В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стандартом по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт 2.0), разработанным в соответствии с планом национального проекта "Международная кооперация и экспорт":
Утвердить прилагаемую Экспортную стратегию Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года.
Председатель Правительства |
Б. Джанаев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 29 декабря 2023 г. N 758-р
Экспортная стратегия
Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года
I. Обоснование необходимости обеспечения благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания до 2030 года
Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 204, Указ N 474) определена задача по достижению объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд долларов США в год.
Во исполнение Указа N 204, а также в соответствии со сводным планом национального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (далее - Региональный экспортный стандарт).
С 2019 года по указанию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации акционерным обществом "Российский экспортный центр", выступающим в качестве оператора национального проекта "Международная кооперация и экспорт", проведена работа по актуализации методологических основ Регионального экспортного стандарта. Результатом данной работы стала разработка Регионального экспортного стандарта 2.0, который включает 5 основных разделов и 15 инструментов поддержки экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации.
Региональный экспортный стандарт 2.0 предусматривает внедрение комплекса мер по активизации экспортной деятельности в регионе, успешная реализация которых позволит сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта и обеспечить вовлечение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности. В перечень инструментов поддержки экспорта в соответствии с положениями Регионального экспортного стандарта 2.0 также входит создание документов планирования развития экспорта в субъекте Российской Федерации.
Необходимость формирования нормативной правовой базы в сфере планирования внешнеэкономической деятельности на уровне субъекта Российской Федерации обусловлена возникновением новых экономических и геополитических вызовов, нестабильностью мировых финансовых и товарных рынков, а также сложившейся эпидемиологической ситуацией, оказывающей негативное воздействие на реальный сектор экономики и осуществление внешнеторговых операций. Создание комплексной инфраструктуры поддержки экспорта, включая финансовые инструменты развития, является необходимым условием повышения устойчивости региональной экономики и увеличения доходности республиканского бюджета.
Учитывая, что указанный национальный проект направлен на качественное повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг, а также расширение их присутствия на мировых рынках, региональные проекты предусматривают увеличение показателей объемов экспорта Республики Северная Осетия-Алания, а также внедрение в 2023 - 2024 годах Регионального экспортного стандарта 2.0.
Целью Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания до 2030 года (далее - Стратегия экспортной деятельности) является создание условий для увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта предприятий и организаций Республики Северная Осетия-Алания к 2030 году на 70% по отношению к 2020 году.
II. Текущая ситуация в сфере внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания
В настоящее время международная и внешнеэкономическая деятельность регионов Российской Федерации становится все более интенсивной и образует новый структурный уровень в системе международных и внешнеэкономических отношений.
Укрепление роли и авторитета Северной Осетии в системе международных связей является основополагающей задачей внешней политики республики на современном этапе. От успешного выполнения этой задачи во многом зависит как расширение программ внешнеэкономических связей и привлечение в республику инвестиций, так и международное сотрудничество в целом.
Республика Северная Осетия-Алания является приграничным субъектом Российской Федерации. На южном направлении проходит Государственная граница Российской Федерации с Грузией (юго-западная граница РСО-Алания и юго-восточная граница - с прилегающим Казбегским районом Грузии) и Республикой Южная Осетия (южная граница РСО-Алания).
По территории Северной Осетии проходят два магистральных автомобильных пути через Главный Кавказский хребет, связывающих Россию со странами Закавказья и Ближнего Востока.
III. Основные показатели внешнеэкономического оборота Республики Северная Осетия-Алания за 2019 - 2022 годы
Внешнеторговый оборот Республики Северная Осетия-Алания в 2019 - 2022 годах представлен в таблице.
Таблица 1 - Внешнеторговый оборот и объем экспорта Республики Северная Осетия-Алания, млн долл. США
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Объем внешнеторгового оборота |
131,35 |
167,78 |
156,23 |
276,63 |
Объем экспорта |
91,41 |
124,16 |
122,75 |
227,87 |
Лидирующие позиции в структуре экспорта Республики Северная Осетия-Алания занимают сельскохозяйственная отрасль, агропромышленный и деревообрабатывающий комплексы, отчасти горнодобывающая промышленность.
