Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2023 г. N 3260-р
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Татарстан от 2 августа 2010 года N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" утвердить прилагаемый Государственный доклад "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан в 2022 году".
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Государственный доклад
"Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан в 2022 году"
(утв. распоряжением КМ РТ от 29 декабря 2023 г. N 3260-р)
Введение
Настоящий Государственный доклад "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан в 2022 году" (далее - Государственный доклад) подготовлен Министерством экономики Республики Татарстан в соответствии со статьей 12 Закона Республики Татарстан от 2 августа 2010 года N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан".
Для подготовки Государственного доклада использовались данные официального статистического учета, аналитическая, отчетная и иная информация в области инновационной деятельности, представленная в Министерство экономики Республики Татарстан органами исполнительной власти Республики Татарстан, организациями, осуществляющими инновационную и научно-техническую деятельность.
В Государственном докладе отражены основные итоги инновационного развития республики, результаты деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, представлены патентная аналитика, а также опыт взаимодействия с федеральными институтами развития.
Государственный доклад размещается на официальном сайте Министерства экономики Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://mert.tatarstan.ru/results_of_innovative_activity.htm.
1. Основные показатели развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан за 2022 год
В 2022 году объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг составил 955,6 млрд. рублей, что на 166,5 млрд. рублей, или на 21 процент, больше, чем в 2021 году (789,1 млрд. рублей) (рис. 1.1).
По данному показателю Республика Татарстан заняла второе место среди всех регионов Российской Федерации (после г. Москвы - 989,9 млрд. рублей).
"Рис. 1.1. Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг"
Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг собственного производства составила 19 процентов (Рис. 1.2).
"Рис. 1.2. Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг"
В общем объеме отгруженных инновационных товаров, работ, услуг 93 процента составила отгрузка предприятий промышленности - 891,2 млрд. рублей. По этому показателю Республика Татарстан занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа.
Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг собственного производства организаций промышленности в 2022 году составила 21,5 процента (на 0,7 процентных пункта больше, чем в 2021 году) (рис. 1.3).
"Рис. 1.3. Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров собственного производства организаций промышленности"
В структуре отгруженной инновационной продукции организаций промышленности традиционно основную часть (75,5 процента) занимает продукция, подвергшаяся усовершенствованию в течение последних трех лет, остальные 24,5 процента занимает продукция, вновь внедренная или подвергшаяся значительным технологическим изменениям.
В 2022 году на 27 процентов увеличились затраты на инновации, составив 258,2 млрд. рублей (в 2021 году - 203,1 млрд. рублей). Структура затрат на инновации по типам инноваций выглядит следующим образом: 43 процента затрат приходится на продуктовые инновации и 57 процентов - на процессные инновации.
Структура затрат на инновации по формам собственности представлена на рис. 1.4.
"Рис. 1.4. Структура затрат на инновации по формам собственности"
Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2022 году составил 5,1 процента (в 2021 году - 4,7 процента).
Уровень инновационной активности организаций повысился на 3 процентных пункта и в 2022 году составил 32 процента (в 2021 году - 29 процентов). По данному показателю Республика Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе.
Продолжает расти и доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, которая в 2022 году составила 46 процентов, увеличившись на 4,9 процентных пункта (41,1 процента в 2021 году). По данному показателю Республика Татарстан также лидирует в Приволжском федеральном округе.
К числу важнейших конкурентных преимуществ Татарстана относится значительный научно-технический потенциал республики. Так, Татарстан занял 5 место в Национальном рейтинге научно-технологического развития регионов, опубликованном в 2022 году Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
В 2022 году 129 организаций Республики Татарстан занимались научными исследованиями и разработками (Рис. 1.5).
"Рис. 1.5. Количество научных организаций в Республике Татарстан по годам"
Среди представленных в Республике Татарстан в 2022 году научных организаций 31 процент составили образовательные организации высшего образования, 24 процента - научно-исследовательские организации, 19 процентов - организации промышленности, имеющие в своей структуре научные подразделения, 5 процентов - конструкторские бюро и проектно-изыскательские организации и 21 процент - прочие научные организации (рис. 1.6).
