Об очередности списания денежных средств с корреспондентского
счета кредитной организации
Несмотря на очередность списания денежных средств со счета, открытого на основании договора банковского счета, установленную ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в правоприменительной практике продолжают возникать вопросы по поводу удовлетворения предъявленных к такому счету требований при недостаточности средств на нем, например: какой расчетный документ подлежит первоочередному исполнению при недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка - инкассовое поручение на списание денежных средств в фонд обязательных резервов кредитной организации, депонируемых в Банке России, выписанное на основании распоряжения руководителя территориального учреждения Банка России, или инкассовое поручение налогового органа на списание и перечисление в бюджет обязательных платежей, выставленное к тому же счету в порядке ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)? Четкие разъяснения по данному вопросу в ГК РФ отсутствуют.
Напомним, что в соответствии с положениями ст.28 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ, с последующими изменениями) корреспондентские отношения между кредитной организацией и Банком России возникают на договорных началах несмотря на то, что их наличие является обязательным условием для регистрации кредитной организации и последующего осуществления банковской деятельности.
Следовательно, при заключении и выполнении условий договора корреспондентского счета кредитная организация и Банк России [в лице главного расчетно-кассового центра (РКЦ) или расчетно-кассового центра] должны руководствоваться гражданским законодательством. Основные положения, регулирующие отношения, связанные с заключением договора банковского счета, содержатся в главе 45 ГК РФ, правила которой распространяются на счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами (ст.860 ГК РФ).
Действительно, указание на необходимость учета иных правовых актов бесспорно на том основании, что кредитные организации являются экономическими субъектами со специальной правоспособностью, чья деятельность связана с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением.
Исходя из формулировки поставленного вопроса между кредитной организацией - налогоплательщиком и налоговым органом имеют место правоотношения по взиманию налогов и сборов, которые предусмотрены ст.2 НК РФ и регулируются законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. По решению налогового органа в банк, в котором открыт счет налогоплательщика, направляется инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счета налогоплательщика (в нашем случае - корреспондентский счет кредитной организации в подразделении расчетной сети Банка России). Инкассовое поручение подлежит безусловному исполнению в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством, и происходит на основании правил проведения расчетов, определяемых Банком России.
В соответствии со ст.855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Итак, инкассовое поручение налогового органа должно быть исполнено РКЦ Банка России в четвертую очередь, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.
Что касается обязательных резервов коммерческих банков, то это средства, подлежащие обязательному хранению на счете в Банке России в качестве обеспечения некоторых операций банков в соответствии с нормами обязательных резервов.
Они относятся к банковским активам первичного резерва, не приносящим дохода и, соответственно, имеющим нулевой риск, но абсолютно ликвидным, которые могут быть немедленно использованы для выплаты долговых обязательств банка и обеспечивают поддержание необходимого уровня ликвидности банка в целом.
Официальное понятие обязательных резервов содержится в п.1.1 Положения "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации", утвержденного приказом Банка России от 30.03.1996 N 02-77 (далее - Положение об обязательных резервах), согласно которому обязательные резервы (резервные требования) - это один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России, представляющий собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Этим же Положением регулируется правовой режим обязательных резервов.
Обязательные резервы перечисляются кредитной организацией на счет Банка России в соответствии с определенными нормами, которые представляют собой отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в Банке России, к общему объему обязательств коммерческого банка. Благодаря этому нормативу устанавливается величина гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Одновременно норма обязательных резервов используется Банком России в качестве инструмента регулирования деятельности коммерческих банков.
В случае ликвидации кредитной организации после отзыва у нее Банком России лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) и используются для расчетов с вкладчиками и кредиторами.
В случае вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и введения процедуры конкурсного производства конкурсный управляющий обязан использовать только один счет в Банке России, на который должны быть перечислены остатки денежных средств с иных имеющихся счетов кредитной организации, за некоторым исключением. После представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих его право совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, на этот же счет [в силу ст.46 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"] перечисляются средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России. Таким образом, при банкротстве кредитной организации средства обязательных резервов используются в целях осуществления процедуры конкурсного производства и производимых в ее ходе расчетов с кредиторами.
Принятие решения о величине резервных требований и о порядке формирования резервов кредитными организациями в силу ст.18 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) относится к компетенции Совета директоров Банка России.
Максимальное значение размера обязательных резервов установлено Законом о Банке России и было продублировано в Положении об обязательных резервах, согласно которому оно не может превышать 20% обязательств кредитной организации. Норматив обязательных резервов не может быть дифференцирован для различных кредитных организаций.
Действующие в настоящее время нормативы резервных требований были установлены Указанием Банка России от 11.01.2000 N 731-У "Об изменении нормативов обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации и проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов по состоянию на 1 января 2000 года" в следующих размерах:
- по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - в размере 10%;
- по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации - в размере 7%.
Статьей 855 ГК РФ изначально не установлена очередность отчисления денежных средств в фонд обязательных резервов, однако, как и предусмотрено ст.860 настоящего Кодекса, существуют нормативные акты, которыми предусмотрено иное, чем главой 45 ГК РФ, а именно: Закон о Банке России, Положение Банка России от 12.04.2001 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение о безналичных расчетах), Положение об обязательных резервах.
