г. Краснодар |
|
10 августа 2022 г. |
Дело N А53-23705/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Маркиной Т.Г. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Колхоз имени 19 Партсъезда" - Колодяжного И.Е. (доверенность от 05.04.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колхоз имени 19 Партсъезда" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А53-23705/2021, установил следующее.
ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГУ МВД Российской Федерации по Ростовской области (далее -управление) о признании незаконными действий МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области (далее - инспекция), связанных с прекращением государственного учета транспортных средств общества, и возобновлении инспекцией государственного учета автомобилей.
Решением суда от 26.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы законностью действий инспекции по прекращению государственного учета транспортных средств общества.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления - отказать. По мнению заявителя, выводы судов основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, нарушены права и законные интересы общества. Действия инспекции, связанные с прекращением государственного учета транспортных средств общества, не соответствуют закону. Общество указывает, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), оно не заявляло, поскольку трехмесячный срок для обращения с заявлением в арбитражный суд не пропущен.
В отзыве на кассационную жалобу управление просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2020 году общество по договорам купли-продажи от 19.11.2020 N 20/ТС, от 19.11.2020 N 19/ТС, от 19.03.2020 N 17/ТС, от 15.01.2020 N 3/ТС, от 09.01.2020 N 1/ТС приобрело пять транспортных средств, являющихся высвобождаемым военным имуществом: ЗИЛ 133 ГЯ 1994 года выпуска, шасси N 123470, двигатель N 259324, государственный регистрационный номер м245ав134; ЗИЛ 133 ГЯ 1988 года выпуска, шасси N 123417, двигатель N 249788, государственный регистрационный номер м220ав134; ЗИЛ 133 Г40 1994 года выпуска, шасси N r0145522, двигатель N 013881, государственный регистрационный номер м278ау134; ЗИЛ 133 ГЯ 1988 года выпуска, шасси N 122894, двигатель N 208705, государственный регистрационный номер м030вх134; ЗИЛ 133 ГЯ 1988 года выпуска, шасси N 120953, двигатель N 176315, государственный регистрационный номер м987еа134 (далее - транспортные средства, автомобили). Согласно пункту 1.3 договоров автомобили продавались без паспортов транспортных средств.
Данные транспортные средства ранее находились на ответственном хранении на Базе N 57 и реализовывались из мобилизационного резерва Министерства обороны.
Согласно примечанию к приемо-сдаточному акту (формуляру) N 219358 завода изготовителя Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева, данный акт является основанием для регистрации автомобиля в ГАИ. ПТС на транспортные средства, передаваемые в государственный мобилизационный резерв, заводом-изготовителем не оформлялись.
Общество в феврале, апреле и декабре 2020 года обратилось в регистрационное подразделение N 1160969 отделения N 2 инспекции с заявлениями о постановке транспортных средств на государственный учет с выдачей документа, идентифицирующего транспортное средство (ПТС). К заявлениям о постановке на государственный учет по каждому транспортному средству общество приложило подлинники либо заверенные копии всех имеющихся в распоряжении документов.
По результатам рассмотрения заявлений сотрудниками инспекции осуществлена государственная регистрация автомобилей общества с выдачей паспортов транспортных средств: 61 РМ 355823 от 21.02.2020 на автомобиль ЗИЛ 133 ГЯ 1988 года выпуска, шасси N 123417, двигатель N 249788; 61 РМ 355822 от 21.02.2020 на автомобиль ЗИЛ 133 ГЯ 1994 года выпуска, шасси N 123470, двигатель N 259324; 61 РМ 355877 от 09.04.2020 на автомобиль ЗИЛ 133 Г40 1994 года выпуска, шасси N R0145522, двигатель N 013881;
61 РН 783778 от 09.12.2020 на автомобиль ЗИЛ 133 ГЯ 1988 года выпуска, шасси N 120953, двигатель N 176315; 61 РН 783779 от 09.12.2020 на автомобиль ЗИЛ 133 ГЯ 1988 года выпуска, шасси N 122894, двигатель N 208705.
В мае 2020 года после согласования с органами МРЭО ГИБДД на двух автомобилях установлена самосвальная бортовая платформа, в связи с чем сотрудниками подразделения ГИБДД N 1160969 в паспорта транспортных средств внесены соответствующие записи и выданы новые свидетельства о регистрации транспортного средства от 26.05.2020 серии 99 20 номер 229619, серии 99 20 номер 229621.
Общество указывает, что использовало транспортные средства на внутрихозяйственных работах, в основном во время уборки урожая для подвоза зерна от комбайнов к ангарам хранения, расположенным в хуторе Волоцкий.