"Рис. 1.6. Распределение научных организаций по типам"
Роль ядра научно-образовательного комплекса выполняют ведущие образовательные организации высшего образования, особое место среди которых отводится Казанскому (Приволжскому) федеральному университету и двум национальным исследовательским университетам - Казанскому национальному исследовательскому техническому университету им. А.Н. Туполева - КАИ и Казанскому национальному исследовательскому технологическому университету.
Кроме того, функционируют Казанский научный центр Российской академии наук, представляющий собой интегрированную исследовательскую платформу, объединяющую 7 крупных исследовательских подразделений, и Академия наук Республики Татарстан - крупнейшее региональное научное учреждение, в составе которого 7 научных отделений: гуманитарное, социально-экономических наук, медицинских и биологических наук, сельскохозяйственное, отделение физики, энергетики и наук о Земле, математики, механики и машиноведения, отделение химии и химической технологии.
В структуру Академии наук Республики Татарстан входят 6 научно-исследовательских институтов.
В 2022 году численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила 14231 человек (в 2021 году - 12871 человек).
При этом доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей неуклонно растет и в 2022 году составила 60,4 процента (рис. 1.7).
"Рис. 1.7. Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей"
Эти данные указывают на возрастающую роль науки и проявление к ней интереса со стороны молодежи.
На 19 процентов по сравнению с 2021 годом увеличился общий объем затрат на научные исследования и разработки, составив в 2022 году 32,8 млрд. рублей.
В 2022 году в Республике Татарстан утверждена государственная программа научно-технологического развития, реализация которой направлена на интеграцию деятельности организаций образовательной системы, науки, бизнеса и системы государственного управления, создание новых высокотехнологичных производств и формирование кадрового обеспечения.
Таким образом, обеспечение тесной взаимосвязи университетов, научных организаций, предприятий реального сектора экономики и созданных объектов научной и инновационной инфраструктуры является одним из резервов роста экономики республики, фактором ее конкурентного преимущества.
2. Результаты деятельности ключевых объектов инновационной инфраструктуры Республики Татарстан
Одним из резервов роста экономики Татарстана является развитие малого и среднего предпринимательства, в т.ч. инновационного. Этому способствует созданная в республике инвестиционно-инновационная инфраструктура поддержки бизнеса (особые экономические зоны, технопарки, венчурный фонд и др.). Основные результаты работы таких площадок представлены ниже.
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" (далее - ОЭЗ "Алабуга"),
По итогам 2022 года в ОЭЗ "Алабуга" зарегистрированы 57 компаний-резидентов, из которых промышленно-производственную деятельность осуществляли 33 предприятия. Объем осуществленных резидентами инвестиций нарастающим итогом составил 162,2 млрд. рублей. Резидентами создано 8,8 тысячи рабочих мест. Объем годовой выручки за 2022 год составил 137,8 млрд. рублей.
В 2022 году статус резидентов ОЭЗ "Алабуга" получили:
ООО "ДАНАФИЛМЗ" - производство пленочных материалов, пригодных для вторичной переработки;
ООО "Соллерс Алабуга" - производство линейки легких коммерческих автомобилей Соллерс Арго и Соллерс Атлант до 50 тысяч автомобилей в год;
ООО "АЛТРЕСТ" - создание производства комплектующих для холодильного оборудования;
ООО "ТЕКСФЛОР" - производство жестких ламинированных напольных покрытий;
ООО "Алабуга Машинери" - производство промышленного оборудования;
ООО "ИОНИК" - производство полиакриламида мощностью 30 тыс. тонн в год.
Также ключевым проектом, реализующимся на территории ОЭЗ "Алабуга", является современный образовательный колледж "Алабуга Политех", где готовят высококвалифицированных специалистов для резидентов ОЭЗ "Алабуга" по наиболее востребованным инженерным направлениям: мехатроника, энергетика, BIM-проектирование, бизнес-информатика, программирование, микроэлектроника.
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Иннополис" (далее - ОЭЗ "Иннополис").
По итогам 2022 года на территории ОЭЗ "Иннополис" осуществляли деятельность 338 компаний: 125 резидентов, 55 компаний-партнеров и 158 стартапов. Компаниями с начала деятельности создано 7,4 тысячи рабочих мест. Общий объем инвестиций, осуществленных резидентами и партнерами ОЭЗ "Иннополис", нарастающим итогом составил 78,8 млрд. рублей. Объем выручки нарастающим итогом составил 171,1 млрд. рублей.