Таблица 2 - Объем экспорта Республики Северная Осетия-Алания, тыс. долл. США
Коды ТН ВЭД |
Наименование товарной группы |
Годы |
|||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||
01-24 |
Продовольственные товары и сырьё |
48 135,75 |
75 190,88 |
71 299,53 |
133 745,16 |
25-27 |
Минеральные продукты |
12 656,78 |
14 836,53 |
25 785,91 |
62 763,63 |
27 |
в т.ч. топливно-энергетические |
11 175,00 |
12 774,79 |
11 032,04 |
59 313,65 |
28-40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
5 541,98 |
4 526,60 |
2 983,95 |
4 737,89 |
41-43 |
Кожевенное сырьё, пушнина и изделия |
5,10 |
3,38 |
19,01 |
0,38 |
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
1 969,30 |
1 033,14 |
703,59 |
1 171,35 |
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
618,07 |
538,68 |
612,21 |
123,35 |
72-83 |
Металлы и изделия из них |
13 549,26 |
19 398,09 |
13 122,98 |
15 388,94 |
84-90 |
Машиностроительная продукция |
4 098,43 |
3 385,48 |
2 361,46 |
3 153,2 |
91-97, 68-70 |
Прочие товары |
4 824,23 |
5 242,30 |
5 857,16 |
6 777,87 |
Вместе с тем стоит отметить, что в основном весь экспорт Республики Северная Осетия-Алания представлен транзитными перевозками торговых компаний, зарегистрированных на территории республики и вывозящих грузы через таможенные пункты пропуска "Верхний Ларс" и "Нижний Зарамаг".
Так, через таможенный пункт пропуска "Нижний Зарамаг" идут все грузы на Республику Южная Осетия, а через "Верхний Ларс" экспортируется транзитом из России в РЮО, Грузию, Армению множество товаров (нефтепродукты, зерно в больших объемах, иные товары), которые производятся не в Республике Северная Осетия-Алания, но учитываются таможенной статистикой как данные по республике, поскольку оформление ведется через торговые компании, зарегистрированные на территории Северной Осетии. В свою очередь реальный экспорт производителей составляет порядка 3% от статистического объема экспорта, который фиксируется таможенной службой.
В этой связи перед регионом, прежде всего, стоит задача развития конкурентоспособных производств, объем которых позволит заняться их экспортом.
IV. Основные торговые партнеры Республики Северная Осетия-Алания по экспорту в 2019 - 2022 годах
В 2019 году экспортные поставки осуществлялись в 34 страны мира. Основные страны-контрагенты:
Армения - 41 139,70 тыс. долл. США;
Грузия - 20 878,28 тыс. долл. США;
Южная Осетия - 15 388,64 тыс. долл. США;
Туркмения - 4 171,37 тыс. долл. США;
Украина - 3 201,88 тыс. долл. США;
Беларусь - 1 317,91 тыс. долл. США;
Казахстан - 1 304,06 тыс. долл. США.
В 2020 году экспортные поставки осуществлялись в 27 стран мира. Основными странами-контрагентами являлись:
Армения - 67 061,64 тыс. долл. США;
Грузия - 21 653,17 тыс. долл. США;
Южная Осетия - 13 739,13 тыс. долл. США;
Туркмения - 7 825,92 тыс. долл. США;
Турция - 7 153,05 тыс. долл. США;
Украина - 1 451,69 тыс. долл. США;
Азербайджан - 1 106,44 тыс. долл. США.
В 2021 году хозяйствующие субъекты Республики Северная Осетия-Алания осуществляли экспортные поставки товаров в 39 стран-контрагентов, основными из которых были:
Армения - 66 150,68 тыс. долл. США;
Грузия - 20 968,96 тыс. долл. США;
Южная Осетия - 11 941,79 тыс. долл. США;
Турция - 8 708,69 тыс. долл. США;
Туркмения - 4 213,66 тыс. долл. США;
Ирак - 1 990,63 тыс. долл. США;
Азербайджан - 1 841,17 тыс. дол. США.
В 2022 году хозяйствующие субъекты Республики Северная Осетия-Алания осуществляли экспортные поставки товаров в 34 страны-контрагента, основными из которых были:
Армения - 99 266,72 тыс. долл. США;
Грузия - 55 919,33 тыс. долл. США;
Ирак - 23 504,89 тыс. долл. США;
Южная Осетия - 16 654,44 тыс. долл. США;
Турция - 7 835,28 тыс. долл. США;
Абхазия - 5 534,16 тыс. долл. США;
Азербайджан - 4 778,97 тыс. долл. США.