4 марта 2021 года общество получило письмо от 20.02.2021 N 5350 за подписью начальника инспекции Рындина И.В. о прекращении государственного учета транспортных средств в связи с непредставлением документов, необходимых для совершения регистрационных действий. Правовым основанием для прекращения государственного учета транспортных средств указан пункт 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ).
20 мая 2021 года общество получило ответ на запрос за подписью начальника отделения N 2 МРЭО ГИБДД Нестеренко Ю.В. о том, что государственная регистрация транспортных средств произведена сотрудниками регистрационного подразделения ГИБДД N 1160969 в нарушение пункта 4 части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ без предоставления собственником автомобилей паспортов транспортных средств.
Не согласившись с действиями инспекции по прекращению государственного учета транспортных средств, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 71, 198, 200 Кодекса, статьями 3, 10, 18, 20 Закона N 283-ФЗ, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 (далее - Административный регламент), Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1764.
Суды установили, что 27.01.2021 в ходе проверки инспекцией документов, послуживших основанием к проведению регистрационных действий по заявлениям представителя общества Карагичева В.А. от 21.02.2020 N 50863290, от 21.02.2020 N 50861374, от 09.04.2020 N 52568878, от 09.12.2020 N 61539052, от 09.12.2020 N 61539635 о регистрации транспортных средств, являющихся высвобождаемым военным имуществом, выявлены нарушения нормативно-правовых актов, регламентирующих регистрационную деятельность Госавтоинспекции, допущенные сотрудниками отделения N 2 (дислокация г. Каменск-Шахтинский) инспекции.
В соответствии с информацией ФИС ГИБДД-М транспортные средства в органах Госавтоинспекции не регистрировались, общество не представило необходимые документы, идентифицирующие транспортные средства (паспорта транспортных средств).
Заключением служебной проверки от 15.02.2021 государственный учет указанных транспортных средств признан недействительным ввиду отсутствия документов, идентифицирующих транспортные средства, и был прекращен.
В материалы дела представлена копия приема-сдаточного акта по ЗИЛ, из которого следует, что указанный акт выдан для получения в ГАИ технического паспорта (т. 2, л. д. 103). При приобретении названных автомобилей общество не получило документов, идентифицирующих транспортные средства.
Апелляционный суд обоснованно отклонил доводы общества об отсутствии решения в обоснование снятия с государственного регистрационного учета транспортных средств, предусмотренного пунктом 135 Административного регламента, поскольку заключение служебной проверки от 13.02.2021, утвержденное начальником управления генерал-лейтенантом полиции Агарковым О.П. 15.02.2021, что фактически является таким решением.
Оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, суды пришел к обоснованному выводу о законности действий инспекции по прекращению государственного учета транспортных средств общества, поэтому отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суды сделали вывод о пропуске обществом установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено. Апелляционный суд отклонил довод общества о том, что о нарушении прав и законны интересов ему стало известно 20.05.2021, когда получен ответ начальника отделения N 2 МРЭО ГИБДД Нестеренко Ю.В. от 21.04.2021 N ЗО/Р/1-12246 на запрос от 09.03.2021. Суды установили, что общество получило письмо инспекции от 20.02.2021 N 5350 о прекращении государственного учета транспортных средств в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ и необходимости предоставления паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств и государственных регистрационных знаков на транспортные средства. Письмом от 04.03.2021 N 41 общество обратилось к начальнику инспекции Рындину И.В., из которого следует, что письмо от 20.02.2021 N 5350 получено 04.03.2021. Вместе с тем, с заявлением о признании незаконными действий инспекции, связанных с прекращением государственного учета транспортных средств, общество обратилось только 15.07.2021.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, основаны на ином понимании заявителем норм права и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А53-23705/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, суды пришел к обоснованному выводу о законности действий инспекции по прекращению государственного учета транспортных средств общества, поэтому отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суды сделали вывод о пропуске обществом установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено. Апелляционный суд отклонил довод общества о том, что о нарушении прав и законны интересов ему стало известно 20.05.2021, когда получен ответ начальника отделения N 2 МРЭО ГИБДД Нестеренко Ю.В. от 21.04.2021 N ЗО/Р/1-12246 на запрос от 09.03.2021. Суды установили, что общество получило письмо инспекции от 20.02.2021 N 5350 о прекращении государственного учета транспортных средств в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ и необходимости предоставления паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств и государственных регистрационных знаков на транспортные средства. Письмом от 04.03.2021 N 41 общество обратилось к начальнику инспекции Рындину И.В., из которого следует, что письмо от 20.02.2021 N 5350 получено 04.03.2021. Вместе с тем, с заявлением о признании незаконными действий инспекции, связанных с прекращением государственного учета транспортных средств, общество обратилось только 15.07.2021."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2022 г. N Ф08-7264/22 по делу N А53-23705/2021