В числе приоритетных направлений работы компаний - резидентов ОЭЗ "Иннополис" - разработки в сфере искусственного интеллекта, информационная безопасность, индустрия 4.0, медицинские технологии, финтех, беспилотные летательные аппараты, робототехника и микроэлектроника.
В 2022 году в состав ОЭЗ "Иннополис" вошли 68 новых резидентов, стартапов и партнеров. Одним из крупных и значимых партнеров стало ООО "Газпром ВНИИГАЗ", которое является головным научным центром ПАО "Газпром" в области технологий, связанных с проектами ПАО "Газпром". В планах - создание центра компетенций для взаимодействия с научными организациями Татарстана в целях разработки интеллектуальных систем поддержки принятия решений при управлении техническим состоянием и целостностью производственных объектов в топливно-энергетических компаниях.
За прошедший период компаниями резидентов и партнеров ОЭЗ "Иннополис" разработано более 50 решений, которые способны заменить зарубежные продукты в сфере финансов, корпоративных систем, интеллектуальных транспортных систем и др. Среди самых заметных и прорывных проектов за 2022 год можно отметить следующие:
ООО "СКБ Инфоматика" стало единственной российской компанией - поставщиком системы электронного контроля доступа зрителей на спортивные трибуны, принимающей участие в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу ФИФА - 2022;
ООО "Дронопорт" разработало и создало дронопорт, который применяется на проекте строительства города-сада "Неом" в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах для мониторинга трафика на улицах;
ООО "ИВКС" разработало отечественную платформу видео-конференц-связи IVA MCU, с помощью которой была организована видео-конференц-связь с Международной космической станцией.
В декабре 2022 года на территории ОЭЗ "Иннополис" завершено строительство технопарка в сфере высоких технологий "ИнноПарк". Технопарк включает в себя семь модулей производственных помещений и главный административный корпус с офисными помещениями, в которых разместятся компании, ведущие научно-техническую, инновационную и высокотехнологичную производственную деятельность.
Продолжается развитие второй площадки ОЭЗ "Иннополис", расположенной в Лаишевском муниципальном районе. На этой площадке создан индустриальный парк "Лаишево", управляющая компания - АО "ОЭЗ "Иннополис". Якорным резидентом индустриального парка стала компания "АйСиЭл-КПО ВС", которая займется на этой площадке производством материнских плат.
Технополис "Химград".
На площадке технополиса "Химград" по итогам 2022 года работали 367 малых и средних компаний, занятых в области малотоннажной химии, переработки полимеров, нанотехнологий, ресурсосбережения и энергоэффективности, медицинских технологий, их выручка составила 68,1 млрд. рублей. Общая численность работающих на площадке технополиса составила 10,2 тыс. человек.
Резидентам технополиса "Химград" предоставляются как помещения в уже существующих зданиях, так и земельные участки, обеспеченные комплексной инженерной инфраструктурой, для строительства ими собственных объектов недвижимости, а также целый спектр дополнительных услуг, что позволяет осуществить быстрый старт производства.
Инновационно-производственный технопарк "Идея" (далее - Технопарк "Идея"),
По итогам 2022 года на площадке технопарка работали 86 компаний-резидентов, которые в основном заняты в области информационных технологий и автоматизации, инжиниринга и метрологии, консалтинга и образовательных услуг, в производстве тренажеров-симуляторов. Общая численность работающих на площадке технопарка составила порядка 3 тыс. человек.
В 2022 году на площадке Технопарка "Идея" создан Центр реверсивного инжиниринга - лабораторно-исследовательский комплекс, оснащенный уникальным оборудованием, позволяющим проводить весь комплекс исследовательских работ и определять качественный и количественный состав различных материалов. Центр реверсивного инжиниринга призван создать цепочку научно-технологического развития, где на одной площадке сосредоточены высокоточное исследовательское оборудование лабораторного комплекса, квалифицированные специалисты, продуманная цепочка воспроизводства различных материалов и изделий по требованиям заказчиков.
Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк" (далее - ИТ-парк).
ИТ-парк специализируется на разработке отечественного программного обеспечения и располагается в городах Казани и Набережные Челны.