Таблица 3 - Основные торговые партнеры в экспорте Республики Северная Осетия-Алания, % от общего объема экспорта за соответствующий год
2019 |
% |
2020 |
% |
2021 |
% |
2022 |
% |
Армения |
45,0 |
Армения |
54,0 |
Армения |
53,9 |
Армения |
43,6 |
Грузия |
22,8 |
Грузия |
17,4 |
Грузия |
17,1 |
Грузия |
24,5 |
Южная Осетия |
16,8 |
Южная Осетия |
11,1 |
Южная Осетия |
9,7 |
Ирак |
10,3 |
Туркмения |
4,6 |
Туркмения |
6,3 |
Турция |
7,1 |
Южная Осетия |
7,3 |
Украина |
3,5 |
Турция |
5,8 |
Туркмения |
3,4 |
Турция |
3,4 |
Беларусь |
1,4 |
Украина |
1,2 |
Ирак |
1,6 |
Абхазия |
2,4 |
Азербайджан |
1,4 |
Азербайджан |
0,9 |
Азербайджан |
1,5 |
Азербайджан |
2,1 |
V. Анализ основных внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры. Мероприятия по устранению барьеров (механизмы снижения препятствий при входе на внешние рынки)
В процессе выхода на внешние рынки экспортеры могут сталкиваться с такими барьерами, как:
высокие логистические затраты предприятий, удаленность от портовой инфраструктуры;
сложности с международными расчетами после введения санкций;
существенный объем затрат, связанных с выходом на внешние рынки;
административные и регуляторные барьеров внутри страны - жесткие требования к валютному контролю, сложности в получении международных сертификатов, длительность процедуры возврата экспортного НДС и другие;
сложная ситуация в реальном секторе экономики, обусловившая снижение объема экспорта, недостаточный доступ экспортеров к каналам дистрибуции, нестабильность на внешних рынках, политическая неопределенность и сложности в адаптации продукции на старых и новых международных рынках, не позволяют потенциальным экспортерам в полной мере весь имеющийся потенциал и влекут за собой сдерживание развития экспортной деятельности предприятий.
В связи с нестабильностью на внешних рынках и введением ряда ограничений в части экспортной политики в 2022 - 2023 годах североосетинские компании столкнулись со следующими трудностями:
увеличение стоимости продукции североосетинских производителей с включением экспортных пошлин в цену;
продукция североосетинских компаний в основной массе стала неконкурентоспособной из-за прямой привязки к курсу доллара;
попадание ряда товаров в список санкционных.
Так, 16 декабря 2022 года был опубликован 9 пакет санкций Евросоюза против России. В этом пакете в перечне товаров, произведенных в России и запрещенных к ввозу в страны ЕС, оказались изделия с кодом 8516 ТН ВЭД: электрические водонагреватели и погружные нагреватели; электроприборы для отопления помещений, подогрева пола или аналогичных целей; электротермические приборы для укладки волос (например, фены, щипцы для завивки волос и нагреватели для щипцов для завивки волос) или для сушки рук; электрические утюги; прочие электротермические приборы бытового назначения; нагревательные резисторы, кроме резисторов товарной позиции 8545; их части. Пленочные обогреватели производства ООО "Спецмаш" попали в категорию запрещенных, вследствие чего предприятие было вынуждено прекратить экспортную деятельность.
Таким образом, ввиду ограничений в 2023 году наблюдается спад общего объема экспорта республики относительно 2022 года на 16,33%.
Для преодоления барьеров Центр поддержки экспорта Республики Северная Осетия-Алания оказывает поддержку на любом этапе экспортной деятельности, от задумки экспортной поставки до со провождения экспортного контракта, а также предоставляет услуги по содействию организации участия компаний в международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий на территории Российской Федерации и за рубежом, а также иные услуги.
VI. Цель и задачи в части развития экспорта
Целью экспортной стратегии республики является развитие экономики Республики Северная Осетия-Алания путем увеличения объема сбыта товаров, работ и услуг республиканских производителей на международных рынках.
Для достижения данной цели потребуется выполнение следующих задач:
1. Развитие несырьевого неэнергетического экспорта и импорта:
рост объемов экспорта и импорта "традиционных" для Кавказа товарных групп;
рассмотрение вопроса регистрации регионального бренда "Сделано в Алании";
расширение количества стран-партнеров экспортно-импортного взаимодействия;
развитие экспорта и импорта несырьевых неэнергетических продуктов и товарных групп: создание общего реестра приоритетных продуктов; создание реестра экспортеров и импортеров (в том числе потенциальных); формирование портфеля приоритетных проектов развития несырьевого неэнергетического экспорта и импорта, включающего не менее 50 проектов;
увеличение числа бизнес миссий, в том числе с участием официальных представителей органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и научных кругов Республики Северная Осетия-Алания в зарубежные страны с целью продвижения продукции республиканских производителей (в том числе за счет участия в международных ярмарках, форумах, конференциях, семинарах).
