Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области"
1.1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использование природных ресурсов Липецкой области
Липецкая область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. В последние годы наблюдаются высокие темпы роста в большинстве отраслей экономики, что ведет к увеличению антропогенного воздействия на окружающую среду.
Вследствие большой техногенной нагрузки Липецкая область относится к регионам с высокой экологической напряженностью. Существенное негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают предприятия промышленности, электроэнергетики, транспорта и сельского хозяйства.
В связи с этим государственная политика в сфере экологии и природных ресурсов направлена на создание условий для улучшения состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Одной из основных экологических проблем в области является высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта.
К важным приоритетам государственной политики в области природопользования относится укрепление минерально-сырьевого комплекса региона, обеспечение минерально-сырьевыми ресурсами потребностей Липецкой области, рациональное использование и охрана недр.
Основным направлением государственной политики в сфере недропользования является создание условий для повышения эффективности использования общераспространенных полезных ископаемых путем повышения объема разведанных запасов общераспространенных полезных ископаемых, обеспечения их рационального использования, проведения мониторинга и охраны геологической среды на территории области.
С учетом рассмотренных приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования определены следующие цели и задачи государственной программы.
Реализация государственной программы предусматривает достижение целей:
- снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза;
- улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов;
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов;
- создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов, и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.
Экологическое просвещение в современной жизни является частью образовательного процесса, частью общественной культуры населения и, одновременно, элементом деятельности хозяйствующих субъектов при природопользовании.
В Липецкой области экологическое просвещение осуществляется:
- в рамках деятельности образовательных организаций различных типов, реализующих основные и дополнительные образовательные программы;
- посредством размещения информации в средствах массовой информации, в сети Интернет;
- посредством распространения знаний о законодательстве в области охраны окружающей среды и природопользования.
Субъектами экологического просвещения являются образовательные организации, граждане, общественные организации, средства массовой информации.
Основными формами работы по экологическому просвещению являются организация и проведение экологических мероприятий (распространение информационных листовок и иной литературы, проведение семинаров, лекций, конференций, круглых столов, выставок по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования), информирование населения об экологических проблемах и путях их решения, формирование экологического сознания.
Ежегодно управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области издается государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды.
Условиями результативного экологического воспитания и просвещения населения являются:
- достаточно высокая точность используемых данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов;
- необходимость комплексного характера освещения экологических явлений;
- система непрерывной экологической подготовки в рамках образовательной деятельности образовательных организаций различных типов.
Экологическая безопасность на территории Липецкой области остается острой проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Основными источниками, загрязняющими окружающую среду региона, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы.
Разработана и утверждена Территориальная схема обращения с отходами Липецкой области (далее - Территориальная схема), которая содержит сведения об источниках образования отходов, местах накопления отходов, местах нахождения объектов обращения с отходами, целевые показатели по обезвреживанию, утилизации, обработке и размещению отходов, баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, схему потоков отходов, данные о планируемых строительстве, реконструкции объектов обращения с отходами, сведения о зонах деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, электронную модель территориальной схемы.
На территории региона построено 8 новых карт действующих полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов. Ведется строительство нового полигона в Грязинском районе. С 01.01.2022 введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция в Усманском районе. В 2023 году заключено концессионное соглашение о создании и эксплуатации объекта по обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов "Экотехнопарк Липецкого района". Все показатели, установленные федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" для Липецкой области, достигаются.
В рамках реализации регионального проекта "Чистая страна" в 2022 году проведены работы по ликвидации 3 несанкционированных свалок в границах городов.
Эффективное функционирование водохозяйственного комплекса возможно лишь при системном подходе и эффективном взаимодействии всех его участников.
За последние годы эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. На территории Липецкой области располагаются 171 ГТС, находящиеся в областной собственности, 20 ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался более одного календарного года.
Остается актуальным вопрос предотвращения негативного воздействия вод в период половодья. Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов области нарушила гидрологический баланс водотоков. Аккумуляция наносов техногенных загрязнителей приводит к снижению пропускной способности рек, происходит обмеление. Паводки проходят при более высоких уровнях воды, и выход воды на пойму происходит при меньших расходах воды, чем раньше. В результате при сравнительно небольших паводках происходит затопление и подтопление прилегающих территорий. Однако даже паводкового расхода недостаточно для гидравлического удаления наносов. Необходима искусственная расчистка и дноуглубление русел рек в границах населенных пунктов, подверженных негативному воздействию вод в период половодий и высоких паводков.
