Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Курганской области
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и государством, а также построением и развитием принципов цифровой экономики, цифровой трансформацией государственного управления. В частности, информационное общество - это использование возможностей онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической и социальной системы - от отдельных людей до крупных компаний и государств.
В целом информационное общество можно представить как систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно - коммуникационных технологий, которые уже стали частью современных управленческих систем, включая безопасность государства и обеспечения правопорядка.
Экономическое развитие Курганской области и интеграция в единое информационное и цифровое пространство обусловили увеличение роли информационной сферы и цифровой экономики в жизни общества, относящиеся в свою очередь к международной, высокотехнологичной сферам социальных и экономических отношений, которые подвержены международным кризисным явлениям и вызовам.
Вызовом современной структуры и направлений становления информационного общества в Российской Федерации является враждебная, агрессивная экономическая политика (санкции) западных стран в отношении высокотехнологичных отраслей экономики Российской Федерации, включающих запрет поставки (импорта) программных и аппаратных (технических) средств и оборудования.
Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" призван обеспечить прорывное развитие в ИТ-отрасли, импортозамещение и развитие отечественных ИТ-решений, необходимых для устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации:
1) финансирование из федерального бюджета на грантовую поддержку перспективных разработок в ИТ-сфере;
2) бюджетное финансирование для аккредитованных ИТ-компаний в целях повышения уровня оплаты труда ИТ-специалистов;
3) обеспечение льготного кредитования на обеспечение текущей деятельности аккредитованных ИТ-компаний и льготная ипотека сотрудникам, осуществляющим свою деятельность в ИТ-сфере;
4) установление налоговых льгот и преференций для ИТ-компаний на рекламу онлайн-сервисов и сопровождение отечественных ИТ-решений;
5) освобождение до конца 2024 года всех сотрудников ИТ-компаний от уплаты налогов на доходы физических лиц, а аккредитованных ИТ-компаний от проверок контрольными органами и уплаты налога на прибыль;
6) стимулирование и консолидация закупок на критически важные отечественные разработки ИТ-решений, включая упрощение порядка закупок для государственных и муниципальных нужд;
7) отсрочка от призыва на военную службу сотрудникам ИТ-компаний.
Развитие и специфика информационного общества для государства может характеризоваться новыми моделями анализа и использования данных и цифровых платформ как в сфере предоставления государственных услуг, так и в переустройстве принципов государственного управления. Оптимизация и усовершенствование государственного управления на региональном и муниципальном уровнях зависит от использования современных ИТ.
Для граждан информационное общество в Российской Федерации характеризуется широким распространением и доступностью компьютерных и мобильных устройств (в среднем на одного россиянина приходится два абонентских номера мобильной связи), а также беспроводных технологий, сетей связи.
Наиболее актуальным и востребованным индикатором построения информационного общества, объединяющим государство и граждан, является система и принципы оказания услуг и функций. Трансформация услуг и функций по принципу упрощения, оптимизации в режиме онлайн является ключевым запросом общества от государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации создана система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к которой подключились более 138 млн. человек, в Курганской области подключились более 790 тыс. человек (или более 90% жителей Курганской области старше 14 лет). Граждане имеют возможность направить в электронной форме индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Текущее развитие информационного общества в Курганской области связанно с реализацией Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
Для реализации нужд по развитию и построению информационного общества необходима слаженная организационно - технологическая инфраструктура и электронные сервисы, доступные для населения Курганской области и направленные на повышение открытости государственного управления и предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронной форме.
Устойчивое функционирование инфраструктуры организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме обеспечивается в том числе за счет использования российских криптоалгоритмов и средств шифрования, использования российских информационных и коммуникационных технологий, непрерывного мониторинга и анализа угроз информационной безопасности и принятия мер по их нейтрализации.
Стабильность функционирования инфраструктуры в свою очередь позволит органам исполнительной власти Курганской области (далее - ОИВ) и их подведомственным учреждениям оказывать услуги населению на необходимом уровне.
