г. Краснодар |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А53-14915/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890) - Зосименко Н.А. (доверенность от 23.11.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Батайский лидер" (ИНН 6141048119, ОГРН 1156181002394) - Шубина Н.В. (доверенность от 30.05.2022), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Батайский Лидер" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2022, дополнительное решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу N А53-14915/2021, установил следующее.
АО "Донэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Батайский лидер" (далее - компания) о взыскании 1 138 354 рублей 72 копеек задолженности за тепловую энергию, поставленную с октября 2018 года по февраль 2021 года, 243 046 рублей 80 копеек неустойки, начисленной с 16.11.2018 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 26.10.2021, с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга.
Решением от 24.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.04.2022, иск удовлетворен частично: с компании в пользу общества взыскано 407 692 рубля 94 копейки задолженности с июня 2020 года по февраль 2021 года, 82 271 рубля 63 копеек неустойки, а также неустойки с 17.02.2022 по день фактической уплаты задолженности. Распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины. Дополнительным решением от 10.03.2022 с компании в пользу общества взыскано 8494 рублей 15 копеек неустойки, начисленной с 01.01.2021 по 16.02.2022.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, судами не учтено, что приготовление горячей воды в спорных многоквартирных домах (далее - МКД) осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД; разногласия сторон возникли относительно порядка определения объемов тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД; объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями. С 01.12.2019 установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в закрытой и открытой системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) согласно приложению к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.12.2017 N 85/2 "Об установлении нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ростовской области". Для систем с неизолированными стояками должен быть применен норматив 0,064 Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды. Для расчета платы за горячую и холодную воду, использованную на содержание общего имущества, должны учитываться площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам. Согласно представленному ответчиком расчету стоимость потребленной тепловой энергии на СОИ ГВС составляет 50 900 рублей 62 копейки, а неустойка - 13 665 рублей 75 копеек. Конструктивные особенности находящихся в управлении истца домов не предусматривают возможность потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению при содержании общего имущества. В МКД отсутствуют водоразборные устройства (краны) и санитарно-техническое оборудование (сливы, раковины, унитазы и т.д.), в связи с чем отсутствует возможность потребления горячей воды при содержании мест общего пользования.
В отзыве на жалобу общество отклонило доводы компании, указывая на то, что ответчик не учитывает, что в МКД, находящихся в управлении компании, установлены узлы учета тепловой энергии, которые позволяют производить раздельный учет тепловой энергии, затраченной на теплоснабжение и горячее водоснабжение; контррасчет задолженности ответчик производит с использованием формулы, которая не подлежит применению в спорном случае.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами, в период с октября 2018 года по февраль 2021 года общество поставляло тепловую энергию на содержание общедомового имущества в МКД, находящихся в управлении компании, что подтверждается актами приемки-передачи и счетами-фактурами.
По мнению истца, за названный период указанный период образовалась задолженность в размере 1 138 354 рублей 72 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет правильность применения норм права исходя из доводов кассационной жалобы.
Общество определило объем потребленного компанией ресурса в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета.
Истец указывает, что в МКД, находящихся в управлении компании, установлены узлы учета тепловой энергии, которые позволяют производить раздельный учет тепловой энергии (Гкал), затраченной на теплоснабжение и горячее водоснабжение. Так, определяя количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (индивидуальное потребление) и получая оплату за нее напрямую от собственников помещений МКД, общество получает разницу между рассчитанными Гкал и Гкал на горячую воду по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии, которую умножает на тариф на тепловую энергию и предъявляет к взысканию с компании в рамках настоящего дела.
По мнению компании, объем потребленной им тепловой энергии на подогрев горячей воды должен определяться как произведение объема потребленной горячей воды на ОДН и норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения. При таком подходе, по мнению компании, задолженность за спорный период составляет 50 900 рублей 62 копейки.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факт поставки теплоресурсов в спорный период, а также ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по их оплате, отклонив контррасчет объема и стоимости поставленного ресурса, представленный ответчиком.
Между тем в соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Таким образом, критерием отнесения системы горячего водоснабжения МКД к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды, под которым следует понимать его приготовление с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в МКД. При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия и газ (пункт 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642).
В силу пункта 54 Правил N 354 (в редакции, действующей в спорный период) в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию (исполнителя коммунальных услуг) в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами-пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Пунктом 54 Правил N 354 закреплен порядок определения размера платы потребителя за коммунальные услуги отопления и ГВС, оказываемые с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД.