По итогам 2022 года резидентами ИТ-парка являлись почти 500 компаний (с учетом экстерриториальных резидентов). Суммарная численность работающих составила более 3,9 тыс. человек. Выручка предприятий - резидентов ИТ-парка составила 16,9 млрд. рублей.
В 2022 году открылась еще одна площадка ИТ-парка в г. Казани, которая названа именем выдающегося советского ученого, создателя первой советской электронной вычислительной машины (далее - ЭВМ) Б.И. Рамеева. Технопарк стал третьим ИТ-парком в Татарстане. Ключевая инфраструктура нового ИТ-парка включает в себя детский ИТ-парк, киберпарк "Арена", цифровую библиотеку (коворкинг), стартап "Хаб", зоны конференц-сервиса и переговорные комнаты, криптополигон. ИТ-парк является региональным оператором Фонда "Сколково" в Республике Татарстан, что позволяет резидентам ИТ-парка получать доступ к сервисам Фонда "Сколково", среди которых содействие в привлечении инвестиций, участие в менторских и акселерационных программах, поддержка в коммерциализации и встраивании в технологические цепочки крупного бизнеса, в привлечении инвестиций.
Техническая и бизнес-инфраструктура ИТ-парка, непрерывно совершенствуясь и предоставляя все больше сервисов для резидентов, создает экосистему для комплексного развития и поддержания стартап-проектов и ИТ-компаний на всех стадиях развития: от идеи до внедрения конечного высокотехнологичного продукта на рынок.
В целях поддержки инновационной деятельности и развития инновационной инфраструктуры в Республике Татарстан в соответствии с Законом Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" предусмотрена налоговая льгота (пониженная налоговая ставка в размере 0,5 процента), которая действует в отношении имущества технопарков (индустриальных парков), инновационно-технологических центров, созданных в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или Республики Татарстан для реализации инновационных проектов. Указанная льгота действует в отношении имущества, предназначенного для сдачи в аренду резидентам.
Данная налоговая преференция направлена на создание возможности управляющим компаниям технопарков и индустриальных парков предоставлять резидентам помещения по льготной (пониженной) арендной ставке. Высвобожденные средства направляются на поддержание и развитие инфраструктуры площадок, обеспечивая их эффективное функционирование.
По итогам 2022 года указанной льготой воспользовались 10 площадок Республики Татарстан. По предварительным данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, за 2022 год сумма льготы составила 268,5 млн. рублей.
Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" (далее - Венчурный фонд) занимает одно из ведущих мест среди региональных институтов инновационного развития. Фонд финансирует проекты для вывода продукта на рынок, а также оказывает менторскую поддержку в рамках программы акселерации.
В целях стимулирования научно-технического творчества с 2005 года Венчурным фондом совместно с Академией наук Республики Татарстан проводится республиканский конкурс "Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан" (далее - Конкурс).
Конкурс проходит по 9 номинациям: "Перспектива", "Инновации в образовании", "Старт инноваций", "Наноимпульс", "Национальная технологическая инициатива", "Патент года", "Социально значимые инновации", "Цифровая экономика", "Молодежный инновационный проект".
Основными критериями конкурсного отбора являются соответствие заявки современному уровню развития науки и техники, основным приоритетам социально-экономического развития Республики Татарстан и возможность коммерциализации заявки.
В 2022 году на Конкурс было подано 1965 заявок. По итогам конкурсного отбора в качестве победивших отобран 151 проект.
Также Венчурным фондом в рамках Конкурса реализуется Программа инновационных проектов "Идея-1000" (далее - Программа "Идея-1000"), которая нацелена на увеличение количества и качества высокотехнологичных стартапов, представляющих интерес для венчурных инвесторов, корпораций и государственных заказчиков. В 2022 году для участия в Программе "Идея-1000" было заявлено 124 проекта. Победителями Программы "Идея-1000" в 2022 году стали 10 проектов в номинации "Старт-1" на сумму 20 млн. рублей.
Участие в Конкурсе и Программе "Идея-1000" - это не только шанс получить денежное вознаграждение, но и возможность презентовать свои проекты крупнейшим промышленным предприятиям Татарстана, получить экспертную оценку и менторскую помощь от партнеров мероприятия и экспертного совета.
