г. Краснодар |
|
05 августа 2022 г. |
Дело N А32-39342/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от ответчика - муниципального предприятия "Апшеронск" Апшеронского городского поселения Апшеронского района (ИНН 2325011577, ОГРН 1022303444690) - Маниской Е.АП. (доверенность от 01.08.2022), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Водоканал Апшеронского района" (ИНН 2325019287, ОГРН 1062325005159), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального предприятия "Апшеронск" Апшеронского городского поселения Апшеронского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу N А32-39342/2021, установил следующее.
ОАО "Водоканал Апшеронского района" (далее - истец, водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к МП "Апшеронск" Апшеронского городского поселения Апшеронского района (далее - ответчик, предприятие) о взыскании 5 417 рублей 82 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и 836 рублей 05 копеек неустойки.
Решением от 14.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.04.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт. Заявитель ссылается на то, что канализационная сеть является линейным объектом, относится к объектам недвижимости, право собственности на которую подлежит государственной регистрации. Истец не представил в дело доказательств принадлежности ему на праве собственности или аренды канализационного трубопровода протяженностью 50,1 км либо передачи ему (по договору аренды или по концессионному соглашению в случае выявления канализационной сети, как бесхозяйного объекта) органом местного самоуправления права владения и пользования канализационным трубопроводом, находящимся в муниципальной собственности; доказательств эксплуатации канализационной сети на основании подписанного с органом местного самоуправления передаточного акта.
В отзыве на кассационную жалобу водоканал, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы предприятия отказать.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что 09.01.2020 водоканал (организация ВКХ) и предприятие (абонент) заключили договор N 429, по которому организация ВКХ обязалась подавать абоненту питьевую холодную воду по адресам: г. Апшеронск, ул. Ленина, 55 (стоматологический кабинет), сквер 60-летия Победы (туалет), ул. Заречная, 1 (нежилые здания - мастерская, гаражи - боксы, контора), и осуществлять прием сточных вод абонента по адресам: г. Апшеронск, ул. Ленина,55 (стоматологический кабинет), сквер 60-летия Победы (туалет), а абонент - оплачивать принятую питьевую холодную воду и услуги по водоотведению на условиях, предусмотренных договором, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, обеспечивать безопасность эксплуатации и надлежащее техническое состояние находящихся в его ведении инженерных сетей, используемых им приборов и оборудования.
Пункт 4.3.6 договора предусматривает обязанность абонента производить оплату по договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в договоре, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
В соответствии с пунктом 3.3 договора расчетный период равен 1 календарному месяцу. Оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным.
В период с 01.08.2020 по 31.12.2020 истец оказал ответчику услуги по холодному водоснабжению и водоотведению объекта по адресу: г. Апшеронск, сквер 60-летия Победы (туалет).
Истец также рассчитал плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с 01.08.2020 по 31.12.2020 в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Водоканал направил предприятию претензию с требованием оплатить за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правил N 644, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с нейтрализацией негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Согласно пункту 119 названных Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 данных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
При этом расчет по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644 осуществляется при наличии условий, указанных в названном пункте.
В письмах Минстроя России от 09.11.2020 N 44934-ИА/04 "О расчете платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения" и от 28.01.2021 N 2812-ИА/04 "О плате за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения" указывается, что при наличии любого из условий, названных в абзацах 2 - 5 пункта 123 (4) Правил N 644, расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной названным пунктом, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, в том числе отбора проб сточных вод.
Порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123 (4) Правил N 644, связан с невозможностью либо затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123 (4) названных Правил. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.
В отношении таких объектов абонентов плата за негативное воздействие на работу централизованной системы рассчитывается и взимается по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644.
Данный пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 не связывает взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы с видами экономической или иной хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте абонента (в отличие от пункта 203 приведенных Правил, регулирующего схожие отношения по взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод либо от предыдущей редакции пункта 123 (4)).
Таким образом, взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения закреплено императивными нормами права, осуществляется при наличии закрепленных в пункте 123 (4) Правил N 644 оснований вне зависимости от включения соответствующей обязанности абонента в условия договора и без проведения каких-либо контрольных мероприятий.
Суды установили, что ответчик обладает установленными пунктом 123 (4) Правил N 644 признаками, поскольку в спорный период среднесуточный объем сбрасываемых им сточных вод составлял менее указанного в абзаце 1 пункта 124 Правил N 644 (30 куб. м); для отбора сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец и иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования водоканала о взыскании с предприятия платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии в деле доказательств принадлежности истцу на праве собственности или аренды канализационного трубопровода протяженностью 50,1 км либо доказательств передачи водоканалу органом местного самоуправления права владения и пользования канализационным трубопроводом, находящимся в муниципальной собственности, суды обоснованно исходили из следующего.
Распоряжением главы Апшеронского городского поселения от 27.06.2013 N 70-р водоканал определен гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района.
Поэтому в силу положений Правил N 644 договоры водоснабжения и водоотведения заключаются с ним, поскольку он соответствует установленным пунктами 45(1) - 45(2) Правил N 644 критериям. В силу пунктов 34, 36 Правил N 644 водоканал наделен полномочиями по контролю за составом и свойствами принимаемых в централизованную систему водоотведения сточных вод, соблюдением устанавливаемых в соответствии с данными Правилами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также установленных Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Следовательно, вправе требовать плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Кроме того, суды установили, что согласно справке о балансовой принадлежности на балансе истца находятся следующие объекты централизованной системы одоотведения в г. Апшеронске:
- насосные канализационные станции в г. Апшеронске по ул. Партизанской, Индустриальной, Речной, Королева;
- очистные сооружение по адресу: г. Апшеронск, мкр. ПДК, состоящие из отстойников двух и трех ярусных, вторичных отстойников, песколовок, песковых площадок, биофильтров, иловых площадок и т. д.;
- насосная станция перекачки ила, канализационная насосная станция, насосные станции перекачки фекальных вод и дренажных вод, здания лаборатории и хлораторной станции, расположенные по адресу: г. Апшеронск, мкр. ПДК;
- линейные объекты - канализационные сети общей протяженностью более 50 км.
Указанные объекты принадлежат истцу на праве собственности на основании судебных актов по делу N А32-32846/2014.
При таких обстоятельствах суды правомерно отклонили довод предприятия о недоказанности истцом легитимности владения им объектами инфраструктуры по водоотведению.
Поскольку суды установили все значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства, оценили доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допустили нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, основания к отмене или изменению обжалуемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу N А32-39342/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением главы Апшеронского городского поселения от 27.06.2013 N 70-р водоканал определен гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района.
Поэтому в силу положений Правил N 644 договоры водоснабжения и водоотведения заключаются с ним, поскольку он соответствует установленным пунктами 45(1) - 45(2) Правил N 644 критериям. В силу пунктов 34, 36 Правил N 644 водоканал наделен полномочиями по контролю за составом и свойствами принимаемых в централизованную систему водоотведения сточных вод, соблюдением устанавливаемых в соответствии с данными Правилами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также установленных Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Следовательно, вправе требовать плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2022 г. N Ф08-7343/22 по делу N А32-39342/2021