2. Создание институциональной среды развития экспортно-импортных операций:
разработка нормативной правовой базы по внешнеэкономической деятельности в Республике Северная Осетия-Алания (в том числе республиканской экспортной стратегии, Региональной программы развития экспорта республики, внедрение регионального экспортного стандарта и др);
повышение качества управления развитием внешнеэкономической деятельности;
развитие экспортного совета, функционирующего в форме совещательного координационного органа, в состав которого входят представители органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, институтов развития, объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, общественных организаций и объединений предпринимателей, включая отраслевые союзы;
укрепление роли Центра поддержки экспорта Фонда поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания. Проработка вопроса возможности открытия торговых представительств Республики Северная Осетия-Алания за рубежом. Развитие партнерских связей Республики Северная Осетия-Алания с регионами зарубежных государств (в том числе заключение соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве);
стимулирование развития субъектов консультационной инфраструктуры поддержки развития экспорта;
стимулирование развития системы некоммерческих организаций (объединений и ассоциаций экспортеров, торговых объединений/домов, общественных объединений предпринимателей в области поддержки экспорта: ТПП, РСПП, "Деловая Россия", "Опора России", АСИ/"Клуб лидеров") в области обеспечения развития экспорта Республики Северная Осетия-Алания.
3. Обеспечение кадрового потенциала развития внешнеэкономической деятельности в Республике Северная Осетия-Алания:
содействие организациям высшего образования Республики Северная Осетия-Алания во внедрении специализированных курсов по международной экономике, торговле, юриспруденции;
стимулирование развития качества кадрового состава в области внешнеэкономической деятельности в органах государственной и муниципальной власти;
стимулирование развития кадрового состава ключевых действующих и потенциальных экспортеров и импортеров.
4. Повышение качества использования природно-ресурсной базы и факторов устойчивого развития в процессе внешнеэкономической деятельности:
соблюдение экологических стандартов при осуществлении экспорта и импорта продукции. Проведение экологической экспертизы с целью минимизации воздействия на окружающую среду (при строительстве транспортно-логистической инфраструктуры);
диверсификация направлений внешнеэкономической деятельности специализированных компаний Республики Северная Осетия-Алания.
5. Стимулирование развития инфраструктуры, используемой для внешнеэкономической деятельности:
увеличение числа мультимодальных транспортных узлов с учетом потребностей экспортеров и импортеров.
6. Выделение финансовых ресурсов на поддержку внешнеэкономической деятельности и/или экспортно ориентированных компаний:
субсидирование части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
субсидирование части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению необходимых для экспорта требований законодательства России или страны-импортера;
субсидирование части процентных ставок по экспортным кредитам;
субсидирование части затрат на транспортировку экспортной продукции до государственной границы Российской Федерации.
VII. Анализ потенциала развития экспортной деятельности Республики Северная Осетия-Алания
В качестве основных приоритетных отраслей развития экспорта выделены следующие направления:
сельскохозяйственная отрасль;
агропромышленный комплекс;
деревообрабатывающий комплекс;
горнодобывающая промышленность;
туристско-рекреационный комплекс.
Основными точками роста несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг являются следующие перспективные направления:
1. Туристско-рекреационный комплекс:
туристские услуги. Экспортный туристический потенциал будет реализован после запуска всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Мамисон", а также реализации мастер-плана развития туристских территорий Республики Северная Осетия-Алания.
2. Торгово-транспортно-логистический комплекс:
логистические услуги. Экспортный потенциал будет реализован через формирование торгово-производственной зоны на территории около 23 га в Дарьяльском ущелье, реконструкцию таможенного терминала "Верхний Ларс", обустройство придорожных сервисных зон. Планируется увеличение грузопотока ориентировочно на 20-30% в год (деловые партнёры из Закавказья заинтересованы в использовании логистических площадок для перевалки и первичной переработки грузов, при этом сегодня в районе с. Верхний Ларс уже функционируют 2 современных терминала).
3. Агропромышленный комплекс:
Бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки.
Широкое распространение на территории Северной Осетии имеет производство питьевой воды: газированной и негазированной, минеральной, а также сладких вод. Экспортно ориентированными предприятиями, производящими бутилированную воду и безалкогольные напитки, являются ООО "Агрофирма ФАТ", ООО "Бухардон", ООО "Константа-7", ООО "Грани", ООО "С-Груп", а также ряд иных предприятий. Экспорт данными компаниями был осуществлен в ряд стран: Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Грузия, Киргизия, Беларусь, Вьетнам, Кения. Стоит также отметить, что Северная Осетия вошла в топ-10 среди регионов России по производству минеральной воды. Республика произвела в 2022 году больше 54 миллионов литров, заняв девятое место в первой десятке. Качество воды проверяют в несколько этапов. Современное оборудование, автоматизация производства, контроль качества всего технологического процесса позволяют сохранить в напитках представленных производителей все микро- и макроэлементы природной воды.
Продукты глубокой переработки зерновых, производство биоэтанола.
