Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы "Развитие транспортной системы Липецкой области"
1.1. Оценка текущего состояния транспортной системы Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития транспортной системы Липецкой области
Липецкая область имеет развитую транспортную систему. Регион занимает 2 - 3 места по показателям обеспеченности территории и населения железными и автомобильными дорогами, значения показателей существенно выше средних по Центральному федеральному округу и по Российской Федерации.
В регионе сформирована развитая дорожная сеть. Общая протяженность дорог федерального и регионального значения с твердым покрытием в Липецкой области составляет 5 427 км.
С начала реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" ежегодно в среднем выполняется ремонт автодорог порядка 300 км автомобильных дорог регионального значения. Регион продолжает успешно выполнять целевые показатели национального проекта "Безопасные качественные дороги": по итогам 2022 года доля дорог Липецкой городской агломерации, соответствующих нормативу, составила 78,01%, доля региональных дорог, соответствующих нормативу, - 43,99%.
Транспортный комплекс Липецкой области представлен организациями автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта.
Автомобильный пассажирский транспорт общего пользования занимает ведущее место в обеспечении транспортного обслуживания населения области. Перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в 2022 году осуществлялись по 453 маршрутам. За 2022 год на маршрутах общего пользования в Липецкой области перевезено автобусами 85,2 млн. пассажиров, пассажирооборот составил 498,8 млн. пасс.-км, перевезено трамваями 3,2 млн. пассажиров, пассажирооборот - 8,8 млн. пасс.-км.
В 2022 году в Липецкой области грузооборот автомобильного транспорта крупных и средних предприятий всех видов деятельности составил 1037,4 млн. тонно-километров, перевезено грузов - 13,8 млн. тонн.
В Липецкой области осуществляется работа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, имеющего экологические и экономические преимущества перед традиционно применяемыми бензином и дизельным топливом. Для этого развивается газозаправочная инфраструктура, по состоянию на конец 2022 года на территории региона действовало 7 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Липецкой области осуществляются по 9 маршрутам, по которым курсирует 29 поездов. За 2022 год пригородным железнодорожным транспортом было отправлено 742,2 тыс. пассажиров, пассажирооборот составил 16,1 млн. пасс-км.
Погрузка на железнодорожном транспорте в 2022 году в Липецкой области составила 24,5 млн. тонн.
На территории Липецкой области расположен международный аэропорт "Липецк". В 2022 году из Липецкого аэропорта выполнялись авиарейсы по маршрутам "Липецк - Москва", "Липецк - Санкт-Петербург", "Липецк - Минеральные Воды", "Липецк - Калининград", "Липецк - Ростов - Нижний Новгород".
Основными тенденциями, определяющими направление развития транспортной системы, являются:
повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий;
обеспечение долгосрочного и устойчивого развития экономических и социальных связей за счет развития сети автомобильных дорог;
развитие цифровых технологий;
развитие скоростного и высокоскоростного движения;
развитие мультимодальных технологий;
переход на экологичные виды транспорта.
На развитие транспортного комплекса влияют следующие основные факторы:
динамика объемов производства предприятий реального сектора экономики;
демографические процессы в области;
динамика реальных доходов населения и потребительских цен.
К главным проблемным вопросам транспортного комплекса и дорожного хозяйства относятся:
высокая степень износа основных фондов организаций и объектов транспортной инфраструктуры;
значительный рост транспортных издержек;
недостаточное финансирование пассажирских перевозок;
негативное воздействие транспорта на окружающую среду;
ограниченная пропускная способность объектов транспортной инфраструктуры;
эксплуатация отдельных участков дорожной сети с превышением нормативной загрузки.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы, сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документах стратегического планирования области в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены следующими стратегическими документами Российской Федерации и Липецкой области:
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента РФ);
Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р;
государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 1596;
государственной программой Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321;
Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года".
Реализация государственной программы Липецкой области "Развитие транспортной системы Липецкой области" оказывает влияние на выполнение показателя "Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов", характеризующего достижение национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", установленной Указом Президента РФ. Указанный показатель является одним из показателей регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть".