Еще одним направлением деятельности Венчурного фонда является реализация Программы акселерации инновационных проектов, которая дополнила имеющийся у Венчурного фонда набор инструментов поддержки технологических компаний и с 2016 года стала постоянно действующей площадкой для проведения работы по финансированию и коммерциализации разработок стартапов.
На участие в акселерационной программе в 2022 году поступило 362 заявки. Финалистами стали 11 компаний, которые прошли программу акселерации. В ходе проведения программы акселерации со стартапами была проделана следующая работа: диагностические сессии, образовательные модули, консультирование с представителями инновационных экосистем, работа с менторами и трекерами по развитию бизнеса. По результатам рассмотрения проектов на финальном демо-дне 4 проекта получили финансирование.
Кроме того, Венчурный фонд осуществляет в республике полномочия регионального Фонда развития промышленности (далее - РФРП). В рамках данных полномочий Венчурный фонд осуществляет финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности за счет средств бюджета Республики Татарстан, а также за счет иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. В 2022 году Венчурным фондом профинансировано 2 проекта на общую сумму 124,7 млн. рублей, в т.ч. средства РФРП составили 93,6 млн. рублей.
Университетская стартап-студия.
В 2022 году в рамках реализации федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства" и по итогам победы в конкурсном отборе, проводимом Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), в Республике Татарстан создана университетская стартап-студия.
В ноябре 2022 года между Фондом инфраструктурных и образовательных программ, федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", ПАО "КАМАЗ" и Венчурным фондом подписано инвестиционное соглашение о создании ООО "Университетская стартап-студия".
В 2022 году в рамках работы ООО "Университетская стартап-студия" были отобраны 5 стартап-проектов и утверждены к финансированию 2 проекта на общую сумму 1,2 млн. рублей.
По итогам рассмотрения деятельности вышеуказанных площадок и институтов развития можно отметить наличие в Республике Татарстан разнообразной инфраструктуры поддержки развития инновационной деятельности.
3. Интеллектуальная собственность в Республике Татарстан
В Республике Татарстан особое внимание уделяется развитию сферы интеллектуальной собственности, одним из индикаторов состояния которой является патентная активность.
В 2022 году в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) заявителями из Республики Татарстан было подано 1 205 заявок на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) и получено 1 058 патентов.
В разрезе видов объектов промышленной собственности ситуация складывалась следующим образом.
В 2022 году заявители из Республики Татарстан подали в Роспатент 735 заявок на изобретение (на 1,2 процента больше, чем в 2021 году), патентов на данный объект интеллектуальной собственности получено 625 (рис.3.1).
Анализ динамики подачи заявок за последние годы позволяет сделать вывод, что динамика стабильная, но не прогрессивная. К примеру, в 2016 году было получено патентов больше (632), чем в 2022 году (625).
"Рис. 3.1. Динамика подачи заявок и выдачи патентов на изобретения в Республике Татарстан"
При этом Республика Татарстан по количеству поданных заявок на изобретение по итогам 2022 года заняла 4 место среди всех регионов Российской Федерации (после Москвы (5 115), Санкт-Петербурга (1 760) и Московской области (1 081)).
Среди регионов Приволжского федерального округа Республика Татарстан также заняла лидирующую позицию по количеству поданных заявок на изобретение (рис.3.2).
"Рис. 3.2. Количество поданных заявок на изобретение регионами Приволжского федерального округа"
Наибольшее количество заявок на изобретение в Республике Татарстан в 2022 году подали образовательные организации высшего образования - 43,2 процента и представители предпринимательского сектора - 41,9 процента, минимальное количество поступило от научно-исследовательских институтов - 3 процента.
В 2022 году заявители из Республики Татарстан подали 402 заявки на полезную модель, что на 7,2 процента меньше, чем в предшествующем году, но на 8,6 процента больше, чем в 2020 году, когда был достигнут минимальный уровень заявок за исследуемый период в регионе.
В 2022 году заявители из Республики Татарстан получили 372 патента на полезную модель (рис.3.3).
"Рис. 3.3. Динамика подачи заявок и выдачи патентов на полезную модель в Республике Татарстан"
Анализ динамики подачи заявок по данному показателю также указывает на стабильную, но не прогрессивную динамику.
