Определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2023 г. N 308-ЭС23-21596 по делу N А53-39792/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.04.2023, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2023 по делу N А53-39792/2022,
установил:
Администрация Родионово-Несветайского сельского поселения (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - управление) об обязании принять в федеральную собственность объекты недвижимого имущества:
- земляную дамбу протяженностью 160 м, кадастровый номер 61:33:0600014:892, расположенную по адресу: Россия, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, 3500 м на юг от сл. Родионово-Несветайская, ул. Калинина, 19;
- земляную дамбу протяженностью 143 м, кадастровый номер 61:33:0600010:2641, расположенную по адресу: Россия, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, 200 м на юго-запад от сл. Родионово-Несветайская, ул. Бабичева, 97.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, межрегиональный отдел по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.04.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2023, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела.
Изучив по материалам истребованного дела изложенные в жалобе доводы и принятые судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по которым кассационная жалоба вместе с делом могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов истребованного дела, администрация является собственником объектов недвижимости - земляных дамб с кадастровыми номерами 61:33:0600014:892 и 61:33:0600010:2641, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и не оспаривается сторонами.
Во исполнение решения Собрания депутатов Родионово-Несветайского сельского поселения от 12.08.2022 N 51 "О передаче имущества из собственности муниципального образования "Родионово-Несветайское сельское поселение" в собственность Российской Федерации" администрация письмом от 17.12.2019 N 684 обратилась в управление с заявлением о безвозмездной передаче данного муниципального имущества в федеральную собственность.
Управление письмом от 11.10.2022 N 61-ДМ-10/9606 сообщило администрации, что имущество, предлагаемое к безвозмездной передаче, не является имуществом, необходимым для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, в связи с чем основания для принятия его в федеральную собственность отсутствуют.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", и исходил из наличия правовых оснований для передачи спорных объектов недвижимости в федеральную собственность ввиду их неразрывной связи с руслом реки Большой Несветай, находящимся в федеральной собственности, и отсутствия у сельского поселения полномочий по принятию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Данные выводы суда первой инстанции поддержали апелляционный суд и суд округа.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными актами, управление ссылается на то, что судами не принята во внимание сложившаяся судебная практика по аналогичным спорам.
Заявитель считает, что гидротехнические сооружения, к которым относиться спорное имущество, не являются частью водного объекта, а являются самостоятельными объектами капитального строительства и их нахождение в собственности муниципальных образований не противоречит пункту 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ссылаясь на подпункт 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" управление указывает, что к вопросам местного значения городского поселения также относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Заявитель полагает, что нахождение в собственности поселения спорных дамб будет способствовать решению такого закрепленного за поселением вопроса местного значения, как участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в случае принудительной передачи на основании решений судов таких объектов, расположенных на территории Ростовской области и построенных в период 1960-1980 годов, у управления не будет реальной возможности осуществлять контроль за состоянием и эксплуатаций гидротехнических сооружений, что приведет к росту потенциального вреда от техногенных катастроф, а также к прямой угрозе жизни и здоровью граждан, проживающих на территории Ростовской области.
Также управление ссылается на утвержденную постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2016 N 904 региональную программу "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Ростовской области", разработанную в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", которой предусмотрено финансирование данных сооружений, в том числе из федерального бюджета, что свидетельствует о наличии у муниципального образования возможности содержания и поддержания в надлежащем состоянии спорных объектов.
Поскольку доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, кассационная жалоба вместе с делом подлежат передаче для рассмотрения по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.9 АПК РФ, судья
определил:
передать кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 01.02.2024 на 11 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: г. Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2023 г. N 308-ЭС23-21596 по делу N А53-39792/2022
Опубликование:
-