Стратегическими целями государственной транспортной политики развития транспортного комплекса Российской Федерации являются повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, увеличение скорости и объема доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий, повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, увеличение скорости и объема доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий, цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли. Исходя из указанных целей, в Стратегию социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года (далее - Стратегия) включены следующие приоритетные направления развития транспортной системы Липецкой области:
развитие межмуниципального общественного транспорта и улучшение транспортной доступности сельских населенных пунктов;
увеличение пропускной способности транспортного комплекса Липецкой области;
снижение уровня износа инфраструктуры за счет модернизации и реконструкции;
сокращение выбросов загрязняющих веществ общественным транспортом, переход на электричество и газомоторное топливо, стимулирование потребления природного газа в качестве моторного топлива;
создание инфраструктуры для электротранспорта с целью развития производства и использования автомобильного электрического транспорта, в том числе развитие сети электрических зарядных станций;
повышение технического уровня существующих автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений, строительство новых автомобильных дорог и сооружений на них;
реализация программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Липецкой агломерации в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги";
приведение автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние и обеспечение сохранности существующей сети дорог;
повышение качества дорожно-строительных работ и усиление контроля за сохранностью автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них;
дальнейшая модернизация Липецкого аэропорта;
увеличение объемов перевозок пассажиров воздушным транспортом;
повышение доступности и качества транспортных перевозок транспортом общего пользования;
развитие транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
увеличение скорости сообщения транспорта общего пользования, включая развитие обособленной инфраструктуры для движения общественного транспорта (введение стандарта транспортного обслуживания);
внедрение интеллектуальных транспортных систем.
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 1596, установлены приоритеты государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса, в том числе:
развитие пассажирского транспорта общего пользования (автобусный, пригородные железнодорожные перевозки), включая обновление подвижного состава, развитие транспортных систем крупных городских агломераций, создание современной системы скоростных пассажирских перевозок, транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок. Основные мероприятия данного приоритетного направления объединены в комплекс процессных мероприятий "Организация и развитие транспортного обслуживания населения Липецкой области";
увеличение пропускной способности и улучшение параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, строительство автодорожных подходов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. Решение задач указанного направления будет достигаться в рамках региональных проектов "Региональная и местная дорожная сеть", "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства", ведомственного проекта "Развитие и увеличение пропускной способности автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них", комплекса процессных мероприятий "Приведение автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние и обеспечение сохранности существующей сети дорог";
обеспечение содержания и развития объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
повышение экологичности и безопасности транспортного комплекса. Решение задач указанного направления будет достигаться в рамках регионального проекта "Развитие общественного транспорта" и комплекса процессных мероприятий "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Липецкой области";
цифровизация транспортного комплекса в целях достижения "цифровой зрелости" транспортной отрасли и развития новых управленческих технологий.
В качестве одного из ключевых результатов реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321, определено увеличение объемов потребления метана на транспорте. На достижение указанного результата будет направлена реализация комплекса процессных мероприятий "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Липецкой области".
1.4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в транспортной и дорожной отраслях и сфере государственного управления
Задачами государственного управления являются:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, повышение технического уровня автомобильных дорог, их пропускной способности, уровня безопасности дорожного движения;
поддержка и развитие транспортного комплекса Липецкой области.
Способы эффективного решения задач государственного управления:
реализация мероприятий, предусматривающих строительство, реконструкцию и проектирование автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них;
реализация мероприятий, предусматривающих своевременное и качественное выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них;
проведение модернизации дорожного комплекса и внедрение высокотехнологической техники;
предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения;
реализация мероприятий региональных проектов;
цифровая трансформация отрасли;
реализация взвешенной и предсказуемой тарифной политики на транспорте;
реализация мероприятий по субсидированию отдельных видов пассажирского транспорта и отдельных направлений перевозки пассажиров;
обновление инфраструктуры и подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта;
реализация программ по обновлению парка транспортных средств с применением различных механизмов (лизинг, субсидии, утилизационный сбор), закупке автобусов, работающих на газомоторном топливе, трамваев и электробусов;
реализация программ по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива;
совершенствование нормативно-правовой деятельности в сфере пассажирских перевозок транспортного комплекса;
развитие конкуренции на рынке транспортных услуг, создание условий для справедливой внутривидовой и межвидовой конкуренции операторов.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" (на сети автомобильных дорог Липецкой агломерации), приведен в разделе XI государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий по приведению в нормативное состояние искусственных дорожных сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в рамках реализации регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", приведен в разделе XII государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, содержащих мероприятия по реализации инфраструктурных проектов, направленных на комплексное развитие городского наземного электрического транспорта и автомобильного транспорта общего пользования, выполнение работ по освещению и благоустройству территорий в рамках реализации регионального проекта "Развитие общественного транспорта", приведен в разделе XIII государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в части строительства (реконструкции) автомобильных дорог, в том числе дорог с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, и проектирования искусственных сооружений на них, приведен в разделе XIV государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение дорожной деятельности в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, приведен в разделе XV государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения населенных пунктов, приведен в разделе XVI государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.