г. Краснодар |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А15-6046/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - представителя потребительского жилищно-строительного кооператива "ФЭМИЛИ-БЛОК В" (ИНН 0554002820, ОГРН 1170571004933), заинтересованного лица - министерства строительства Республики Дагестан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу потребительского жилищно-строительного кооператива "ФЭМИЛИ-БЛОК В" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 делу N А15-6046/2021, установил следующее.
Потребительский жилищно-строительный кооператив "ФЭМИЛИ-БЛОК В" (далее - застройщик, кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к министерству строительства Республики Дагестан (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2021 N 137 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 06.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2022, в удовлетворении заявленных кооперативом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях заявителя состава вменяемого ему правонарушения.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции, признать незаконным и отменить постановление министерства от 08.10.2021 N 137, поскольку в его действиях отсутствует состав правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании распоряжения от 03.08.2021 N 02.2-390-УГСН министерством в период с 26.08.2021 по 24.09.2021 проведена проверка в отношении кооператива на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Проведение внеплановой проверки в отношении кооператива согласовано с прокуратурой Республики Дагестан, что подтверждается решением о согласовании от 06.08.2021, сопроводительным письмом от 06.08.2021 N 7/4-69-2021.
Согласно почтовому идентификатору N 36703062053209 распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 03.08.2021 N 02.2-390УГСН получено кооперативом 25.08.2021.
С сопроводительным письмом от 08.09.2021 кооператив направил министерству часть запрошенных документов и сообщил, что остальные документы, указанные в пункте 11 распоряжения от 03.08.2021 представить не может, так как вся документация была изъята Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - Следственный комитет) в рамках проверки сообщения о преступлении.
По результатам проверки составлен акт проверки от 24.09.2021, в котором указано, что в установленный распоряжением от 03.08.2021 N 02.2-390-УГСН двадцатидневный срок кооперативом не представлены все необходимые для проведения проверки документы, а именно: договоры, на основании которых застройщик привлекает денежные средства граждан, платежные документы, а также протоколы собраний.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления министерством протокола об административном правонарушении от 01.10.2021 N 000121 и вынесения постановления от 08.10.2021 N 137 о привлечении кооператива к административной ответственности по части 4 статьи 14.28 Кодекса в виде 250 тыс. рублей штрафа.
Отказывая в удовлетворении требований кооператива о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2021 N 137 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.28 Кодекса, суды обоснованно руководствовались следующим.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) установлено, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома (далее - МКД) только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) предоставления проектной декларации и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства МКД, или договора аренды такого земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 214-ФЗ право на привлечение денежных средств граждан для строительства МКД с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся МКД, имеют застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Частью 1 статьи 123.1 Жилищного кодекса установлены документы и информация, которую жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в единой информационной системе жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (далее - контролирующий орган) вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в срок, определенный статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статья 14.28 Кодекса непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанного регионального государственного контроля (надзора) и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Доводы кооператива об отсутствии возможности представления истребуемой министерством документации в связи с ее изъятием Следственным комитетом изучены судами и правомерно отклонены.
Непредставление кооперативом запрашиваемых сведений и документов подтверждается материалами административного дела, протоколом об административном правонарушении, которые отвечают требованиям статьи 26.2, 28.2 Кодекса.
Исследовав и оценив материалы дела, руководствуясь положениями Кодекса, Закона N 214-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 Кодекса.
Судами проверены процедура и срок давности привлечения кооператива к административной ответственности, нарушений положений Кодекса не установлено. Размер назначенного застройщику штрафа соответствует нижнему пределу санкции нормы части 4 статьи 14.28 Кодекса.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих тяжелое финансовое положение кооператива, а также тот факт, что угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении застройщика к выполнению требований контролирующего органа, осуществляющего надзор за соблюдением законодательства о долевом участии граждан при строительстве многоквартирных домов, суды обосновано не установили оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, а также для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса и снижения размера административного штрафа ниже минимального размера санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.28 Кодекса.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у Арбитражного суда Северо-Кавказского округа отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А15-6046/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив материалы дела, руководствуясь положениями Кодекса, Закона N 214-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 Кодекса.
Судами проверены процедура и срок давности привлечения кооператива к административной ответственности, нарушений положений Кодекса не установлено. Размер назначенного застройщику штрафа соответствует нижнему пределу санкции нормы части 4 статьи 14.28 Кодекса.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих тяжелое финансовое положение кооператива, а также тот факт, что угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении застройщика к выполнению требований контролирующего органа, осуществляющего надзор за соблюдением законодательства о долевом участии граждан при строительстве многоквартирных домов, суды обосновано не установили оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, а также для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса и снижения размера административного штрафа ниже минимального размера санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.28 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2022 г. N Ф08-7061/22 по делу N А15-6046/2021