Более половины заявок на данный объект патентного права в регионе в 2022 году были поданы представителями предпринимательского сектора (63 процента).
За последние три года наибольшее количество заявок на изобретение и полезную модель в регионе было подано публичным акционерным обществом "Татнефть" имени В.Д. Шашина - одной из крупнейших российских нефтяных компаний. Также в тройке лидеров Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ и Казанский государственный архитектурно-строительный университет.
По итогам 2022 года Республика Татарстан вошла в первую пятерку регионов Российской Федерации с наибольшим значением коэффициента изобретательской активности: 4 место - без учета полезной модели и 5 место - с учетом полезной модели (таблицы 3.1 и 3.2).
Таблицы 3.1 и 3.2
Субъекты Российской Федерации с наибольшим коэффициентом изобретательской активности в 2022 году
К иа (без учета полезной модели) |
|
К иа (с учетом полезной модели) |
||
Регион |
Значение К иа |
|
Регион |
Значение К иа |
Москва |
4,09 |
|
Москва |
5,58 |
Санкт-Петербург |
3,26 |
|
Санкт-Петербург |
4,74 |
Томская область |
3,10 |
|
Томская область |
4,12 |
Татарстан Республика |
1,88 |
|
Ульяновская область |
3,45 |
Новосибирская область |
1,86 |
|
Татарстан Республика |
2,91 |
Калужская область |
1,84 |
|
Новосибирская область |
2,44 |
Пермский край |
1,65 |
|
Пермский край |
2,28 |
Воронежская область |
1,56 |
|
Мордовия Республика |
2,27 |
Белгородская область |
1,52 |
|
Калужская область |
2,21 |
Свердловская область |
1,45 |
|
Московская область |
2,11 |
Московская область |
1,41 |
|
Российская Федерация |
1,87 |
Российская Федерация |
1,30 |
|
|
|
Среди регионов Приволжского федерального округа Республика Татарстан в 2022 году заняла 1 место по значению коэффициента изобретательской активности без учета полезной модели и 2 место с учетом полезной модели (рис.3.4 и 3.5).
"Рис. 3.4. Коэффициент изобретательской активности регионов Приволжского федерального округа без учета полезной модели по итогам 2022 года"
"Рис. 3.5. Коэффициент изобретательской активности регионов Приволжского федерального округа с учетом полезной модели по итогам 2022 года"
В 2022 году заявители из Республики Татарстан подали в Роспатент 68 заявок на промышленный образец, что на 39,8 процента меньше, чем годом ранее, а также получили 61 патент на промышленный образец (рис. 3.6).
"Рис. 3.6. Динамика подачи заявок и выдачи патентов на промышленный образец в Республике Татарстан"
В 2022 году заявители из Татарстана подали в Роспатент 2 037 заявок на товарный знак, что почти на 16 процентов больше, чем годом ранее, и более чем в 2 раза превышает количество поданных заявок в 2016 году. Также заявители республики получили 1313 свидетельств на товарный знак в 2022 году (рис. 3.7).
"Рис. 3.7. Динамика подачи заявок и регистрации товарного знака в Республике Татарстан"
Доля заявок из Республики Татарстан в общем количестве заявок на товарный знак, поданных в Приволжском федеральном округе, в 2022 году составила 18 процентов.
Республиканскими товаропроизводителями зарегистрированы два наименования мест происхождения товаров и географических указаний (НМПТ) (минеральная вода "Мензелинская" и минеральная вода "Раифский источник").
В 2022 году заявители из Республики Татарстан подали в Роспатент 1784 заявки на регистрацию программ для ЭВМ (ПрЭВМ) и 90 заявок на базу данных (БД). Суммарно было подано 1 874 заявки, что более чем в 2 раза превышает количество заявок, поданных в 2021 году.
По итогам 2022 года республиканские заявители получили 1 829 свидетельств о регистрации программы для ЭВМ и базы данных (ПрЭВМ - 1744, БД - 85) (рис.3.8).
"Рис. 3.8. Динамика подачи заявок и регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем в Республике Татарстан"
В Приволжском федеральном округе доля заявок на программы для ЭВМ и базы данных, поданных из Республики Татарстан, в 2022 году составила
37,5 процента.