Так, согласно названному пункту при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к Правилам N 354.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к данным Правилам как сумма двух составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381 выражена следующая правовая позиция относительно порядка применения пункта 54 Правил N 354 при расчетах между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.
По смыслу названного пункта, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, используются другие коммунальные ресурсы (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354 (иными словами, по тем же формулам, что установлены для расчета потребителя с управляющей компанией - формула N 18 для отопления, формулы 20 и 20.2 для ГВС).
При этом формула 18 предполагает полное распределение между потребителями объема ресурса, фактически израсходованного на отопление, а формула 20 определяет объем ресурса, израсходованного на ГВС, расчетным способом.
Расчет исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии с учетом оснащенности спорных домов ИТП, посредством которого оказываются услуги по отоплению и ГВС, противоречит указанным формулам, поскольку согласно формулам 20 и 20.2 расчет применительно к ГВС производится исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии на нагрев воды. При этом следует учесть, что компания не осуществляет производство тепловой энергии для целей горячего водоснабжения, поэтому применение формулы 20.1 из приложения 2 к Правилам N 354 для определения количества тепловой энергии, использованной на приготовление горячей воды, невозможно.
В рассматриваемом случае при определении размера обязательств компании следует применять формулу 20, указанную в приложении N 2 к Правилам N 354, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по ГВС (удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) и соответствующего тарифа; также необходимо руководствоваться пунктом 22 (1) раздела IV приложения N 2 к Правилам N 354 и определить размер платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную на общедомовые нужды в МКД.
Объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в МКД, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется тремя способами:
- по формуле 12 приложения N 2 к Правилам N 354 (при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды);
- исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды (при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды);
- по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354 (при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в МКД в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению).
Наличие в МКД коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды (куб. м) материалами дела не подтверждено. Оснащение МКД приборами учета холодной воды, подаваемой в МКД в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, судами также не исследовалось.
Вопреки позиции, которой общество придерживалось при рассмотрении дела, узлы учета тепловой энергии, которые позволяют производить раздельный учет тепловой энергии (Гкал), затраченной на теплоснабжение и горячее водоснабжение, не свидетельствуют о наличии в МКД коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды (куб. м).
Соответственно, судами необоснованно принят расчет истца, не учитывающий при определении объема тепловой энергии на нужды ГВС положения раздела IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды.
При этом такой метод определения объема тепловой энергии на подогрев воды (с применением норматива на подогрев) императивно установлен Правилами N 354 и не зависит ни от наличия ОДПУ тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, ни от системы теплоснабжения (открытая или закрытая), ни от периода (отопительного либо неотопительного) потребления горячей воды.
При расчете стоимости коммунального ресурса общество обязано применять не фактический объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды по показаниям ОДПУ тепловой энергии, а норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды.
С учетом изложенного выводы судов об обоснованности применения показаний ОДПУ тепловой энергии в расчетах за поставленную тепловую энергию для нагрева воды в целях содержания общедомового имущества являются неверными.
Ввиду отсутствия у суда округа полномочий по установлению фактов и оценке доказательств по делу, учитывая необходимость проверки произведенных сторонами расчетов, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в период действия указанного моратория установленная неустойка и проценты по день фактической уплаты долга не подлежат начислению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" установлено, что с 28.02.2022 до 01.01.2023 пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт начисляются и уплачиваются исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей на 27.02.2022.
Указанные обстоятельства подлежат учету при рассмотрении требования о взыскании неустойки с 28.02.2022 по день фактической оплаты долга.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя из положений действующего законодательства, следует проверить произведенные сторонами расчеты с позиции названных норм материального права и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства, распределив понесенные расходы по государственной пошлине (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2022, дополнительное решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу N А53-14915/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды.
При этом такой метод определения объема тепловой энергии на подогрев воды (с применением норматива на подогрев) императивно установлен Правилами N 354 и не зависит ни от наличия ОДПУ тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, ни от системы теплоснабжения (открытая или закрытая), ни от периода (отопительного либо неотопительного) потребления горячей воды.
...
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" установлено, что с 28.02.2022 до 01.01.2023 пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт начисляются и уплачиваются исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей на 27.02.2022."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2022 г. N Ф08-7262/22 по делу N А53-14915/2021
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7262/2022
14.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4585/2022
10.03.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14915/2021
24.02.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14915/2021