Технология глубокой переработки заключается в выделении всех ценных компонентов зерна при производстве продукции с высокой добавленной стоимостью, которая может быть использована в различных отраслях промышленности. Основной продукцией, производимой из зерновых, является биоэтанол, барда сухая (DDGS), крахмал пшеничный, клейковина пшеничная (глютен). Одним из крупнейших производителей биоэтанола в стране является завод ОАО "Миранда", расположенный в Северной Осетии. Завод оснащен современным оборудованием и использует передовые технологии для производства качественного и экологически чистого растительного этанола. Производство биоэтанола на заводе ООО "Миранда" в Северной Осетии играет важную роль в современной российской экономике. Этанол, полученный на этом заводе, является экологически чистым и качественным топливом, которое активно используется в различных отраслях промышленности. ООО "Миранда" также занимается реализацией остаточного сырья, такого как: глютен нативный пшеничный, отруби, крахмал нативный пшеничный, высокопротеиновый корм DDGS.
Корма для животных и рыб.
В Северной Осетии успешно внедряют собственные технологии по производству корма для животных, рыбы и сельскохозяйственных животных.
В данной сфере на территории Северной Осетии функционируют такие компании, как ООО "РусМодус-Фид", ООО "Пищевик".
Компания "РусМодус-Фид" была основана в 2021 году. Комбикормовый завод компании полностью обновлен и в соответствии с современными требованиями производит комбинированные корма для сельскохозяйственных птиц и животных. Среди стран, куда осуществлялся экспорт компанией, Грузия и Абхазия.
ООО "Пищевик" торгует готовыми кормами для животных, получающимися в результате производства спирта, бардой сухой кормовой (DDGS). Компания поставляет свою продукцию в Азербайджан, Армению, Грузию.
Продукция алкогольной промышленности.
Данная отрасль включает в себя производство этилового спирта из зернового сырья и алкогольной продукции. Среди производителей можно выделить ООО "Винтрест-7", ООО "Салют Алко", ООО ПКП "Т-Косметикс", ООО "БесланСпирт", ООО "Салют Плюс", ООО "Престиж".
4. Промышленный комплекс.
Стеклотара.
Стекольный завод ООО "Луч" является производителем бесцветного тарного стекла. Завод начал свою деятельность в 2003 году, когда заработала первая промышленная стекловаренная печь. За годы экспериментов было найдено лучшее сырье и отлажена технология, позволяющая получать стекло, не уступающее по цветопередаче и прозрачности тому, которое предлагают в России крупнейшие мировые бренды. В 2017 году к знаниям и навыкам добавились новые технические возможности. "Луч" завершил полную модернизацию всех технологических этапов изготовления стеклянной бутылки. На сегодняшний день компания осуществляет поставки в ряд стран: Армения, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Беларусь, Болгария, Молдова, Польша.
Мебель и пиломатериалы.
В Северной Осетии начала активно развиваться мебельная отрасль. В настоящее время действующим экспортером является АО "Рокос". Первоначально приоритетным направлением работы фабрики было производство деревянных окон. Постепенно предприятие перешло на изготовление мебели и предметов интерьера из ценных пород дерева, таких как дуб, бук. На сегодняшний день мебельная фабрика обладает технологиями полного цикла обработки древесины, от лесозаготовки до производства готовой продукции. Помимо российского рынка, компания поставляет свою продукцию в Азербайджан и Казахстан. Планируется выход на рынок Ирана.
Также имеется потенциал развития данной отрасли с учетом таких компаний, как ООО "ЦЕХ", ООО "ТГВ Групп", ООО "РОККА".
VIII. Анализ потенциально перспективных экспортных направлений региона и зарубежных экспортных рынков
К числу основных перспективных направлений развития экспортной деятельности Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу следует отнести:
вовлечение предприятий Республики Северная Осетия-Алания в экспортную деятельность;
расширение географии поставок продукции региональных производителей, поиск новых зарубежных контрагентов и рынков сбыта;
расширение взаимовыгодных партнерских отношений с существующими зарубежными контрагентами;
проработка возможности частичной локализацию производств на территории стран ближнего зарубежья с целью получения дополнительных преференций для производителей и выхода на локальные отраслевые рынки;
повышение качества и технологичности продукции предприятий Республики Северная Осетия-Алания
Также сформирован реестр потенциальных предприятий-экспортеров республики, с которыми проводится комплексная работа по выходу на зарубежные рынки.
Определены потенциальные рынки сбыта продукции экспортно ориентированных предприятий Республики Северная Осетия-Алания с учетом ввода санкций против Российской Федерации. Наиболее перспективными зарубежными экспортными рынками для предприятий республики являются дружественные страны, в том числе: страны СНГ, Ближнего Востока, Абхазия, Республика Южная Осетия. Также представляется интересным для освоения рынки Турции и Китая.
