Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области "Развитие культуры и туризма в Липецкой области"
1.1. Оценка текущего состояния сферы культуры и туризма Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы культуры и туризма Липецкой области
Липецкая область характеризуется ростом числа посещений учреждений культуры, организацией и проведением международных, всероссийских и межрегиональных мероприятий, активной цифровизацией услуг, предоставляемых учреждениями культуры, модернизацией муниципальных библиотек, развитой системой непрерывного образования в сфере культуры, наличием уникального материального и нематериального культурно-исторического наследия области. При этом наблюдается сокращение числа учреждений культуры и культурно-досугового типа, нехватка качественной культурно-досуговой инфраструктуры, в том числе инфраструктуры креативных индустрий, недостаточным финансированием сферы культуры, дисбаланс уровня заработной платы в муниципальных образованиях.
В период 2014 - 2019 гг. число посещений учреждений культуры Липецкой области увеличилось на 64,3% и составило в 2019 году 11,8 млн (2014 год - 7,18 млн). За период 2019 - 2020 гг. число посещений сократилось в 2 раза до 6 млн посещений, что обусловлено введением Правительством Российской Федерации и региональной администрацией ограничений в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В Липецкой области регулярно проводится ряд международных, всероссийских, межрегиональных и областных фестивалей и конкурсов, призванных организовать содержательный досуг, правовое и патриотическое воспитание детей и молодежи, привлечь их к занятию творчеством: Международный открытый конкурс-фестиваль юных пианистов им. К.Н. Игумнова; Всероссийский фестиваль народного творчества им. А.П. Мистюкова "Ты, Россия, и сердце, и песня моя!"; Всероссийский музыкальный фестиваль имени Т.Н. Хренникова; межрегиональный фестиваль детских хореографических коллективов "В гостях у "Родничка" и пр.
Число видов поощрительных выплат в сфере культуры и искусства достигает 11 ед. Количество лауреатов областных премий и областных стипендиатов в сфере культуры и искусства в 2020 году составило 354 человек.
В Липецкой области библиотечным обслуживанием населения занимаются 484 библиотеки, 86,16% из которых расположены в сельской местности. Доступ к сети "Интернет" в 2020 году имеют 91,5% библиотек. В 2019 году открыты виртуальные читальные залы Национальной электронной библиотеки в 11 библиотеках области, а всего доступ к НЭБ на договорной основе имеют 53 библиотеки. В 2019 году созданы 3 мультимедиа-гида с использованием технологии дополненной реальности в Липецком областном краеведческом музее, приобретены аудиогиды Липецким областным художественным музеем, позволяющие получить информацию о произведениях и организовать индивидуальное экскурсионное обслуживание. Учреждениями культуры Липецкой области осуществляются онлайн-трансляции мероприятий, размещаемых на портале "Культура.РФ". На территории Липецкой области статус модельных библиотек получили 3 учреждения культуры (0,62% от общего числа библиотек).
На территории Липецкой области функционирует учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации специалистов культуры и искусства. Повышение квалификации специалистов организовано по 13 дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации специалистов из учреждений культуры региона проводятся на базе 9 крупнейших вузов по профилю культуры и искусства (Краснодарский государственный институт культуры, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Российская академия музыки имени Гнесиных, Российская государственная библиотека, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, Российский институт театрального искусства - ГИТИС, Казанский государственный институт культуры, Московский государственный институт культуры).
В 2019 году контингент обучающихся по дополнительным программам в области искусств составил 16,5 тыс. чел. (на 2,8% больше, чем в 2018 году) в возрасте 5-18 лет, что составляет 10,0% от общего числа детей данной возрастной группы в регионе.
Контингент обучающихся по предпрофессиональным программам составляет 7,8 тыс. чел. - 47,7% от общего числа обучающихся. В структуре СПО осуществляют свою деятельность 2 колледжа, которые реализуют программы дополнительного образования детей в области искусств.
В 2019 году 40,6% студентов колледжей и учащихся ДШИ (по видам искусств) от общего числа принявших участие стали победителями и лауреатами конкурсов международного, всероссийского, межрегионального, областного уровней.
