г. Краснодар |
|
12 августа 2022 г. |
Дело N А32-16899/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при участии от ответчика - открытого акционерного общества "Агроном" (ИНН 2330018225, ОГРН 1022303614300) - Шараповой Т.А. (доверенность от 03.12.2021), в отсутствие истца - акционерного общества "Мусороуборочная компания" (ИНН 2308131994, ОГРН 1072308006011), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньэкосервис", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Агроном" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу N А32-16899/2021, установил следующее.
АО "Мусороуборочная компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Агроном" (далее - общество) о взыскании 179 662 рублей 24 копеек задолженности за оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), 26 421 рубля 93 копейки неустойки, 7122 рублей расходов по оплате государственной пошлины (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Кубаньэкосервис" (ранее - ООО "Динская Мусороуборочная Компания").
Решением от 10.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2022, иск удовлетворен.
Общество обжаловало указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что с 2016 года по март 2020 года услуги по вывозу ТКО оказывало третье лицо, ответчик данные услуги оплачивал своевременно и в полном объеме. Ввиду уклонения компании от заключения договора по обращению с ТКО по заявке общества договор сторонами не заключен. При этом с 01.01.2019 ответчик возобновил договорные отношения с третьим лицом. Акты оказанных услуг, представленные компанией, не соответствуют действительности, содержат заведомо ложные сведения. Отчеты системы ГЛОНАСС не являются надлежащими доказательствами оказания истцом услуг по обращению с ТКО, так как в пос. Агроном расположены и иные предприятия.
В отзыве компания просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, компании в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" присвоен статус регионального оператора по Краснодарской зоне деятельности, что подтверждается приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 09.01.2017 N 1.
Истец опубликовал предложение о заключении договора и типовую форму договора в газете "Кубанские новости" от 23.11.2018 N 181 (6554), дополнительно ответчику направлено уведомление о необходимости заключить договор с компанией.
Как указывает истец, в целях исполнения условий типового договора региональный оператор оказывал услуги по обращению с ТКО, что подтверждается представленными в материалы дела актами оказанных услуг (выполненных работ) за июль 2019 года - март 2020 года на 179 662 рубля 24 копейки и отчетами системы ГЛОНАСС по точкам остановок специализированного транспорта истца в заявленных ответчиком пунктах сбора отходов в указанные периоды.
Претензий по поводу качества или объема оказанных истцом услуг от ответчика не поступало.
Поскольку общество не оплатило оказанные услуги, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в силу которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является публичным.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь нормами статей 309, 310, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установив оказание компанией услуг по вывозу ТКО с июля 2019 года по март 2020 года, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворили иск в полном объеме.
Суды обоснованно исходили из того, что отсутствие между сторонами заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО не освобождает общество от оплаты оказанных компанией услуг.
Суды установили, что истец опубликовал предложение о заключении договора и типовую форму договора в газете "Кубанские новости" от 23.11.2018 N 181 (6554), а также дополнительно направил ответчику уведомление о необходимости заключения договора. Между тем договор в письменном виде сторонами в спорный период заключен не был.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Из положений пунктов 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156, регулирующих порядок заключения договора, следует, что в случае если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение, или в связи с его неподписанием потребителем, или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора считается заключенным всегда, если иные условия не урегулированы сторонами, при этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору в оказании услуг на условиях типового договора, что прямо предусмотрено положениями пункта 8(18) Правил N 1156.
В силу названного пункта до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, в заявленный в иске период - с июля 2019 года по март 2020 года - общество было обязано оплачивать услуг компании как регионального оператора по обращению с ТКО. При этом компания являлась единственным возможным контрагентом общества в отношении данных услуг. Иные лица не имели право на осуществление этого вида деятельности в соответствующем регионе и оказание таких услуг обществу.
В отсутствие согласования с региональным оператором вывоза ТКО с персональной контейнерной площадки общества, включенной в соответствующий реестр контейнерных площадок, презюмируется, что общество использует контейнерные площадки, расположенные поблизости от принадлежащего ему объекта.
Заявляя о ненадлежащем исполнении компанией своих обязательств, ответчик не доказал, что им принимались меры к надлежащему актированию факта неоказания услуг, как того требует раздел VI типового договора, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 N 1156.
Представленный истцом расчет задолженности проверен и признан арифметически и методологически верным, размер платы рассчитан в соответствии с утвержденными нормативами и тарифами.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены. Нормы материального права с учетом установленных судами обстоятельств применены верно. Нарушения норм процессуального права не допущены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2022 и постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу N А32-16899/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений пунктов 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156, регулирующих порядок заключения договора, следует, что в случае если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение, или в связи с его неподписанием потребителем, или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора считается заключенным всегда, если иные условия не урегулированы сторонами, при этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору в оказании услуг на условиях типового договора, что прямо предусмотрено положениями пункта 8(18) Правил N 1156.
...
Заявляя о ненадлежащем исполнении компанией своих обязательств, ответчик не доказал, что им принимались меры к надлежащему актированию факта неоказания услуг, как того требует раздел VI типового договора, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 N 1156."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2022 г. N Ф08-7591/22 по делу N А32-16899/2021