IX. Формат и принцип взаимодействия органов исполнительной власти с экспортерами региона, отраслевыми ассоциациями экспортеров
В Республике Северная Осетия-Алания создана комплексная инфраструктура поддержки предприятий, ориентированных на экспорт, субъектами которой являются:
Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания;
Торгово-промышленная палата Республики Северная Осетия-Алания;
Фонд поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания.
В регионе формируются следующие принципы взаимодействия органов исполнительной власти с экспортёрами:
повышение самодостаточности и устойчивости функционирования каждого предприятия, ориентированного на экспорт, в том числе за счет повышения квалификации сотрудников, модернизации производства, повышения качества продукции/услуги;
осуществление планомерного продвижения интересов Республики Северная Осетия-Алания для достижения устойчивой конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках;
создание перспективных технологических решений для развития экспортного потенциала республики.
В перспективе планируется развитие существующей инфраструктуры поддержки экспорта, в том числе по следующим направлениям:
1. Усиление роли организационной структуры управления экспортом в регионе - Центра поддержки экспорта. Центр поддержки экспорта призван выполнять функцию "единого окна" для предпринимателей, оказывая комплекс услуг от первичного консультирования до реализации экспортного контракта.
2. Комплексное сопровождение экспортных проектов:
оказание услуг/содействие предприятиям-экспортерам в процессе реализации продукции;
поиск партнеров;
оформление экспортных сделок;
организация бизнес-миссий в иностранные государства и в пределах Российской Федерации.
3. Повышение эффективности ведения бизнеса путем размещения продукции на электронной торговой площадке.
X. Механизм реализации политики в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности
Деятельность Экспортного совета при Главе Республики Северная Осетия-Алания
В 2022 году создан Экспортный совет при Главе Республики Северная Осетия-Алания в целях содействия созданию благоприятного климата для развития экспортной деятельности, формирования эффективной инфраструктуры поддержки экспорта, развития сотрудничества Республики Северная Осетия-Алания с регионами иностранных государств, решения проблем, возникающих в деятельности предприятий-экспортеров. В состав Совета включены Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания, представители органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, институтов развития, субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, руководитель регионального Центра поддержки экспорта, общественных организаций и объединений предпринимателей, представители Российского экспортного центра.
Деятельность Центра поддержки экспорта
Центр поддержки экспорта создан в 2018 году как структурное подразделение Фонда поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания. К сфере деятельности Центра поддержки экспорта относятся:
оказание информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания;
развитие экспортного потенциала региона, продвижение продукции местных производителей на внешние рынки.
Центр поддержки экспорта оказывает поддержку на любом этапе экспортной деятельности, от задумки экспортной поставки до сопровождения экспортного контракта, в том числе по каналам электронной коммерции, по следующим направлениям:
экспорт несырьевой неэнергетической продукции - вывоз за границу для реализации на внешних рынках товаров, не попадающих под категорию сырьевых и энергетических;
экспорт услуг - предоставление иностранному партнеру услуг производственного характера или потребительского назначения.
Организация официальных и деловых визитов делегаций Республики Северная Осетия-Алания
Центр поддержки экспорта Республики Северная Осетия-Алания активно проводит международные бизнес-миссии.
Так, в 2019 году были организованы поездки в Беларусь, Иран, Азербайджан, Турцию, Грецию.
В 2021 году компании из Северной Осетии посетили в рамках выездных мероприятий Центра поддержки экспорта Казахстан, ОАЭ, Беларусь. Азербайджан, в 2022 году - Узбекистан и Казахстан.
В 2023 году состоялась поездки в ОАЭ, Азербайджан, Иран.
Международные бизнес-миссии наряду с выставочно-ярмарочными мероприятиями являются одними из самых конверсионных услуг Центра.
Организация дней международного бизнеса в Республике Северная Осетия-Алания
Ежегодно начиная с 2015 года в г. Владикавказ проходит Международный форум "Южные ворота. Развитие торгово-экономического сотрудничества предпринимателей Юга России и государств Южного Кавказа и Среднего Востока".
Форум является площадкой для взаимодействия бизнеса Северо-Кавказского федерального округа, а также стран Закавказья, Турции и Ирана.
Ведение реестра экспортеров Республики Северная Осетия-Алания
Центром поддержки экспорта Фонда поддержки экспорта сформирован и ведется реестр экспортеров Республики Северная Осетия-Алания, который включает в себя наименование субъекта МСП, ФИО руководителя, ранжирование по отраслям, по кодам ТН ВЭД, страны экспорта и ИНН субъектов МСП.