На территории Липецкой области расположено 702 объекта культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации. Из них 178 федерального значения (в т. ч. 115 объектов археологического наследия).
С 2017 года функционирует сайт "Электронный каталог нематериального культурного наследия "Наследие Липецкой области". К нематериальному наследию Липецкой области относятся частушечно-инструментальная форма "Матаня", свадебные традиции сел бывшего Романова городища, традиция изготовления и бытования глиняной игрушки и пр.
В период 2010 - 2020 гг. наблюдается значительное сокращение учреждений культуры и культурно-досугового типа на территории Липецкой области. Общий спад составил 11,74%. Основная доля приходится на киноустановки - 52,73% за 10 лет. Стабильным остается количество театров - 4 ед. Число общедоступных библиотек сократилось на 8,68%.
За 2019 - 2020 гг. наблюдается сокращение финансирования отрасли культуры от консолидированного бюджета Липецкой области на 25,26%. В 2020 году доля финансирования отрасли составила 1,42% от бюджета региона (2019 год - 1,9%).
В регионе наблюдается существенное отличие уровня заработной платы работников организаций культуры ряда муниципальных организаций и областных. Заработная плата в районах колеблется от 32 546 руб. до 36 110 руб. Средняя заработная плата в районных учреждениях культуры - 33 591 руб., в областных - 39 465 руб.
Регион обладает большим туристским потенциалом: выгодное географическое положение, высокая транспортная доступность, богатое историческое и культурное наследие.
На территории области функционирует более 130 коллективных средств размещения, 100 туристических агентств (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области за 2021 год), установлено более 510 знаков туристской навигации к ключевым объектам региона.
В регионе активно развиваются культурно-познавательный, событийный, детский, сельский, экологический, гастрономический, паломнический. Разработаны туристские маршруты для разных категорий населения.
С целью информирования жителей и гостей региона на территории региона осуществляют свою деятельность три туристско-информационных центра. Действуют 10 профессиональных аудиогидов (150 аудиоисторий) к туристским объектам. В 2022 году запущено мобильное приложение для путешественников по Липецкой области "Липецкая Земля".
С 1 июля 2022 года вступил в силу Федеральный закон N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников", в соответствии с которым на территории Липецкой области и других регионах для осуществления экскурсионных услуг будет необходим аттестат экскурсовода (гида) или (и) гида-переводчика. С начала действия данного нормативно-правового акта экскурсоводы Липецкой области успешно сдают квалификационные экзамены по аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков.
В Липецкой области насчитывается более 3000 объектов культурного наследия, многие из которых являются точками притяжения туристов.
В области активно развиваются современные направления размещения туристов - кемпинги и глэмпинги. Существующая в регионе сеть кемпингов и глэмпингов включает уже более 10 таких мест размещения.
Детский туризм является одним из приоритетных направлений в Липецкой области, и в целях его развития с 2018 года предоставляются субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию детских туристических проектов. За пять лет в тематических программах приняло участие более 1500 школьников региона, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Экскурсии школьников на современное промышленное производство являются важным элементом системы профориентационной работы с подрастающим поколением, позволяющим познакомить детей с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, узнать подробности о рабочих профессиях. Более 10-ти предприятий ежегодно принимают школьников региона.
Липецкая область входит в число 15-ти самых популярных российских направлений гастрономического туризма. Шесть старинных традиций и обычаев из нашего региона входят в Реестр объектов нематериального культурного наследия, среди них главные бренды Липецкой области - романовская игрушка и елецкое кружево. В 2022 году завершена реконструкция Центра романовской игрушки в с. Троицкое.
Конкурентные преимущества:
наличие опыта организации и проведения международных, всероссийских и межрегиональных мероприятий;
развитая система непрерывного образования в сфере культуры;
активная цифровизация услуг, предоставляемых учреждениями культуры.
Ключевые проблемы развития:
старение кадров сферы культуры и отсутствие квалифицированных специалистов по продвижению деятельности учреждений культуры среди молодого поколения с целью их эстетического и культурного развития;
ликвидация учреждений культуры в сельской местности в связи с оттоком населения;
изношенность основных конструктивных элементов зданий учреждений культуры и материально-технической базы в учреждениях.
Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:
значительное количество памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;
недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, а также специалистов для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек;
отсутствие индексации объемов государственной поддержки отечественного кинопроизводства, что негативно отражается на количестве новых проектов.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры и туризма в соответствии с приоритетами и целями государственной национальной политики и окажет существенное влияние на достижение стратегических целей развития Липецкой области.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере культуры и туризма, сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития области, иных документах стратегического планирования области в сфере культуры и туризма
Приоритеты государственной политики определены:
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мероприятиях по реализации государственной политики в области образования и науки";
Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 года N 2129-р;
Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ.
Приоритетами государственной политики в сфере культуры и туризма, архивного дела являются:
- сохранение, рациональное использование объектов культурного наследия Липецкой области;
- развитие межкультурного взаимодействия, расширение международного и межрегионального культурного сотрудничества, интеграция культуры Липецкой области в российское и мировое культурное пространство;
- обеспечение государственной поддержки творческого состава населения области, увеличение количества областных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;
- привлечение к участию в творческих мероприятиях детей с целью выявления и поддержки юных талантов;
- модернизация отрасли, учреждений, услуг и технологий работы с посетителями на основе внедрения современных информационных, телекоммуникационных и медийных технологий;
- развитие дистанционных и нестационарных форм библиотечно-информационного обслуживания населения, включая особые категории - инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, создание публичных электронных библиотек;
- превращение музеев области в культурно-образовательные, досуговые и информационные центры общественной жизни;
- сохранение традиций российского репертуарного театра, создание новых спектаклей по лучшим образцам произведений отечественной и зарубежной классики, современной драматургии, новых спектаклей для детей и юношества, семейного посещения;
- развитие гастрольной деятельности театральных и концертных организаций;
- обеспечение государственной поддержки приобщения детей и молодежи к театральному и музыкальному искусству, музейно-выставочным проектам;
- активное внедрение современных технических (в том числе мультимедийных) средств для художественного оформления театральных постановок, концертных программ и музейно-выставочных экспозиций;
- расширение объемов и видов услуг для населения в сфере культурно-досуговой деятельности;
- подготовка и переподготовка кадрового резерва отрасли, кадров нового типа - менеджеров, экономистов в области культуры, руководителей учреждений культуры, работников творческих профессий;
- реализация проектов по созданию туристско-рекреационных кластеров на основе государственно-частного партнерства, проведение активной имиджевой политики региона;
- развитие комплекса объектов туристской инфраструктуры на территории Липецкой области - коллективные средства размещения туристов, предприятия питания, объекты конференциальной, спортивно-оздоровительной, развлекательной, сервисной и торговой инфраструктуры;
- привлечение инвесторов к сотрудничеству и реализации инвестиционных проектов по развитию туристских кластеров в Липецкой области;
- продвижение регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках;
- сохранение комплекса архивных документов и формирование полноценной документальной базы новейшего времени.
При разработке государственной программы особое внимание уделяется требованиям к политике субъектов Российской Федерации в сфере туризма, которые содержатся в следующих документах:
Федеральном законе от 24 ноября 1996 года N 123-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
распоряжении Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р.
Программой предусмотрено достижение следующих целей:
обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой;
создание и внедрение системы поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма;
создание условий для обеспечения доступности гражданам поездок по стране в условиях комфортной и безопасной транспортной и туристской инфраструктуры;
создание и внедрение цифровых решений, обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристским цифровым сервисам;
реализация мероприятий по цифровизации государственного управления в сфере туризма;
усовершенствование государственного управления в сфере туризма.
Меры государственного регулирования (налоговые, тарифные, кредитные, гарантии, залоговое обеспечение) не применяются.
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 (далее - государственная программа "Развитие культуры"), в рамках которой предусмотрено развитие деятельности организаций культуры, повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, развитие инфраструктуры и внедрение цифровых технологий в сфере культуры.
