Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественными коммунальными услугами и формирование современной городской среды"
1.1. Оценка текущего состояния коммунальных услуг и формирования современной городской среды в Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направление развития сферы жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области
Комплекс коммунального хозяйства Липецкой области обеспечивает потребности населения и предприятий области в услугах инженерной инфраструктуры и коммунального хозяйства.
Отрасль водоснабжения и водоотведения Липецкой области обеспечивает население и организации области качественной питьевой водой и услугами централизованного водоотведения. Развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения является одним из приоритетных направлений функционирования и развития комплекса коммунального хозяйства Липецкой области.
По оценке состояния сетей и объектов водоснабжения и водоотведения 82% от всего объема основных фондов имеют износ свыше 60% (исключением являются лишь системы водоснабжения и водоотведения промплощадок ОЭЗ ППТ "Липецк"). Недостаточные темпы ремонта и замены приводят к тому, что снижается качество питьевой воды, а также доля нормативно очищенной сточной воды. При этом ограничения по ценообразованию и инвестиционным решениям ежегодно приводят к динамическому увеличению процента ветхости и снижению качества предоставления коммунальных услуг. С целью модернизации и приведения к нормативным требованиям указанных систем необходимо порядка 49 млрд руб. Существующие уровни финансирования как из федерального, так и из регионального бюджетов не позволяют улучшать состояние отрасли, а лишь поддерживают его в текущем предаварийном состоянии.
Лучший российский и зарубежный опыт свидетельствует о том, что ключом к преодолению указанных трудностей и ограничений развития модернизации сетей и объектов водоснабжения и водоотведения является использование инструментов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь частные инвестиции путем заключения концессионных соглашений. В отношении указанных объектов и сетей самого крупного муниципального образования региона г. Липецка в 2023 году заключены 2 концессионных соглашения по водоснабжению и водоотведению.
Кроме того, повысить эффективность функционирования сетей и объектов водоснабжения и водоотведения позволит реорганизация (децентрализация путем разделения) ОГУП "Липецкоблводоканал" на самостоятельные муниципальные предприятия, осуществленная в 2021 году.
Альтернативой развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения является поддержка индивидуального жилищного строительства. Тогда в рамках характерных для значительной части территории Липецкой области сельского и субурбанистического образа жизни домовладельцы решают проблемы водоснабжения и водоотведения самостоятельно.
К числу главных конкурентных преимуществ Липецкой области, создающих благоприятные условия для развития водоснабжения и водоотведения, относятся следующие:
внедрение оборотного водоснабжения, рациональное использование водных ресурсов;
значительные объемы запасов подземных вод;
наличие программ поддержки и развития сферы водоснабжения и водоотведения;
внедрение эффективных технологий водоподготовки.
Специфическими проблемами и ограничениями развития сферы водоснабжения и водоотведения являются:
ценовая политика, методика расчета оплаты услуг водоснабжения;
низкая привлекательность отрасли для инвесторов;
отсутствие квалифицированных трудовых ресурсов в этой сфере.
Специфической проблемой в сфере водоотведения являются высокий уровень загрязнения сточных вод от юридических лиц и единомоментное старение как основных фондов, так и технологий.
К числу наиболее важных стратегических вызовов, связанных с развитием водоснабжения и водоотведения Липецкой области, относятся следующие:
возрастание потребности в пресной воде, требующее увеличения доли очищенных вод, соответствующих нормативам;
обновление основных фондов сферы водоснабжения и водоотведения;
развитие инновационных технологий мониторинга объектов водоснабжения и водоотведения.
К числу наиболее важных рисков, связанных с развитием водоснабжения и водоотведения Липецкой области, относятся следующие:
учащение аварий на объектах водоснабжения;
загрязнение водных ресурсов, в том числе и вторичное;
высокая стоимость услуг водоснабжения.
Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда.
В период 2019 - 2023 годов в рамках областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области (далее - Программа), планируется расселить 113,68 тыс. кв. м аварийного жилья, улучшат условия проживания 6939 человек.
С 2019 года и по 1 января 2022 года в рамках областной адресной программы расселено (нарастающим итогом) 61,04 тыс. кв. м., 1536 аварийных жилых помещений, 3747 граждан Липецкой области улучшили свои жилищные условия.
Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признан аварийным по итогам обследования.
В целях реализации прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда необходимо создание постоянно действующей системы обновления жилищного фонда путем создания новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года.
Улучшение жилищных условий граждан подразумевает не только обеспечение доступным и комфортным жильем, но и создание комфортной городской среды.
Важнейшей частью формирования комфортной городской среды является разработка и внедрение индекса качества городской среды в целях ее оценки. В ходе создания комфортной городской среды детально проанализирована среда более сотни городов России, тщательным образом изучены данные государственной и муниципальной статистики.
Индекс качества городской среды за 2022 год по Липецкой области составил 204 балла (выше на 23 процента по сравнению с результатом 2019 года). Количество городов с благоприятной средой за 2022 год составило 8 (100 процентов).
В период 2018 - 2022 годов в рамках реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды ежегодно принимали участие около 40 муниципальных образований, в которых уже благоустроено более 480 территорий.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы "Обеспечение населения Липецкой области качественными коммунальными услугами и формирование современной городской среды", сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документах стратегического планирования области в сфере реализации государственной программы "Обеспечение населения Липецкой области качественными коммунальными услугами и формирование современной городской среды"
Приоритеты и цели региональной государственной политики в жилищно-коммунальной сфере определены в соответствии с:
Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года";
постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды";
Приоритетами государственной политики являются:
повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение доступным и комфортным жильем;
развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде;
повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;
создание благоприятных условий для проживания населения, улучшение эстетического облика населенных пунктов, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
улучшение эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирных домах;
обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан.