Создание информационного ресурса, посвященного экспортной деятельности
На базе раздела Центра поддержки экспорта на сайте Фонда поддержки предпринимательства https://fpprso.ru создан информационный ресурс, посвященный экспортной деятельности, в котором содержится:
общие сведения о деятельности Центра поддержки экспорта, включая дату создания, основные функции, изложенные доступным для пользователя языком, контактные данные, фотографии руководителя и сотрудников;
план мероприятий на текущий год (архивы планов мероприятий за предыдущие годы), включая анонсы ближайших мероприятий, возможность электронной регистрации на публичные и информационно-консультационные мероприятия, организуемые Центром поддержки экспорта;
истории успеха компаний-экспортеров, получивших поддержку Центра поддержки экспорта, включая краткое описание экспортируемого товара (работы, услуги), географию экспорта, полученные в Центре поддержки экспорта меры поддержки;
информация о событиях в сфере международного торгово-экономического сотрудничества в Республике Северная Осетия-Алания, в том числе информация о проводимых на территории республики выставочно-ярмарочных, конгрессных и иных международных мероприятиях, направленных на развитие международного сотрудничества;
сведения об органе исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, ответственном за внешнеэкономическую деятельность, внешнеэкономические связи, поддержку экспорта, международное сотрудничество, координацию мер поддержки экспорта в республике и развитие несырьевого экспорта и деятельности такого органа, а также иных организациях по поддержке экспорта, действующих на территории Республики Северная Осетия-Алания;
нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, регулирующие внешнеэкономическую деятельность;
формы, виды и условия предоставления государственной поддержки действующим экспортерам и субъектам малого и среднего предпринимательства, планирующим осуществлять экспортную деятельность;
документация регионального конкурса "Экспортер года" в Республике Северная Осетия-Алания;
интернет-ссылки на иные информационные ресурсы, предназначенные для поддержки и информирования действующих экспортеров и хозяйствующих субъектов, планирующих начать экспортную деятельность, включая ссылки на специализированный информационный ресурс Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России (www.ved.gov.ru), РЭЦ (www.exportcenter.ru), АНО ДПО "Школа экспорта акционерного общества "Российский экспортный центр" (далее - Школа экспорта РЭЦ) (www.exportedu.ru), аналитический портал "Экспорт регионов" РЭЦ (www.regionstat.exportcenter.ru), ИС "Одно окно" (www.myexport.exportcenter.ru).
Обучение начинающих экспортеров
Республикой Северная Осетия-Алания в 2020 году подписано и исполняется Соглашение о реализации программы экспортных семинаров "Жизненный цикл экспортного проекта" автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Школа экспорта акционерного общества "Российский экспортный центр" для экспортно ориентированных предприятий на территории Республики Северная Осетия-Алания.
По программе обучено:
в 2020 году 45 субъектов малого и среднего предпринимательства на семинарах:
маркетинг как часть экспортного проекта;
правовые основы экспорта;
таможенное регулирование экспорта;
финансовые инструменты экспорта;
эффективная деловая коммуникация для экспортеров;
в 2021 году - 43 субъекта малого и среднего предпринимательства по направлениям:
основы экспортной деятельности;
таможенное регулирование экспорта;
правовые аспекты экспорта;
документационное обеспечение экспорта;
логистика экспортной деятельности;
налоги в экспортной деятельности;
в 2022 году - 29 субъектов малого и среднего предпринимательства по направлениям:
основы экспортной деятельности;
таможенное регулирование экспорта;
правовые аспекты экспорта;
документационное обеспечение экспорта;
логистика экспортной деятельности;
налоги в экспортной деятельности.
Развитие и совершенствование системы поддержки экспорта на региональном уровне
В целях развития системы мер поддержки экспорта на региональном уровне:
1. Реализуется государственная программа "Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания" на 2020 - 2026 годы".
2. Отслеживание структуры и механизмов управления экспортной сферой при сосредоточении ключевых функций, компетенций и ответственности в области поддержки экспорта в уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем координацию институтов, механизмов и инструментов поддержки экспорта.
3. Дальнейшее развитие и расширение охвата инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности путем усиления роли Центра поддержки экспорта.
4. Формирование и развитие экспортной культуры в предпринимательской среде путем создания позитивного имиджа внешнеторговой деятельности, продвижения регионального бренда на международном рынке, проведения бизнес-миссий с участием предпринимательского сообщества республики за рубежом, организации обучающих конференций и семинаров, а также поощрения на конкурсной основе наиболее результативных компаний-экспортеров.
XI. Целевые показатели реализации Стратегии
Целевые показатели Стратегии, прогнозные значения которых представлены в таблице 4, определяют рост к 2030 году несырьевого неэнергетического экспорта на 70%, количества экспортеров, являющихся субъектами МСП, на 25%, объема несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП на 70%.