Государственной программой "Развитие культуры" установлены 4 цели, достижение которых планируется к концу 2030 года:
увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 4,5 млрд единиц в год;
повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка не менее 50 тысяч творческих инициатив и проектов;
повышение уровня сохранности объектов культурного наследия и развития инфраструктуры в сфере культуры, в том числе уровня обеспеченности организациями культуры до 85 процентов;
увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры до 690 миллионов единиц.
Государственная программа взаимосвязана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы "Развитие культуры", предусматривающей увеличение к 2030 году до 46 млн ед. числа посещений мероприятий организаций культуры в Липецкой области.
Также государственная программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439 (далее - государственная программа "Развитие туризма"), в рамках которой установлены следующие цели, достижение которых приведет к росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации:
обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой;
создание и внедрение системы поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма;
создание условий для обеспечения доступности гражданам поездок по стране в условиях комфортной и безопасной транспортной и туристской инфраструктуры;
создание и внедрение цифровых решений, обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристским цифровым сервисам;
создание сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки, направленной на развитие экспорта туристских услуг;
увеличение числа рабочих мест и повышение кадрового потенциала отечественной туристской отрасли;
реализация мероприятий по цифровизации государственного управления в сфере туризма;
усовершенствование государственного управления в сфере туризма.
Государственная программа взаимосвязана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы "Развитие туризма", предусматривающей увеличение к 2030 году до 400 тыс. чел. числа размещенных в коллективных средствах размещения.
Приоритетами государственной программы являются формирование гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности, и укрепление единства и сплоченности российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, а также развитие современной, технологичной, диверсифицированной и экономически устойчивой инфраструктуры, предоставляющей разнообразный турпродукт в сфере туризма.
1.4. Задачи государственного управления в сфере культуры и туризма, способы их эффективного решения
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года и Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года установлены ключевые интересы и стратегические приоритеты.
Во исполнение вышеуказанных стратегических документов государственной программой предусмотрены следующие задачи:
развитие деятельности организаций культуры;
повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры (создание условий для реализации творческого потенциала, воспитания на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации);
развитие инфраструктуры в сфере культуры;
внедрение цифровых технологий в сфере культуры;
создание конкурентоспособного туристского продукта региона;
стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта региона на внутреннем и внешнем рынках.
В рамках реализации государственной программы "Развитие культуры и туризма в Липецкой области" планируется реализация приоритетных направлений в сфере туризма, закрепленных в Стратегии социально-экономического развития Липецкой области:
- реализация проекта "Усадебное кольцо";
- привлечение новых сегментов туристического рынка (бэкпекеры, автотуристы, семейные туристы, сегменты, интересующиеся нишевыми видами туризма);
- разработка мастер-планов новых и существующих кластеров;
- разработка системы маркетинговых мероприятий в рамках единой стратегии продвижения бренда "Липецкая земля";
- реализация проекта "Липецкая земля - детям!".
Эффективное решение данных задач обеспечит достижение целей, установленных государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 314, и государственной программой Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439.
Основные направления государственной программы, планируемые мероприятия, а также ожидаемые результаты с указанием планируемых значений показателей приводятся в паспорте государственной программы.
На динамику достижения целевых показателей государственной программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.
В целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и привлечения всех действующих мер государственной поддержки, направленных на развитие культуры и туризма, необходимо обеспечить вовлечение всех муниципальных образований в реализацию государственной программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на организацию библиотечного обслуживания населения в части комплектования книжных фондов библиотек муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и поселений, приведен в Разделе XII к государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек, приведен в Разделе XIII к государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на создание условий для организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры жителей муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и поселений в части подготовки кадров учреждений культуры, приведен в Разделе XIV к государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на модернизацию (капитальный ремонт, реконструкция) муниципальных детских школ искусств по видам искусств, приведен в Разделе XV к государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами детских школ искусств, приведен в Разделе XVI к государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на создание и модернизацию учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, приведен в Разделе XVII к государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на техническое оснащение муниципальных музеев, приведен в Разделе XVIII к государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение муниципальных театров, находящихся в городах с численностью населения более 300 тыс. человек, приведен в Разделе XIX к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.