Так как в соответствии со ст.7 Закона о Банке России Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции вышеуказанным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, а компетенция Банка России по установлению правил осуществления расчетов в Российской Федерации и правил проведения банковских операций закреплена в подпунктах 4-5 ст.4 Закона о Банке России, то вышеназванные Положения являются нормативными актами Банка России и устанавливают иные правила, чем предусмотренные главой 45 ГК РФ. Следовательно, применению подлежат именно Положение о безналичных расчетах и Положение об обязательных резервах как источники банковских правил, установленных в соответствии с федеральным законом.
Как уже было отмечено, обязательные резервы хранятся на счете кредитной организации в Банке России. Порядок открытия вышеуказанного счета и осуществления операций по нему устанавливается Банком России.
Порядок депонирования обязательных резервов распространяется на все кредитные организации, действующие на территории Российской Федерации на основании лицензии (разрешения) Банка России с правом совершения соответствующих банковских операций, и осуществляется исключительно на основании Положения об обязательных резервах. Обязанность выполнения резервных требований возникает у кредитной организации с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. За несоблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России банки несут ответственность.
До вступления в силу Положения о безналичных расчетах в части определения очередности списания денежных средств с корреспондентских счетов кредитных организаций действовало Положение о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций, введенное в действие приказом Банка России от 01.03.1996 N 02-52, в соответствии с которым инкассовые поручения налоговых органов, поступившие в учреждение банка (в нашем случае - учреждение Банка России) в течение операционного дня, при наличии средств на корреспондентском счете кредитной организации подлежали исполнению в тот же день. При недостаточности средств на корреспондентском счете исполнительные документы, поступившие до 11 часов, предъявлялись к оплате в этот же операционный день. Документы, поступившие после 11 часов, предъявлялись к оплате на следующий операционный день.
Однако необходимо отметить, что вышеизложенные правила подлежали применению при отсутствии расчетных документов, которые должны быть исполнены ранее.
Позднее пунктом 1.7 Положения о безналичных расчетах было уточнено, что в расчетных документах на перечисление (взыскание) денежных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, очередность платежа не указывается и определяется Банком России в соответствии с нормативными актами последнего.
В свою очередь, в Положении об обязательных резервах установлено, что при осуществлении депонирования обязательных резервов правила расчетов и других банковских операций применяются в случаях, прямо указанных этим Положением, а перечисления в фонд обязательных резервов производятся до осуществления иных платежей в пределах остатка средств на корреспондентском счете кредитной организации.
В случае недоперечисления обязательных резервов по счетам привлеченных средств в рублях и иностранной валюте в установленный Положением об обязательных резервах срок территориальное учреждение (РКЦ) Банка России на следующий рабочий день до проведения иных операций по корреспондентскому счету взыскивает с корреспондентского счета кредитной организации сумму недовнесенных средств (в пределах имеющихся средств на корреспондентском счете).
Списание средств, недовнесенных в обязательные резервы, производится инкассовым поручением, выписываемым на основании распоряжения руководителя территориального учреждения (РКЦ) Банка России.
Взыскание недоперечисления в обязательные резервы осуществляется до его полного возмещения. Единственным случаем, когда кредитной организации возможно предоставление отсрочки (рассрочки) по депонированию обязательных резервов, является ее переход под управление Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО) и проведение реструктуризации кредитной организации. В этом случае в соответствии с Федеральным законом от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" с момента перехода кредитной организации под управление АРКО и до окончания осуществления плана реструктуризации (или дольше по решению Банка России) ей предоставляется отсрочка по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы.
В результате предоставленной отсрочки РКЦ Банка России не производит списание средств в счет обязательного резервирования и не начисляет штрафы за нарушения его порядка.
Однако и в этом случае кредитная организация продолжает ежемесячно представлять в Банк России расчет обязательных резервов. Впоследствии, в согласованные с Банком России сроки, необходимая сумма будет восполнена.
В период действия моратория также приостанавливается взыскание обязательных платежей, обязанность по уплате которых возникла до момента перехода кредитной организации под управление АРКО, пени и штрафы на эти суммы также не начисляются. Что касается обязательств банка по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил после перехода кредитной организации под управление АРКО, действие моратория на них не распространяется, и они подлежат исполнению кредитной организацией в полном объеме.
Таким образом, в данном случае не возникает вопроса об установлении очередности списания средств.
Необходимо отметить, что при депонировании средств в Банке России перехода права собственности не происходит, так как эта операция не является расчетной за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Эти средства продолжают оставаться собственным капиталом кредитной организации, однако взыскания на них не обращаются. Следовательно, в счет обязательных платежей средства из фонда обязательного резервирования списаны быть не могут. Кроме того, обязательства кредитной организации перед третьими лицами (в том числе по уплате обязательных платежей) не являются основанием освобождения ее от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что резервные требования Банка России должны быть исполнены кредитной организацией ранее инкассовых поручений налоговых органов на перечисление обязательных платежей в бюджет.
Ю.В. Чернова
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1