г. Краснодар |
|
05 августа 2022 г. |
Дело N А18-5516/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Гиданкина А.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (ИНН 0602013600, ОГРН 1030600280050) - Евлоева Б.Н. (доверенность от 25.04.2022 N 09-13/542), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Диамед" (ИНН 060025986, ОГРН 1130608004284), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диамед" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.02.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А18-5516/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Диамед" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее - фонд) о признании недействительным акта от 10.09.2021 по результатам комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2022, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, фондом проведена плановая комплексная проверка использования обществом средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в результате произведения выдачи с расчетного счета по учету средств обязательного медицинского страхования по бизнес-карте наличных денежных средств обществом допущено нецелевое использование средств ОМС на расходы по предпринимательской деятельности в размере 166 800 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления фондом акта от 10.09.2021, согласно которому обществу предписано принять меры по восстановлению средств, использованных не по целевому назначению на общую сумму 166 800 рублей, и начисленных штрафных санкций в размере 10% - 16 680 рублей в бюджет фонда.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) установлено, что средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В силу части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 194 Правил N 108н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
При вынесении судебных актов суды, руководствуясь положениями статей 20, 34, 36, 39 Федерального закона N 326-ФЗ, статьей 38, пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установили, что обществом допущено нецелевое использование средств ОМС в размере 166 800 рублей, поскольку расход указанных средств не подтвержден первичными учетными документами.
Факт нецелевого использования средств ОМС в размере 166 800 рублей обществом фактически не оспаривается.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды верно отклонили доводы общества относительно восстановления спорной суммы на счете организации.
В данном случае восстановление средств на лицевом счете произведено обществом за пределами отчетного периода, после проведения проверки и составления оспариваемого акта, в связи с чем указанные действия не свидетельствуют о возврате денежных средств в бюджет территориального фонда в соответствии с требованиями Федерального закона N 326-ФЗ.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.02.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А18-5516/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 194 Правил N 108н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
При вынесении судебных актов суды, руководствуясь положениями статей 20, 34, 36, 39 Федерального закона N 326-ФЗ, статьей 38, пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установили, что обществом допущено нецелевое использование средств ОМС в размере 166 800 рублей, поскольку расход указанных средств не подтвержден первичными учетными документами.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды верно отклонили доводы общества относительно восстановления спорной суммы на счете организации.
В данном случае восстановление средств на лицевом счете произведено обществом за пределами отчетного периода, после проведения проверки и составления оспариваемого акта, в связи с чем указанные действия не свидетельствуют о возврате денежных средств в бюджет территориального фонда в соответствии с требованиями Федерального закона N 326-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2022 г. N Ф08-7500/22 по делу N А18-5516/2021