Проведено установление 40 зон затопления на территориях населенных пунктов, что позволит провести превентивные меры по ограничению хозяйственной деятельности на затапливаемых участках и снизить возможный ущерб от негативного воздействия вод.
Во многих населенных пунктах области длительная техногенная нагрузка на водные объекты привела к тому, что они полностью потеряли способность к самоочищению. Даже при значительном сокращении объемов сброса сточных вод реки продолжают повторно загрязняться за счет накопленных в иловых отложениях больших концентраций загрязняющих веществ.
Восстановление водных объектов, потерявших способность к самоочищению, является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения и создания комфортных экологических условий.
В рамках реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" выполнено восстановление и экологическая реабилитация рек Становая Ряса, Ягодная Ряса и Воронеж.
Работа в направлении предоставления в установленном порядке прав пользования водными объектами в значительной степени позволит рационализировать использование водных ресурсов области.
В целях экологической безопасности, сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия в Липецкой области образованы 188 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), различных по значению, категории и статусу, занимающих около 6,6% от площади региона. Среди них 2 федеральных заповедника - комплексный "Галичья гора" и часть Воронежского биосферного в Усманском районе, 166 ООПТ регионального значения (157674,21 га), включая 21 заказник (6 - зоологических, 1 - биологический, 14 - ландшафтных) общей площадью 140437,89 га и 145 памятников природы общей площадью 17236,32 га, а также 20 ООПТ местного значения (187,71 га).
В регионе в целом активно развивается система экологического мониторинга окружающей среды.
Определен порядок работы территориальной системы мониторинга и единого областного фонда сведений о состоянии окружающей среды. Территориальная система мониторинга позволяет не только оценить актуальное состояние окружающей среды в регионе, но и контролировать динамику изменения экологических параметров.
Комплексная система мониторинга позволяет вести регулярные наблюдения за состоянием компонентов окружающей среды: атмосферного воздуха, недр, поверхностных и подземных вод, животного мира.
Территориальная система мониторинга охватывает крупные города и сельские территории. С её помощью можно анализировать данные и контролировать изменения состояния окружающей среды. Липецкая область одна из первых заключила соглашение с ППК "РЭО" для передачи данных о состоянии окружающей среды в федеральную систему "Экомониторинг". Аналогичное соглашение подписано с ППК "РЭО" в части развития системы обращения с отходами и строительства экотехнопарка.
Теперь информация со стационарных постов наблюдения, данных маршрутного мониторинга, сведения, полученные в период внеплановых выездов экологической лаборатории, координируются специалистами управления экологии и природных ресурсов для дальнейшей оценки, анализа и принятия мер. Функционирование единого информационного ресурса - областного фонда сведений о состоянии окружающей среды позволяет оперативно реагировать на изменение состояния среды.
Совершенствование системы мониторинга окружающей среды - одна из ключевых задач нацпроекта "Экология", направленного на улучшение качества жизни населения и состояния природы.
Важное значение имеет мониторинг и в климатической повестке, которая стала одним из главных регуляторов мировой экономики.
Субъект одним из первых в стране сформировал региональную нормативно-правовую базу в области изменения климата.
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области организует работы по адаптации к изменениям климата, в том числе разрабатывает и актуализирует региональный план адаптации к изменениям климата, план осуществления на территории Липецкой области научно-технической деятельности в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений.
В целях реализации мероприятий первого и второго этапов адаптации к изменениям климата в Липецкой области проведена оценка климатических рисков, характерных для субъекта, разработан перечень адаптационных мероприятий в области климатических изменений, распоряжением администрации Липецкой области от 05.05.2022 N 243-р "Об утверждении регионального плана адаптации к изменению климата" принят региональный план адаптации к изменению климата, утвержден региональный план адаптации к изменению климата (далее - План адаптации).
Работа по разработке регионального плана адаптации к изменению климата проводилась в формате рабочей группы, в которую включены представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, крупных предприятий, общественных организаций, научных и учебных учреждений (далее - Рабочая группа).
План адаптации включает в себя мероприятия в различных сферах: сельское и лесное хозяйство, природопользование, охрана животного мира и водных биологических ресурсов, недропользование, мониторинг и прогнозирование изменений, энергоэффективность и другие.