Таблица 4 - Значения целевых показателей на период до 2030 года
Показатель |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта товаров, млн долл. США |
124,16 |
122,75 |
227,86 |
190,66 |
186,05 |
188,54 |
190,01 |
193,61 |
198,12 |
206,11 |
211,07 |
Реальный рост несырьевого неэнергетического экспорта (в % к 2020 году) |
100 |
98,9 |
183,5 |
153,6 |
149,8 |
151,9 |
153,1 |
156 |
159,6 |
166 |
170 |
Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП, ед. |
61 |
74 |
111 |
117 |
123 |
127 |
132 |
137 |
141 |
146 |
151 |
Объем несырьевого экспорта субъектов МСП, млн долл. США |
45,5 |
72,4 |
134,47 |
105,3 |
88,9 |
101,6 |
105,6 |
109,6 |
112,9 |
117 |
123,1 |
В связи с подавляющим объемом транзита через границу Республики Северная Осетия-Алания создается ошибочное понимание реального экспортного потенциала республики. Реальный объем экспорта продукции производственных компаний Республики Северная Осетия-Алания составляет порядка 3-5% от статистического объема экспорта, который фиксируется таможенной службой. Так, по итогам 2021 года стоимостной объем экспортных операций производственных компаний республики составил 3,9 млн долл. США, в 2022 году - 6,4 млн долл. США.
XII. Система мероприятий реализации Стратегии экспортной деятельности
Для реализации обозначенных в Стратегии экспортной деятельности целей и задач и обеспечения благоприятных условий для развития экспортной деятельности региона, необходима реализация системы мероприятий содержащей 4 блока мероприятий, включающие в себя 15 инструментов, необходимых к реализации на территории Республики Северная Осетия-Алания.
1. Создание платформы для развития экспорта в Республике Северная Осетия-Алания.
1.1. Закрепление развития экспорта, в том числе экспорта услуг, в документах стратегического планирования субъекта Российской Федерации.
1.2. Определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за развитие несырьевого экспорта.
1.3. Формирование и обучение управленческой команды субъекта Российской Федерации.
1.4. Разработка и реализация программы развития экспорта субъекта Российской Федерации.
1.5. Создание экспортного совета при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации.
1.6. Создание и развитие Центра поддержки экспорта.
1.7. Обеспечение присутствия субъекта Российской Федерации на зарубежных рынках.
1.8. Создание и развитие системы подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности на базе высших учебных заведений субъекта Российской Федерации.
1.9. Формирование и анализ базы экспортеров и базы потенциальных экспортеров в субъекте Российской Федерации и проведение экспортного аудита.
2. Обеспечение доступа к необходимым мерам поддержки экспортной деятельности в субъекте Российской Федерации.
2.1. Организация обучения экспортно ориентированных субъектов предпринимательства основам экспортной деятельности.
2.2. Организация комплекса мероприятий по расширению деловых связей субъектов предпринимательства, зарегистрированных в Республике Северная Осетия-Алания, с потенциальными зарубежными контрагентами.
2.3. Развитие экспортной деятельности через каналы электронной торговли.
2.4. Реализация на территории Республики Северная Осетия-Алания акселерационных программ и других комплексных инструментов развития экспорта.
3. Механизмы продвижения региона на зарубежных рынках и популяризация экспортной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания.
3.1. Создание и развитие механизмов популяризации экспортной деятельности среди экономически активного населения и молодежи субъекта Российской Федерации, в том числе проведение конкурса "Экспортер года" в Республике Северная Осетия-Алания.
3.2. Создание и развитие механизмов продвижения продукции региональных компаний за рубеж.
4. Дополнительные мероприятия по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъекте Российской Федерации, включающие разработку и внедрение инициативных инструментов субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности. Проведение системной работы по формированию благоприятной среды для ведения экспортной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания и реализация представленного комплекса мероприятий во всех отраслях экономики способны обеспечить достижение показателя несырьевого неэнергетического экспорта в 2030 году в соответствии с заданными параметрами роста не менее 70% к уровню 2020 года.
XIII. Ресурсное обеспечение мероприятий в рамках Стратегии экспортной деятельности
По требованиям Регионального экспортного стандарта 2.0, обязательного к внедрению на территории Республики Северная Осетия-Алания в 2022 - 2024 годах в соответствии с федеральным и региональным проектами "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", каждому субъекту Российской Федерации необходимо предусмотреть объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации программ развития экспортной деятельности не менее чем 0,01% валового регионального продукта субъекта Российской Федерации, но не менее 50 млн рублей.
Ресурсное обеспечение мероприятий в рамках Стратегии за счет средств республиканского бюджета в соответствии с указанными требованиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2023 г. N 758-р "Об Экспортной стратегии Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года"
Вступает в силу с 29 декабря 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2023 г. N 1500202312310023
официальный сайт Республики Северная Осетия-Алания (http://alania.gov.ru) 2 февраля 2024 г.