По итогам 2022 года было зарегистрировано 100 договоров распоряжения исключительным правом на объекты патентного права (69 лицензионных, 29 отчуждения, 1 договор коммерческой концессии, 1 договор залога), в которых заявители республики выступили передающей или принимающей стороной. Предметами договора выступили 127 изобретений, 33 полезные модели и 56 промышленных образцов.
Рейтинг предприятий и организаций Республики Татарстан по патентным заявкам в разрезе видов объектов интеллектуальной собственности по итогам 2022 года выглядит следующим образом (таблица 3.3).
Таблица 3.3
Рейтинг предприятий и организаций Республики Татарстан по патентным заявкам по итогам 2022 года
(изобретения - ИЗ, полезные модели - ПМ, промышленные образцы - ПО)
N п/п |
Наименование |
ИЗ |
ПМ |
ПО |
Итого |
1. |
Публичное акционерное общество "Татнефть" имени В.Д. Шашина |
145 |
48 |
0 |
193 |
2. |
Публичное акционерное общество "КАМАЗ" |
5 |
48 |
3 |
56 |
3. |
Публичное акционерное общество "Нижнекамскшина" |
5 |
0 |
17 |
22 |
4. |
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Казань" |
5 |
17 |
0 |
22 |
5. |
Акционерное общество "Научно-производственное объединение "Государственный институт прикладной оптики" |
8 |
8 |
0 |
16 |
6. |
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная организация "Инновация" |
12 |
0 |
0 |
12 |
7. |
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Ростар" |
0 |
11 |
0 |
11 |
8. |
Общество с ограниченной ответственностью "Романгрупп" |
0 |
0 |
7 |
7 |
9. |
Общество с ограниченной ответственностью "ТМС групп" |
5 |
2 |
0 |
7 |
10. |
Общество с ограниченной ответственностью "Геолтех" |
3 |
2 |
0 |
5 |
11. |
Общество с ограниченной ответственностью "Смартсервис" |
0 |
5 |
0 |
5 |
|
Итого РИД по Топ-11 |
188 |
141 |
27 |
356 |
|
Итого РИД предприятий |
291 |
250 |
44 |
585 |
Количество предприятий, участвующих в рейтинге, - 173 | |||||
|
Итого РИД других предприятий (не вошли в рейтинг ТОП-11) |
103 |
109 |
17 |
199 |
По итогам рейтинга можно сделать вывод, что 61 процент всех заявок подали предприятия из первой десятки рейтинга. Неоспоримым лидером по подаче заявок является публичное акционерное общество "Татнефть" имени В.Д. Шашина.
Патентная активность образовательных организаций высшего образования в разрезе объектов интеллектуальной собственности по итогам 2022 года представлена в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Рейтинг образовательных организаций высшего образования Республики Татарстан по патентным заявкам по итогам 2022 года
(изобретения - ИЗ, полезные модели - ПМ, промышленные образцы - ПО)
N п/п |
Наименование |
ИЗ |
ПМ |
ПО |
Итого |
1. |
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" |
77 |
1 |
0 |
78 |
2. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ" |
50 |
20 |
0 |
68 |
3. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский государственный архитектурно-строительный университет" |
46 |
12 |
0 |
58 |
4. |
Автономная некоммерческая организация высшего образования "Университет Иннополис" |
39 |
1 |
3 |
43 |
5. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский государственный аграрный университет" |
25 |
14 |
0 |
39 |
6. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации |
25 |
8 |
0 |
33 |
7. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский государственный энергетический университет" |
14 |
14 |
0 |
28 |
8. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский национальный исследовательский технологический университет" |
21 |
6 |
0 |
27 |
9. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана" |
8 |
1 |
0 |
9 |
10. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Альметьевский государственный нефтяной институт" |
5 |
1 |
0 |
6 |
11. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет" |
1 |
0 |
0 |
1 |
12. |
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознаменное училище" Министерства обороны Российской Федерации |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Итого РИД |
311 |
79 |
3 |
391 |
|
Количество образовательных организаций высшего образования, участвующих в рейтинге, - 12 |
|
|
|
|
|
Всего вузов Республики Татарстан - 29 |
|
|
|
|
|
Количество вузов, не имеющих РИД, - 17 |
|
|
|
|
Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что среди подавших заявки образовательных организаций высшего образования есть устоявшиеся лидеры. Однако для всех образовательных организаций высшего образования из первой десятки рейтинга можно отметить низкую активность по подаче заявок на промышленный образец. При этом 17 образовательных организаций высшего образования (почти 60 процентов) не подали ни одной патентной заявки в 2022 году.