Распоряжением Правительства Липецкой области N 540-р от 25.11.2022 утвержден паспорт климатической безопасности Липецкой области.
С участием членов Рабочей группы, представителей научного сообщества, студентов вузов, специалистов в области экологического развития разработан План осуществления на территории Липецкой области научно-технической деятельности в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений, утвержденный распоряжением Правительства Липецкой области N 539-р от 25.11.2022.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области", сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документов стратегического планирования области в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Липецкой области
Приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды отражены в следующих документах:
- в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176;
- в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400;
- в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;
- в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р;
- в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 N 3052-р.
- в Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25.10.2022 N 207-ОЗ;
- в Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 N 1216-р;
- в государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326.
Государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области" (далее - Программа) оказывает влияние на достижение показателей, установленных для Липецкой области, в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в частности на показатель оценки эффективности деятельности высшего должностного лица региона "Качество окружающей среды".
Основным приоритетом государственной политики в сфере регулирования качества окружающей среды является внедрение экономики замкнутого цикла путем реализации следующих мероприятий:
- снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе за счет рационального использования вторичных ресурсов и сырья из отходов;
- создание условий для минимизации образования отходов потребления и продления жизненного цикла продукции, популяризации в обществе "экологичного поведения" и "бережного потребления";
- сокращение обращения неэкологичной продукции, стимулирование "зеленых" технологий в производстве и внедрение принципа "Загрязнитель платит".
- снижение выбросов опасных загрязняющих веществ.
Приоритетами государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы являются:
- повышение геологической изученности территории Липецкой области;
- снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду;
- повышение инвестиционной привлекательности недропользования и обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в геологоразведочные работы.
Указанные приоритеты направлены на достижение цели по обеспечению экономики страны геологической информацией о недрах и воспроизводству запасов полезных ископаемых.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации экологического просвещения являются:
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
- повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды, формирование экологического мышления, основ экологической культуры граждан, создание эффективной системы экологического воспитания и просвещения.
Приоритетами государственной политики области в сфере обращения с отходами в Липецкой области являются:
- создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза;
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Приоритетами государственной политики области в сфере развития водохозяйственного комплекса являются:
- гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Липецкой области;
- охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Основными приоритетами в области сохранения биологического многообразия являются:
- разработка и реализация единой политики в сфере создания, управления и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- реализация мероприятий, направленных на сохранение биологического разнообразия на территории Липецкой области, в том числе редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Липецкой области;
- развитие системы экологического образования и просвещения в части популяризации особо охраняемых природных территорий регионального значения и биоразнообразия Липецкой области.
В ходе реализации настоящей Программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление природными ресурсами Липецкой области;
в экологической сфере - благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение природных ресурсов Липецкой области;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан и устойчивое социально-экономическое развитие области.
Целями настоящей Программы являются:
снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза к 2030 году;
улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов по данным социологического опроса 78% к 2030 году;
ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов;
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза к 2030 году.
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации
В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", для обеспечения достижения национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" установлены целевые показатели "Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза", "Снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза", "Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое".
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области, утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 г N 207-ОЗ для достижения цели "Липецкая область - 2030 - регион комфортной и безопасной среды для жизни, гармоничного пространственного развития, выстроенного баланса Липецко-Елецкой агломерации и сельских территорий" установлено выполнение показателей:
- Липецкая область - регион устойчивого развития с высоким уровнем экологической безопасности и экологически ориентированным ростом экономики, высокой эффективностью воспроизводства и рациональным использованием природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений жителей;
- Липецкая область - регион с растущим природно-ресурсным потенциалом и рациональным природопользованием.
Все структурные элементы Программы и их задачи взаимосвязаны с показателями Программы.
В рамках национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" настоящая Программа направлена на достижение следующих целевых показателей:
- доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов в 2030 году - 50,0 процентов;
- доля направленных на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов в 2030 году - 100,0 процентов;
- доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе твердых коммунальных отходов в 2030 году - 50,0 процентов.