В целях решения задач по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внедрение инфраструктуры и сервисов необходимо обеспечить на основе проведения мероприятий, направленных на решение задачи импортозамещения программного обеспечения, в том числе импортозамещения офисного программного обеспечения, проведения обучения специалистов и пользователей работе с отечественными программными продуктами, выполнения работ по модернизации информационных систем.
Решение задачи по созданию и развитию инфраструктуры для организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием возможностей электронного взаимодействия, в том числе по принципу "одного окна", соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Курганской области и информационного общества и направлено на обеспечение доступности и повышения качественного уровня взаимодействия граждан, организаций и государства.
В Курганской области создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), которая интегрирована с федеральной СМЭВ по защищенному каналу связи.
Защищенными каналами передачи данных к инфраструктуре электронного правительства Курганской области подключены информационные системы, в которых осуществляют выполнение функций все ОИВ и их подведомственные учреждения, участвующие в предоставлении государственных услуг и межведомственном электронном взаимодействии, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (далее - ОМСУ), государственного бюджетного учреждения Курганской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ) и территориально обособленные структурные подразделения МФЦ.
Переведены в электронный вид более 100 государственных и муниципальных услуг ОИВ и ОМСУ. Организовано межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами.
Реализована возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" во всех муниципальных районах, муниципальных округах и городских округах Курганской области, а также в сельских поселениях и удаленных населенных пунктах на всей территории Курганской области, в том числе через использование информационных систем МФЦ, ОИВ и ОМСУ.
Основными проблемами в сфере формирования и развития информационного общества в Курганской области являются следующие:
1) высокие затраты на эксплуатацию и модернизацию информационных систем, обусловленные как постепенным устареванием их функционала (например, ввиду изменений законодательства), так и высокой долей зарубежного программного обеспечения на рабочих местах государственных гражданских служащих Курганской области (муниципальных служащих в Курганской области) и в составе компонентов информационных систем, недостатками при проектировании информационных систем и необходимостью поддержки устаревших технологий в связи с их широким применением в работе;
2) наличие административных и нормативных барьеров в системе государственного управления и законодательстве федерального и регионального уровней, снятие которых необходимо для оптимизации системы предоставления государственных (муниципальных) услуг и функций, в том числе без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций с применением реестровой модели в автоматическом режиме;
3) недостаточная эффективность использования информационных систем, вызванная прежде всего слабой их связанностью и низким повторным использованием информационных ресурсов, приводящими к дублированию информации в информационных системах и ограничениям возможностей сводного анализа информации ввиду разрозненности ее размещения;
4) высокие затраты в обеспечении безопасности персональных данных, используемых в информационных системах Курганской области;
5) отсутствие единых подходов к реализации современных информационно-коммуникационных технологий;
6) низкий уровень компетенций в областях цифровой экономики как у населения, использующего интерактивные цифровые сервисы при выполнении социально значимых действий, так и в среде отраслевой деятельности ОИВ в целях поступательного развития и усовершенствования сферы государственного управления;
7) отток кадров с компетенциями в сфере ИТ из субъектов Российской Федерации с преобладающей деятельностью в секторах экономики по агропромышленной деятельности и промышленного производства и как следствие недостаточная автоматизация производственных процессов, включая внедрение цифровых сервисов и аппаратного обеспечения, обеспечивающих систематизацию производственных процессов их мониторинга и роботизации;
8) искусственное сдерживание (вопреки механизмам рыночной экономики) и санкционная политика западных стран к импорту высокотехнологичных средств в Российскую Федерацию, препятствующие развитию отечественных решений программного, аппаратного обеспечения и развития направлений информационного общества;
9) наличие административных препятствий в действующем федеральном законодательстве по мерам федеральной грантовой поддержки (иных преференций) ИТ-стартапов и вновь создаваемых ИТ-предприятий в части излишних требований по наличию бухгалтерских балансов, собственного имущества, наличия высоких процентов и условий софинансирования в реализации проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.