г. Краснодар |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А32-10943/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" - Гучетль А.А. (доверенность от 01.01.2022), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края - Деминой М.Г. (доверенность от 10.02.2022), третьего лица - Лисовой Светланы Владимировны (паспорт), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А32-10943/2021, установил следующее.
Акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 19.02.2021 N 113.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Лисова Светлана Владимировна.
Решением суда первой инстанции от 07.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Общество несогласно с выводом судов, что поскольку коммерческую деятельность осуществляет не собственник жилого дома, а его супруга, то оплата должна производиться по тарифу для населения. Кроме того, считает действия потребителя недобросовестными в связи с необеспечением раздельного учета потребления.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и третье лицо просят оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения обращения (вх. от 24.12.2020 N 75-26272-П/20) по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Приморская, д. 28 (далее - домовладение), на основании распоряжения от 25.01.2021 N 104 инспекцией в отношении общества в период с 25.01.2021 по 19.02.2021 проведена внеплановая документарная проверка.
К проверке обществом представлены: письменное пояснение по порядку начисления платы за электроэнергию исх. от 04.02.2021 N 14.1.2НЭ-02-722, копия акта установки (замены, проверки) расчетного прибора учета электрической энергии от 14.07.2020 N 120081079, акт допуска (замены, проверки) расчетного прибора учета от 24.08.2018 N 03365, копия договора энергоснабжения от 18.06.2018 N 3030, копия договора энергоснабжения от 29.02.2012, копия акта выявления факта ведения в жилом (нежилом) помещении коммерческой деятельности от 05.06.2018.
Инспекцией было установлено, что предоставление коммунальной услуги по электроснабжению и начисление платы за нее осуществляется на основании договора от 29.02.2012, заключенного собственником домовладения Крайник А.А. и ресурсоснабжающей организацией. Домовладение оборудовано индивидуальным прибором учета электрической энергии NP73E. 1-11-1 N 04267974 (далее - прибор учета) со сроком очередной поверки в 3 квартале 2028 года.
Обществом было установлено, что в домовладении осуществляется предоставление комнат для проживания отдыхающих, оформлен акт от 05.06.2018.
Обществом в адрес собственника направлен проект договора энергоснабжения от 18.06.2018 N 3030, который Крайник А.А. не подписал.
В ходе проверки инспекцией установлено, что обществом расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению для потребителей в домовладении производится исходя из установленных нормативов потребления электрической энергии, количества проживающих и тарифа группы "Население". АО "НЭСК" также производит расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению по договору от 18.06.2018 N 3030 исходя из объема электрической энергии, определенного по показаниям прибора учета за вычетом объема электрической энергии, рассчитанного исходя из нормативов потребления электрической энергии по тарифу группы "Прочие".
Инспекция пришла к выводу о том, что начисляя плату за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам и пользователям в домовладении исходя из нормативов потребления при наличии индивидуального прибора учета электрической энергии поверенного и введенного в эксплуатацию, а также начисляя плату за электрическую энергию собственникам и пользователям в домовладении по тарифу группы "Прочее", общество нарушает требования пунктов 38, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проведенной проверки, отраженной в акте проверки от 19.02.2021 N 66, инспекцией в отношении общества вынесено предписание от 19.02.2021 N 113. Обществу предписано в срок до 30.04.2021 устранить нарушение обязательных требований по использованию, сохранности, эксплуатации жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг; произвести начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам и пользователям в домовладении в соответствии с требованиями части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), пунктов 38, 42 Правил N 354. Произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам и пользователям в домовладении в соответствии с названными требованиями с января 2019 года по декабрь 2020 года.
Общество, не согласившись с предписанием инспекции, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Рассматривая заявление общества, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги в домовладении рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
С учетом фактических обстоятельств данного дела суды пришли к верному выводу, что начисляя плату за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам и пользователям в домовладении исходя из нормативов потребления при наличии индивидуального прибора учета электрической энергии поверенного и введенного в эксплуатацию, а также начисляя плату за электрическую энергию собственникам и пользователям в домовладении по тарифу группы "Прочее", общество нарушило пункты 38, 42 Правил N 354.
В силу пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2008 N 20-э/2 (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений), к группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). А физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность в жилом помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности, относятся к группе "прочие потребители".
Как верно определено судами, составление акта от 05.06.2018 и выявление факта ведения коммерческой деятельности в данном конкретном случае не опровергает выявленные инспекцией нарушения части 2 статьи 157 Жилищного кодекса.
Судами установлено, что на дату проведения проверки инспекцией подтверждено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 11 мая 2004 года серия 23-АБ N 396717 Крайник А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Приморская, д. 28, и не ведет коммерческую деятельность по сдаче в наем собственного жилого недвижимого имущества. Патент на право сдачи в наем собственного жилого недвижимого имущества, расположенного по указанному адресу, имеет супруга Крайник А.А. - Лисова Светлана Владимировна. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие фактическое ведение коммерческой деятельности в период с января 2019 года по декабрь 2020 года.
Таким образом, у инспекции имелись правовые основания для вынесения оспариваемого предписания.
У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки вывода апелляционного суда, что, осуществляя расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в домовладении, АО "НЭСК" не доказало обоснованность данного расчета.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А32-10943/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2008 N 20-э/2 (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений), к группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). А физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность в жилом помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности, относятся к группе "прочие потребители".
Как верно определено судами, составление акта от 05.06.2018 и выявление факта ведения коммерческой деятельности в данном конкретном случае не опровергает выявленные инспекцией нарушения части 2 статьи 157 Жилищного кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2022 г. N Ф08-7358/22 по делу N А32-10943/2021