Достижение указанных целевых показателей осуществляется в рамках реализации региональных проектов "Чистая страна", "Сохранение уникальных водных объектов", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", предусматривающих мероприятия по следующим направлениям:
- введение в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации твердых коммунальных отходов;
- введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов;
- ликвидация несанкционированных свалок в границах городов;
- проведение комплекса работ по восстановлению водных объектов, включая расчистку участков русел рек в целях улучшения экологического состояния гидрографической сети;
- осуществление закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
1.4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Липецкой области
Основными задачами государственного управления и обеспечения безопасности населения области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования являются:
- капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в областной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений;
- сокращение площади земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности.
К задачам государственного управления по обеспечению экономики страны геологической информацией о недрах и воспроизводства запасов полезных ископаемых на уровне, предусмотренном Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р, относятся:
- воспроизводство запасов полезных ископаемых (решается посредством проведения разведочных работ, направленных на прирост запасов в том числе общераспространенных полезных ископаемых);
- совершенствование государственного управления фондом недр (решается посредством улучшения системы информационного обеспечения органов государственной власти и недропользователей, перевода государственных услуг и управления фондом недр на основе цифровых данных, обеспечения геополитических интересов в сфере геологии).
Задачей государственного управления в сфере экологического образования является формирование экологической культуры в обществе, воспитание бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, мотивация и ценностные установки на поведение в интересах экологической безопасности и устойчивого развития общества и природы, а также распространение информации об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.
Для достижения цели по обеспечению эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды предусматриваются следующие задачи государственного управления:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- предотвращение рисков причинения вреда окружающей среде и снижение размера вреда, причиненного окружающей среде на территории Липецкой области;
- обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды;
- предупреждение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- повышение прозрачности деятельности контрольного органа при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора);
- мотивация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к добросовестному соблюдению обязательных требований.
Для достижения цели по созданию к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза, в Липецкой области предусмотрен поэтапный ввод в эксплуатацию объектов обработки и утилизации твердых коммунальных отходов.
Для достижения цели по ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среды и экологического оздоровления водных объектов предусматриваются следующие задачи государственного управления:
- недопущение образования объектов накопленного вреда окружающей среде;
- ликвидация несанкционированных свалок;
- комплекс работ по контролю в области охраны окружающей среды и природопользования, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Для достижения цели по сохранению и восстановлению водных объектов предусматриваются следующие задачи государственного управления:
- обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах (разрешается посредством реализации широкого спектра работ: сохранением и улучшением экологического состояния водных объектов; оптимизацией использования располагаемых водных ресурсов (через режимы и параметры водопользования);
- обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (решается посредством строительства сооружений инженерной защиты, выполнением превентивных противопаводковых мероприятий, повышающих пропускную способность водотоков);
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений областной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Для достижения цели по развитию особо охраняемых природных территорий регионального значения и сохранению биологического разнообразия предусматриваются следующие задачи государственного управления:
- обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха, экологическое просвещение населения в области особо охраняемых природных территорий.
Способом эффективного решения задач настоящей Программы является своевременное и полноценное обеспечение достижения ожидаемых эффектов в рамках ее структурных элементов:
регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами";
ведомственного проекта "Охрана водных объектов и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию";
ведомственного проекта "Создание условий для развития деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов на территории Липецкой области";
ведомственного проекта "Изучение и оценка состояния геологической среды на территории Липецкой области";
комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности управления экологии и природных ресурсов Липецкой области и подведомственных организаций";
комплекса процессных мероприятий "Качество окружающей среды";
комплекса процессных мероприятий "Сохранение биологического разнообразия природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны объектов животного мира";
комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области"
В ходе реализации настоящей Программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере: эффективное управление природными ресурсами Липецкой области;
в экологической сфере: благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение природных ресурсов Липецкой области;
в социальной сфере: рост уровня жизни граждан и устойчивое социально-экономическое развитие области.
Настоящей Программой предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на осуществление мероприятий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и привлечения всех действующих мер государственной поддержки, направленных на развитие сельских территорий, необходимо обеспечить вовлечение всех муниципальных образований в реализацию Государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на разработку проектов по рекультивации земель, находящихся в муниципальной собственности, нарушенных при складировании и захоронении отходов производства и потребления, включающих прохождение государственной экологической экспертизы проектов в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, и/или рекультивацию земель, находящихся в муниципальной собственности, нарушенных при складировании и захоронении отходов производства и потребления (раздел XI Государственной программы).
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также на приобретение, размещение контейнеров, бункеров (раздел XII Государственной программы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.