Реализация государственной программы "Обеспечение населения Липецкой области качественными коммунальными услугами и формирование современной городской среды" (далее - государственная программа) направлена на достижение стратегической цели "Липецкая область - 2030 - регион комфортной и безопасной среды для жизни, гармоничного пространственного развития, выстроенного баланса Липецко-Елецкой агломерации и сельских территорий", утвержденной Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года.
Реализация государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", включающей следующие целевые показатели:
улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год;
улучшение качества городской среды в полтора раза.
Достижение национальных целей осуществляется посредством реализации мероприятий в рамках:
федеральных проектов "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и "Формирование комфортной городской среды", входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда";
федерального проекта "Чистая вода".
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации
Государственная программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, в рамках которой предусмотрено развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, образовательных, жилищно-коммунальных, социально-культурных услуг в целях обеспечения комфортности городской среды, а также улучшения жилищных условий граждан и обеспечения доступным и комфортным жильем.
Приоритет в жилищно-коммунальной сфере - обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды, в том числе:
создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного жилья;
содействие в организации собственников жилья для эффективного управления многоквартирными домами путем совершенствования нормативно-правовой и методологической базы управления многоквартирными домами;
модернизация жилищно-коммунальной сферы, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
формирование комфортной городской среды, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.
В результате реализации указанных приоритетных направлений государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере к 2030 году будет достигнут качественно новый уровень состояния жилищной и жилищно-коммунальной сферы, соответствующий мировым стандартам.
Государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, установлены цели, достижение которых планируется к концу 2030 года:
увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн кв. метров к 2030 году;
улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн семей;
повышение в полтора раза комфортности городской среды к 2030 году;
обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства к 2030 году не менее 50 процентам населения.
1.4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и государственного управления
Основными задачами государственного управления и обеспечения населения Липецкой области качественными коммунальными услугами и формирование современной городской среды являются:
переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных после 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
повышение комфортности городской среды, в том числе общественных пространств;
создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;
повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;
строительство объектов водоснабжения и водоотведения;
координация деятельности по проведению капитального ремонта многоквартирных домов;
проведение мероприятий, направленных на сохранение и развитие имеющегося потенциала мощности коммунальных систем Липецкой области;
создание условий для комфортного проживания населения в условиях доступной городской среды.
В целях обеспечения потребителей Липецкой области качественной питьевой водой, услугами необходимы:
модернизация инфраструктуры водоснабжения и водоотведения Липецкой области, перевод ее на новый технологический уровень;
сохранение и развитие имеющегося потенциала мощности систем водоснабжения и водоотведения Липецкой области;
реформирование предприятий и организационной структуры в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечивающее рост экономической эффективности предприятий и повышение качества услуг.
Привлечение в сферу водоснабжения и водоотведения стратегических инвесторов на основе механизмов ГЧП.
В целях повышения качества и доступности услуг систем водоснабжения и водоотведения необходимо:
повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;
комплексное совершенствование системы тарифного регулирования в сфере обеспечения жителей Липецкой области качественной питьевой водой и услугами централизованной канализации.
Достижение поставленных целей и задач государственной программы осуществляется через реализацию региональных проектов и комплексов процессных мероприятий.
Все структурные элементы государственной программы и их задачи взаимосвязаны с показателями государственной программы.
Положительную динамику в достижении целевых показателей государственной программы оказывают объемы ее финансового обеспечения.
Финансовое обеспечение реализации государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Липецкой области и внебюджетных источников.
В целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и привлечения всех действующих мер государственной поддержки, направленных на обеспечение граждан доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, необходимо обеспечить вовлечение всех муниципальных образований в реализацию государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на организацию холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения в части строительства, реконструкции (модернизации), приобретения объектов капитального строительства приведен в разделе X государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на организацию холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения в части сохранения и развития имеющегося потенциала мощности централизованных систем, приведен в разделе XI государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на реализацию проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, приведен в разделе XII государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение мероприятий модернизации систем коммунальной инфраструктуры в части водоснабжения, приведен в разделе XIII государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение мероприятий модернизации систем коммунальной инфраструктуры в части теплоснабжения, приведен в разделе XIV государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение мероприятий в сфере водоснабжения и водоотведения, источником финансового обеспечения на реализацию которых являются специальные казначейские кредиты, предоставляемые из федерального бюджета, приведен в разделе XV государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение мероприятий в сфере теплоснабжения, источником финансового обеспечения на реализацию которых являются специальные казначейские кредиты, предоставляемые из федерального бюджета, приведен в разделе XVI государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на организацию благоустройства территорий поселений, муниципальных и городских округов, приведен в разделе XVII государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, приведен в разделе XVIII государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды приведен в разделе XIX государственной программы.
Порядок инвентаризации дворовых территорий муниципальных образований Липецкой области приведен в разделе XX государственной программы.
Порядок инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, приведен в разделе XXI государственной программы.
Порядок инвентаризации общественных территорий муниципальных образований Липецкой области приведен в разделе XXII государственной программы.
Порядок информирования населения Липецкой области о ходе выполнения государственной программы "Обеспечение населения Липецкой области качественными коммунальными услугами и формирование современной городской среды", в том числе о ходе реализации конкретных мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий в рамках государственной программы приведен в разделе XXIII государственной программы.
Адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в 2024 году исходя из минимального перечня работ по благоустройству, приведен в разделе XXIV государственной программы.
Адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в 2024 году, приведен в разделе XXV государственной программы.
Адресный перечень проектов-победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, планируемых к благоустройству в 2024 году, приведен в разделе XXVI государственной программы.
Перечень объектов капитального строительства (укрупненных инвестиционных проектов) приведен в разделе XXVII государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.