г. Краснодар |
|
03 августа 2022 г. |
Дело N А53-33503/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниловой А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Донавтосервис" (ИНН 6143054566, ОГРН 1036143010254) - Гончаровой Л.Г. (доверенность от 02.02.2022), заинтересованного лица - министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) - Назаровой Ю.В. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 10261103171104), администрации г. Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" (ИНН 6143068583, ОГРН 1086143000965), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А53-33503/2021, установил следующее.
ООО "Донавтосервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров в размере 10 988 067 рублей 84 копеек (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство труда и социального развития Ростовской области, администрация города Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства".
Решением суда первой инстанции от 17.03.2022, с учетом определения об исправлении опечатки от 27.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2022, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Министерство указывает, что обществом не доказан размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров, поскольку расчет общества основан на среднестатистической величине перевезенных льготной категории граждан. Достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных пассажиров в рассматриваемый период общество не представило. Отмечает, что осуществление финансирования перевозок льготных пассажиров федерального регистра на городском пассажирском транспорте не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Ростовской области. Кроме того, ссылается на то, что объем возмещения затрат за перевозку льготной категории граждан предусмотрен договорами. Поскольку стороны исполнили свои обязательства по заключенным договорам в полном объеме, оснований для удовлетворения иска не имеется.
В отзывах на кассационную жалобу общество и администрация просят оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании министерство и общество поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Волгодонске.
В соответствии с договором N 4 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска от 26.09.2011 (далее - договор), заключенным обществом и Департаментом, общество приняло на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров автобусами по маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонск.
В указанном договоре общество принимает на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией г. Волгодонска в общественном городском транспорте, и отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 2.4.14 договора общество обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
В силу пункта 7.1 договора он вступает в силу с 03.11.2011 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска.
Общество, наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией города Волгодонска в общественном городском транспорте, оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 обществом и департаментом труда и социального развития администрации города Волгодонска заключены договоры от 14.01.2019 N 8 (далее - договор N 8), от 17.01.2020 N 9 (далее - договор N 9), от 15.01.2021 N 10 (далее - договор N 10), по условиям которых перевозчик предоставляет услуги по перевозке отдельных категорий граждан (далее - граждане), оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Ростовской области в соответствии с областными законами Ростовской области:
от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" в рамках предоставления департаментом мер социальной поддержки гражданам по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а департамент возмещает расходы перевозчику за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) граждан, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов о фактически предоставленных услугах по перевозке отдельных категорий граждан, которые определены сторонами в приложении 1, являющимся неотъемлемой частью договора (пункт 1.1. договоров).
Договорами N 8, 9 и 10 определено, что акты сверки о фактическом возмещении расходов по перевозке (приложение 1) составляются на основании отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, имеющих единые проездные талоны на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, ежемесячно представляемых департаменту труда и социального развития администрации города Волгодонска муниципальным казенным учреждением "Департамент строительства и городского хозяйства".
Согласно договорам N 8, 9 возмещение расходов производится в размере 265 рублей в месяц на каждого гражданина, по договору N 10 возмещение расходов производится с 01.01.2021 в размере 276 рублей в месяц, а с 01.02.2021 в размере 287 рублей в месяц на каждого гражданина по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые поездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели.
В соответствии областным законом администрацией Ростовской области принято постановление от 31.08.2006 N 352 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Постановлением администрации города Волгодонска от 19.12.2018 N 2909 установлены тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении в размере 20 рублей.
Обществом и департаментом труда и социального развития администрации города Волгодонска ежемесячно составлялись отчеты о количестве перевезенных в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными едиными социальными проездными талонами.
Согласно актам сверки о фактическом возмещении понесенных обществом расходов по перевозке в общественном транспорте льготных категорий граждан указанные расходы компенсированы обществу частично.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Ростовской области в лице министерства финансов Ростовской области убытков.
На основании анализа положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" суды установили, что с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 1069 Гражданского кодекса определено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Суды установили, что порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта установлен приложением N 3 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
На основании анализа указанных норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что убытки, возникшие у перевозчика в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в данном случае подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Суды пришли к правильному выводу, что администрацией Ростовской области не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета.
В соответствии с установленными тарифами на перевозку компенсация расходов, исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Суды установили, что обществом в материалы дела представлены отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Ростовской области, и имеющих единые социальные проездные билеты, акты сверки о фактическом возмещении расходов обществом по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на городских маршрутах на основании договоров N 8, 9, 10.
На основании названных документов общество произвело расчет выпадающих доходов в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников федерального регистра, размер которых составляет 10 988 067 рублей 84 копейки за период с января 2019 года по сентябрь 2021 года.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований о взыскании с Ростовской области в лице Министерства за счет средств казны Ростовской области спорной суммы убытков.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А53-33503/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 1069 Гражданского кодекса определено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
...
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 августа 2022 г. N Ф08-7244/22 по делу N А53-33503/2021