г. Краснодар |
|
03 августа 2022 г. |
Дело N А63-11551/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Захарова В.В. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции (в режиме онлайн) от Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - Киреевой В.В. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Русмолоко", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русмолоко" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А63-11551/2021, установил следующее.
ООО "Русмолоко" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении постановления Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление) от 15.12.2020 N 02-22/27/541 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части назначенного наказания путем снижения размера административного штрафа менее минимального размера (уточненные требования).
Решением суда от 28.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.04.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суды пришли к выводу о пропуске обществом срока на обжалование и установили, что за выявленное административное правонарушение обществу соразмерно и обоснованно назначено наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить и признать оспариваемое постановление управления не подлежащим исполнению в части назначенного административного штрафа, превышающего 30 тыс. рублей. Податель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, апелляционному суду следовало признать не подлежащим исполнению оспариваемое постановление управления в размере штрафа от тридцати до сорока тыс. рублей. Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что пропуск срока на обжалование является следствием неосмотрительного поведения со стороны общества. По мнению общества, суды не мотивировали отказ в применении положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижении размера административного штрафа менее минимального размера.
В судебном заседании представитель управления просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании поступившего из ФГБУ "Кабардино-Балкарский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" протокола испытаний от 13.10.2020 N 7656 установило, что общество не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - регламент N 67), технического регламента Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - регламент N 880).
Общество 28.09.2020 произвело творог с массовой долей жира 9%, в котором согласно протоколу испытаний от 13.10.2020 N 7656 выявлено несоответствие по показателям жирно-кислотного состава.
Отбор проб произведен по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Фролово, ул. Хлебробная, д. 107 (ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, продуктовый склад (холодильная камера)), что подтверждается актом отбора проб (образцов) от 07.10.2020 N 1936346.
По результатам исследований из протокола испытаний от 13.10.2020 N 7656 выявлено несоответствие регламенту N 67 по жирно-кислотному составу жировой части продукта. В пробе творога массовой долей жира 9% содержание жирной кислоты составило: линолевая кислота С (18:2) - 17,26% при норме согласно ГОСТу 31453-2013 в пределах 2,0 - 4,5%, олеиновая кислота С (18:1) - 39,37% при норме 22,0 - 33,0%, пальмитиновая кислота С (16:0) - 35,70% при норме 22,0 - 33,0%, пальмитолиновая кислота С (16:1) - 1,0% при норме 1,5 - 2,0%, стеариновая кислота С (18:0) - 4,58% при норме 9,0 - 13,0%.
Общество изготовило и реализовало на единую таможенную территорию Таможенного союза творог 9%, не соответствующий требованиям регламентов N 67 и 880, что создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Таким образом, общество нарушило пункты 30, 31 регламента N 67, пункт 1 статьи 5, пункт 1 статьи 7 и пункт 1 статьи 10 регламента N 880, пункт 2 статьи 3 и пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
С учетом выявленных нарушений управление направило в адрес общества уведомление от 27.10.2020 N ДА-01-10/9021 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (11.11.2020 в 14 часов 00 минут в управлении), что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 27.10.2020 N 350 и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80093553003983, которое возвращено отправителю без вручения адресату. На запрос суда поступил ответ АО "Почта России" от 27.12.2021 N МР26-11/4606, согласно которому почтовое отправление с почтовым идентификатором 80093553003983 возвращено адресату по причине "Истек срок хранения".
11 ноября 2020 года государственным инспектором управления Титовой И.В. в отношении общества (в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя) составлен протокол N 02-22/27/541 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Копия протокола направлена почтой, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 13.11.2020 N 469 и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80087154927526.
Определением от 25.11.2020 N 02-22/27/541 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении - 15.12.2020 в 15 часов 10 минут. Названное определение возвращено отправителю, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80095054937132. В ответе АО "Почта России" от 27.12.2021 N МР26-11/4606 пояснило, что почтовое отправление с почтовым идентификатором 80095054937132 возвращено адресату по причине: "Истек срок хранения".
15 декабря 2020 года управление, рассмотрев материалы административного дела, в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного общества вынесло постановление N 02-22/27/541, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением управления, 23.07.2021 общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 7 - 9, 71, 115, 117, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 4.5, 14.43, 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ.
Суды установили, что порядок привлечения общества к административной ответственности управлением соблюден. Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Суды установили, что первоначально постановление направлено в адрес общества 29.12.2020 и возвращено отправителю 09.01.2021 (согласно копии почтового конверта и отчету об отслеживании отправления с идентификатором 80097255533052). Повторно постановление направлено в адрес заявителя 15.02.2021 и возвращено отправителю из-за истечения срока хранения 26.02.2021 (согласно копии почтового конверта и отчету об отслеживании отправления с идентификатором 80090257435621).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", юридическое лицо несет риск неблагоприятных последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
При названных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что пропуск срока на обжалование является следствием неосмотрительного поведения со стороны самого заявителя. Суды учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17.03.2010 N 6-П.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения статей 7 - 9, 115 Кодекса, суды сделали вывод о том, что общество не предприняло достаточных мер для получения направляемых в его адрес, указанный в выписке ЕГРЮЛ, почтовых отправлений, содержащих юридически значимую информацию, в связи с чем оно самостоятельно несет риск неблагоприятных последствий.
Апелляционный суд рассмотрел и отклонил доводы общества о необходимости снижения назначенного обществу размера административного штрафа. Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Апелляционный суд исходил из того, что в рассматриваемом случае размер ответственности определен административным органом с учетом правил, установленных статьей 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также степень вины заявителя, суды сделали вывод о том, что за выявленное административное правонарушение обществу соразмерно и обоснованно назначено наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей. Апелляционный суд указал, что сама по себе возможность снижения штрафа ниже низшего предела в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, без соответствующего обоснования, подтвержденного доказательствами, указывающими на возможность и необходимость такого снижения, не является основанием для уменьшения размера штрафа.
Довод общества о наличии оснований для снижения размера штрафа является несостоятельным, поскольку переоценка установленных обстоятельств в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы с учетом пропуска обществом срока на обжалование не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А63-11551/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
В.В. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд рассмотрел и отклонил доводы общества о необходимости снижения назначенного обществу размера административного штрафа. Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Апелляционный суд исходил из того, что в рассматриваемом случае размер ответственности определен административным органом с учетом правил, установленных статьей 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также степень вины заявителя, суды сделали вывод о том, что за выявленное административное правонарушение обществу соразмерно и обоснованно назначено наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей. Апелляционный суд указал, что сама по себе возможность снижения штрафа ниже низшего предела в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, без соответствующего обоснования, подтвержденного доказательствами, указывающими на возможность и необходимость такого снижения, не является основанием для уменьшения размера штрафа.
Довод общества о наличии оснований для снижения размера штрафа является несостоятельным, поскольку переоценка установленных обстоятельств в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
...
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 августа 2022 г. N Ф08-7030/22 по делу N А63-11551/2021