддержки предпринимательства на уровне предприятий, образовательных организаций всех уровней, а также на муниципальном уровне. С учетом развития фрагментированности глобального производства необходимо решать задачи поиска точек входа и репозиционирования в цепочках встраивания в процесс производства (с низкой добавленной стоимостью, например, производство сырья, простых полуфабрикатов и сборка промышленной продукции) для достижения устойчивых темпов экономического роста предприятий. Система государственной поддержки будет сосредоточена на поддержке образования, развитии предпринимательской экосистемы и предоставлении льготных условий для малого и среднего предпринимательства, участия в модернизации производственной деятельности.
Необходимым условием адаптационных мер в условиях маловероятности заметного снижения санкционного давления является создание надежных каналов финансовых транзакций, не связанных с долларом США, евро, а также западными финансовыми институтами.
Развитие экспорта товаров и услуг требует расширения форм и механизмов экспортной деятельности, в том числе с применением цифровых методов. Необходим пересмотр цепочек поставок, создания стоимости, технологических цепочек и моделей присутствия на международном рынке. Внешнеэкономическая деятельность в странах восточного направления с учетом разных моделей ведения бизнеса, традиций и векторов развития в разрезе каждой страны предполагает сложную и многовекторную политику, диктует необходимость гибкой и последовательной политики действий.
Механизмы и инструменты решения данной задачи ежегодно разрабатываются и утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия), в том числе по отраслевому признаку, а также войдут в состав региональной программы развития экспорта Республики Саха (Якутия), принятой в 2024 году.
В рамках реализации проекта по акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены меры по оказанию комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в центрах "Мой бизнес", развитие центров (агентств) координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП, создание и развитие государственных микрофинансовых организаций, региональных гарантийных организаций, производственных и инновационных компаний.
В целях развития комплексной системы акселерации малого и среднего предпринимательства и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", включающий в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков, предоставляются следующие меры государственной поддержки:
льготный доступ к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций;
предоставление поручительств (гарантии) региональными гарантийными организациями;
увеличение объемов внебюджетных инвестиций в основной капитал субъектов МСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков, созданных в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемой Минэкономразвития России,
льготный доступ к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний,
оказание комплексных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, в том числе федеральными институтами развития (центрами компетенций), по единым требованиям по оказанию поддержки субъектов МСП, а также резидентам промышленных парков, технопарков.
Для развития экспортного потенциала субъектов МСП, в том числе продвижения маркетинговых стратегий и региональных брендов, институциональную поддержку оказывают соответствующие структуры, в том числе АО "Российский экспортный центр" - государственный институт поддержки несырьевого неэнергетического экспорта. Увеличению числа предпринимателей будет способствовать развитие совместных предпринимательских проектов между малыми, средними и крупными предприятиями, согласованность действий исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, а также сотрудничество с административно-территориальными образованиями иностранных государств.
На привлечение финансовой поддержки предприятиям, производящим несырьевую продукцию на экспорт, развитие ювелирно-гранильной отрасли Республики Саха (Якутия), проведение биржевых мероприятий для реализации лесопромышленной продукции на электронной торговой площадке направлена деятельность Фонда развития промышленности.
В целях содействия компаниям в экспорте полуфабрикатов и изделий из мамонтовой фауны актуализируются мероприятия по реализации Концепции развития, сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия), внесению продукции из бивней мамонта в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
На развитие экспортной деятельности субъектов предпринимательства и развитие регионального экспорта значительное влияние оказывают показатели инвестиционной и инновационной активности, а также производительности труда, что требует проведения дифференцированной региональной политики, направленной на стимулирование повышения этих параметров с учетом особенностей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и оценки имеющихся ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегией определены приоритетные направления развития экспорта на период до 2030 года, такие как расширение присутствия субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортной деятельности, в том числе быстрорастущих компаний для активизации позитивных структурных изменений, и развитие товарного разнообразия экспорта; развитие сферы международных услуг Республики Саха (Якутия); расширение географии экспорта товаров и услуг РС(Я); сокращение институциональных и инфраструктурных барьеров; развитие международных и внешнеэкономических партнерских отношений Республики Саха (Якутия) посредством участия в деятельности международных организаций и развитие народной дипломатии.
Установлены задачи Экспортной стратегии: расширение форм и механизмов экспортной деятельности в условиях цифровой трансформации; реализация конкурентного потенциала экспортно ориентированных производств республики; совершенствование системы экспортной логистики, развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2023 г. N 178 "Об утверждении Стратегии развития экспорта Республики Саха (Якутия) до 2032 года"
Вступает в силу с 4 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 января 2024 г. N 1400202401040009
газета "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 12 января 2024 г. N 1