Избирательная дискриминация
Введение главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" существенно повысило интерес организаций и предпринимателей к этому специальному налоговому режиму. При этом изменения, внесенные в указанную главу федеральными законами, позволили ликвидировать некоторые нестыковки, а также положения, вызывавшие заслуженные нарекания налогоплательщиков. Но только некоторые...
К особым заслугам относят в МНС России расширение перечня расходов, учитываемых для целей налогообложения. Так, в него включена стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством РФ. Что ж, действительно в последний момент, 31 декабря 2002 г., вспомнили об этих составляющих предпринимательской деятельности. Зато теперь основной причиной того, что больше половины организаций и индивидуальных предпринимателей (53,2 и 77,5% соответственно), перешедших в первом полугодии 2003 г. на УСН, выбрали объект налогообложения "доходы", считается "возможность максимально снизить трудозатраты, связанные с ведением учета результатов предпринимательской деятельности", а никак не отсутствие определенности на 30 ноября 2002 г. (последний день подачи заявления о переходе на УСН).
Однако перечень расходов, приведенный в ст.346.15 НК РФ, пока далек от совершенства. Например, расходы по оплате юридических, консультационных, информационных услуг, оказываемых сторонними организациями и предпринимателями, "упрощенцы" по-прежнему обязаны нести за счет своей прибыли. По словам начальника Управления налогообложения малого бизнеса МНС России А. Н. Мельниченко, их включение в перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения, не планируется, потому что упрощенная система не должна стать "мини-двадцать пятой главой".
Вместе с тем аудиторские услуги изначально попали в заветный перечень. Более того, Минфин России Письмом от 31 июля 2003 г. N 04-02-05/3/61 разъяснил, что расходы на их оплату принимаются с учетом положений ст.1 Закона РФ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Данной статьей установлено, что аудиторской признается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой отчетности и оказанию сопутствующих аудиту услуг. А вот под "сопутствующими аудиту услугами", в частности, как раз и понимается бухгалтерское, налоговое, правовое и управленческое консультирование, которое производится аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Так что же получается, все зависит от того, кому пойдут деньги за консультации?
Спору нет, консультироваться (и платить за это) лучше у квалифицированных специалистов, с лицензией. Но почему за крупными предприятиями, имеющими в своем штате не одного бухгалтера, признается свобода выбора, а малый бизнес, консультируясь "по дешевке" на стороне, даже налогооблагаемую базу на эту сумму уменьшить не сможет? Прямо сказать, двойные какие-то стандарты.
Не лучше ситуация и с восстановлением НДС, принятого к зачету до перехода на "упрощенку". Казалось бы, независимые эксперты единодушно утверждают: по основным средствам, приобретенным до перехода на "упрощенку", НДС восстанавливать не надо, арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков, а МНС упорно гнет свою линию, требуя восстановить ранее зачтенный НДС. Причем игра вновь идет "в одни ворота". Организация может по ряду причин перестать применять УСН, а основное средство будет действовать еще не один год. И что тогда? Неужели ей вернут восстановленный НДС из бюджета? Вопрос, что называется, риторический. И министерство понять можно. Судиться будет один из десяти налогоплательщиков, остальные-то заплатят. И ничего в случае утери права на применение упрощенной системы не потребуют.
Пока же все аргументы по столь актуальному вопросу свелись к тому, что этим занимается Департамент косвенных налогов, специалисты которого уже подготовили разъяснительное письмо. А Управление налогообложения малого бизнеса не вмешивается, потому что, во-первых, от введения специальных налоговых режимов уменьшились поступления по основным налогам. А во-вторых, пока неизвестно, как себя поведет минимальный налог, размер которого определяется в конце года, - не оказался бы он меньше внесенных авансов и не пришлось бы бюджету возвращать переплату. В таких условиях, конечно, налогоплательщики и их проблемы с НДС мало кого волнуют.
Нашлась и своя "ложка дегтя" в предоставлении права налогоплательщикам, один или несколько видов деятельности которых переведены на уплату ЕНВД, применять УСН по иным видам деятельности с 1 января 2004 г. Речь идет о тех, кто перешел на УСН, а потом, ввиду того что какие-то из видов его деятельности перевели под налогообложение ЕНВД, право на применение "упрощенки" утратил. Так вот они смогут воспользоваться новой нормой и вновь перейти на упрощенную систему не с 1 января, а не ранее чем через один год после утраты своего права на применение УСН. Чем объяснить, что п.7 ст.346.13 НК РФ позабыли конкретизировать, неизвестно. И скорого внесения поправок ждать не стоит: в этом году до 30 ноября все равно не успеют, а там уж можно и не торопиться до 1 октября 2004 г. Наказан же опять налогоплательщик, причем дважды: сначала у него фактически отобрали право на "упрощенку", а теперь считают, что он это право "утратил".
На фоне кампании по поддержке малого бизнеса, развернутой в стране, картина выглядит неутешительно. Слова, как обычно, расходятся с делом. Налоговики сетуют, что в результате применения малыми предприятиями льготных налоговых режимов поступления в бюджет снижаются (а потому требовать улучшения своего положения малые предприятия просто не имеют морального права), словно забывая о том, что параллельно снижаются и затраты на сбор налогов. Одних деклараций перешедшие на УСН и переведенные на ЕНВД плательщики сдают в несколько раз меньше, не говоря уже о том, что и от выездных проверок этих предприятий по таким сложным налогам, как НДС, налог на прибыль, налоговики освобождены. Так почему же "упрощенцы" должны все время входить в положение министерств и безропотно платить из своего отнюдь не бездонного кармана за все ошибки, недосмотры и просчеты чиновников?
Е. Аккерман,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 46, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.