г. Краснодар |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А32-3511/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) - Горбунковой Е.С. (доверенность от 26.01.2022), от третьего лица - федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ИНН 7717127211, ОГРН 1027739456084) - Шконда А.В. (доверенность от 15.12.2021), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А32-3511/2022, установил следующее.
АО "НЭСК-электросети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным постановления от 19.08.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2180/2021 (далее - постановление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - предприятие).
Решением суда от 22.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление незаконным. Заявитель кассационной жалобы считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), отсутствует и управлением не установлен.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав мнение сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятием и обществом заключен договор энергоснабжения от 28.12.2020 N 2011567 (точка поставки N 42816) по III категории надежности.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок от 2004 года граница между предприятием и обществом проходит по стороне 0,4 кВ трансформаторной подстанции, принадлежащей обществу.
В связи с необходимостью изменения категории надежности (с III на II) предприятием посредством личного кабинета в адрес общества направлена заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, федеральное государственное унитарное предприятие "Нефтегорский ЭМС", район Соколовой горы, кадастровый номер 23:02:1504000:5 (далее - объект). Заявка зарегистрирована в обществе 04.02.2021 N 32-000058 (далее - заявка).
По результатам рассмотрения заявки общество письмом от 09.02.2021 N 32.НС-08/101 сообщило предприятию, что ближайшие электрические сети, расположенные в данном районе для подачи электроэнергии со второго независимого источника питания, принадлежат филиалу акционерного общества "НГТ-энергия". В связи с этим предприятию необходимо обратиться в названную организацию для технологического присоединения резервного источника питания.
В управление поступило обращение предприятия на действия общества.
19 августа 2021 года управлением в отношении общества вынесено постановление, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Общество, посчитав указанное постановление незаконным и необоснованным, обратился в суд с рассматриваемым заявлением. По мнению общества, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электроснабжение предприятия осуществляется по ТП-15/15, которая технически сконструирована таким образом, что присоединение предприятия по двум (взаиморезервирующим) точкам присоединения невозможно. Все заявители могут быть подключены по III категории надежности, которая предполагает подключение только по одному источнику питания.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно руководствовались нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Кодекса, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Судами установлены все элементы, составляющие административное правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Субъектом правонарушения является организация-субъект естественной монополии. Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуги по передачи электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Законом об электроэнергетике.
Суды правомерно руководствовались статьей 3, пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, Правилами технологического присоединения.
Судами исследованы случаи, на которые распространяется действие Правил технологического присоединения, и установлено, что предприятие, являющееся государственным оператором связи, внесенным в перечень стратегических предприятий, действовало в соответствии с данными нормами.
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе информацию, указанную в пункте 105 названных Правил.
Учитывая дату поступления заявки (04.02.2021) об изменении категории надежности общество должно было разместить в личном кабинете потребителя документы не позднее 18.02.2021, однако указанного сделано не было.
Судами установлено, что общество ранее было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А32-54314/2019). За повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Суды рассмотрели вопрос о применении в рассматриваемом случае положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не нашли оснований как для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, так и для замены административного штрафа на предупреждение.
Принимая во внимание установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, связанные с действиями общества при рассмотрении заявки предприятия на технологическое присоединение и возникшими разногласиями относительно распределения обязанностей по осуществлению технологических мероприятий, направленных на обеспечение второй категории надежности, руководствуясь Правилами технологического присоединения, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса, размер административного штрафа определен правильно.
Доводы общества основаны на неверном толковании приведенных норм материального права и сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у Арбитражного суда Северо-Кавказского округа отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А32-3511/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды рассмотрели вопрос о применении в рассматриваемом случае положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не нашли оснований как для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, так и для замены административного штрафа на предупреждение.
Принимая во внимание установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, связанные с действиями общества при рассмотрении заявки предприятия на технологическое присоединение и возникшими разногласиями относительно распределения обязанностей по осуществлению технологических мероприятий, направленных на обеспечение второй категории надежности, руководствуясь Правилами технологического присоединения, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса, размер административного штрафа определен правильно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2022 г. N Ф08-7131/22 по делу N А32-3511/2022