г. Краснодар |
|
12 августа 2022 г. |
Дело N А63-14892/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола помощником судьи Даниловой А.В., при участии посредством веб-конференции от общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЗЕВС" (ИНН 7722351995, ОГРН 1167746058534) - Кравченко Е.А. (доверенность от 26.01.2022), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Лазебного А.Ю. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778), закрытого акционерного общества "Союзэлектроавтоматика" (ИНН 2128043629, ОГРН 1022101134329), общества с ограниченной ответственностью "Астраханские инженерные сети" (ИНН 3015109447,ОГРН 1163025058481), общества с ограниченной ответственностью "Регионинжиниринг" (ИНН 6164001491, ОГРН 1146196110708), общества с ограниченной ответственностью "ЭТМ" (ИНН 6165207103,ОГРН 1176196018096), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЗЕВС" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А63-14892/2021, установил следующее.
ООО "Торговый Дом ЗЕВС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 30.08.2021 N 025/07/3-1056/2021 о признании необоснованной жалобы общества на нарушения порядка организации и проведения торгов, в части требований закупочной документации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Россети Северный Кавказ", ЗАО "Союзэлектроавтоматика", ООО "Астраханские инженерные сети", ООО "Регионинжиниринг", ООО "ЭТМ".
Решением суда первой инстанции от 16.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Общество считает, что установление заказчиком требования, связанного с подтверждением полномочия участника на поставку товара и распространение фирменных гарантийных обязательств производителя на поставляемый в рамках закупочной процедуры товар, нарушает антимонопольное законодательство, подобные действия носят антиконкурентный характер.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель управления отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26 июня 2021 года ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Дагэнерго" на сайте электронной торговой площадки https://rosseti.roseltorg.ru/ (далее - ЭТП), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru был объявлен запрос котировок в электронной форме для заключения договора поставки комплектующих релейной защиты и автоматики, противоаварийной автоматики для нужд филиала ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Дагэнерго".
В рамках данного запроса котировок по окончанию срока было получено 5 заявок от участников: ЗАО "СЭА", ООО "АИС", ООО "Регионинжиниринг", ООО "ЭТМ", общества.
20 августа 2021 года заявка общества отклонена комиссией АО "Россети Северный Кавказ" с формулировкой: "Отсутствуют подтверждения полномочий на поставку от производителей".
Общество обратилось в управление с жалобой общества на действия ПАО "Россети Северный Кавказ", указывая на нарушение порядка организации и проведения торгов, а именно: на необоснованные требования закупочной документации. Из содержания жалобы следует, что она подана в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения жалобы управлением вынесено решение от 30.08.2021 N 025/07/3-1056/2021, которым жалоба общества на действия ПАО "Россети Северный Кавказ" как организатора закупки N 32110502349 признана необоснованной.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения от 30.08.2021 N 025/07/3-1056/2021, суды обоснованно руководствовались следующим.
Частью 9 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 указанного закона.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 указанного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Решением совета директоров ПАО "Россети" (в редакциях протоколов от 17.12.2018 N 334, от 28.05.2020 N 417, от 24.11.2020 N 440, от 07.04.2021 N 452, от 28.06.2021 N 462) утвержден Единый стандарт закупок ПАО "Россети" (далее - Положение о закупке).
Согласно подпункту "л" пункта 2.8 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, чтобы претендовать на победу в закупке, участник должен иметь необходимые полномочия на поставку продукции согласно Техническому заданию и подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей, предлагаемой в рамках настоящей закупки продукции. В частности, производитель должен гарантировать поставку в определенные сроки, распространение всех фирменных гарантий на товары в течение гарантийного срока, оговоренного в конкурсной документации. В случае если участник процедуры предоставил подтверждения полномочий на поставку от дилера, партнера или официального представителя заявленного производителя, то в составе заявки также необходимо приложить документы (договор, соглашение или иные документы), подтверждающие право дилера, партнера или официального представителя на распространение продукции этого производителя.
Пунктами 3.2. и 3.2.1 Технического задания установлено, что участник процедуры в составе заявки должен иметь необходимые полномочия на поставку продукции согласно Техническому заданию и подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей, предлагаемой в рамках настоящей закупки продукции. В частности, производитель должен гарантировать поставку в определенные сроки, распространение всех фирменных гарантий на товары в течение гарантийного срока, оговоренного в конкурсной документации. В случае если участник процедуры предоставил подтверждения полномочий на поставку от дилера, партнера или официального представителя заявленного производителя, то в составе заявки также необходимо приложить документы (договор, соглашение или иные документы), подтверждающие право дилера, партнера или официального представителя на распространение продукции этого производителя.
Судами определено, что возможность установления критерия о наличии у претендента полномочий на поставку продукции и подтверждению распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей, с возможностью установления данного требования как оценочного, так и отборочного, при проведении запроса котировок в электронной форме закреплена Положением о закупках.
В абзаце 1 пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, изложена правовая позиция, согласно которой уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам и прочее, а также иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика и прочее.
Требование о представлении участниками документов, подтверждающих наличие у участника полномочий от производителей/дилеров предлагаемого им оборудования и материалов, а также требование о распространении фирменных гарантий также преследует определенные цели.
Из материалов дела видно, что оборудование приобретается для осуществления технологических присоединений потребителей, а просрочка поставки либо поставленный товар ненадлежащего качества может привести к ряду неблагоприятных последствий, как для потребителя, так и для сетевой организации в виде привлечения к административной ответственности.
Судами установлено, что предъявленные ПАО "Россети Северный Кавказ" требования, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества основаны на неверном толковании приведенных норм материального права, в части сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 Кодекса, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у Арбитражного суда Северо-Кавказского округа отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А63-14892/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце 1 пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, изложена правовая позиция, согласно которой уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам и прочее, а также иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика и прочее.
...
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2022 г. N Ф08-7057/22 по делу N А63-14892/2021