Патентная активность научных организаций Республики Татарстан в разрезе объектов интеллектуальной собственности по итогам 2022 года представлена в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Рейтинг научных организаций Республики Татарстан по патентным заявкам по итогам 2022 года
(изобретения - ИЗ, полезные модели - ПМ, промышленные образцы - ПО)
N п/п |
Наименование |
ИЗ |
ПМ |
ПО |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Федеральное казенное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов" |
13 |
0 |
0 |
13 |
2. |
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" |
11 |
1 |
0 |
12 |
3. |
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Федеральный исследовательский центр "Казанский научный центр Российской академии наук" |
9 |
1 |
0 |
10 |
4. |
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Межрегиональный клинико-диагностический центр" |
2 |
1 |
0 |
3 |
5. |
Акционерное общество "Научно-исследовательский и конструкторский институт центробежных и роторных компрессоров имени В.Б. Шнеппа" |
1 |
1 |
0 |
2 |
6. |
Акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Фотон" |
3 |
0 |
0 |
3 |
7. |
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности" |
2 |
0 |
0 |
2 |
8. |
Акционерное общество "Татарский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт нефтяного машиностроения" |
1 |
0 |
0 |
1 |
9. |
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А. Ф. Агафонова" |
0 |
1 ПМ совместно с МКДЦ |
0 |
0 |
10. |
Федеральное бюджетное учреждение науки "Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
1 ИЗ совместно с ГосНИИХП |
0 |
0 |
0 |
|
Итого РИД |
42 |
4 |
0 |
46 |
|
Всего НИИ и КБ в Республике Татарстан - 41 |
|
|
|
|
|
Количество НИИ и КБ, не имеющих РИД, - 31 |
|
|
|
|
Из представленных данных видно, что научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро не было подано ни одной заявки на промышленный образец в 2022 году. Также данные свидетельствуют о низкой активности по подаче заявок на полезные модели. В рейтинг вошли научные организации, у которых меньше четырех заявок, что в целом говорит о низкой конкуренции. Только 24 процента из 41 научной организации Республики Татарстан подали заявки на результаты инновационной деятельности.
В целом анализ патентной активности в Республике Татарстан указывает на то, что необходимо наращивать работу в данном направлении, т.к. наличие защищенной интеллектуальной собственности открывает доступ к мерам поддержки, реализуемым федеральными институтами инновационного развития.
4. Взаимодействие с федеральными институтами развития
Сотрудничество с федеральным государственным бюджетным учреждением "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере"
В целях поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере и реализации научно-инновационных проектов Республика Татарстан осуществляет взаимодействие с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд содействия инновациям), который реализует широкий комплекс программ поддержки, способствующих развитию технологических компаний и решению вопросов коммерциализации инноваций.
По итогам 2022 года Фондом содействия инновациям поддержано 229 инновационных проекта из Республики Татарстан, привлечено федеральное финансирование для республиканских проектов на общую сумму 1,13 млрд. рублей (на 33 процента больше, чем в 2021 году - 844,2 млн. рублей).
В рейтинге регионов по объему финансирования поддержанных проектов Республика Татарстан заняла по итогам 2022 года 3 место после городов Москвы и Санкт-Петербурга. Финансирование проектов осуществляется без привлечения средств бюджета Республики Татарстан, только за счет средств Фонда содействия инновациям и частных инвесторов.
В 2022 году в рамках реализации федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства" Фондом содействия инновациям впервые запущен конкурс "Студенческий стартап". Конкурс направлен на разработку студентами новых товаров, изделий, технологий или услуг с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, имеющих потенциал коммерциализации и находящихся на самой ранней стадии развития.
В 2022 году состоялись две очереди конкурса. Всего на конкурс подано более 4 тысяч заявок из 82 регионов Российской Федерации. Республика Татарстан по количеству поданных (745) и поддержанных (135) заявок заняла 2 место среди регионов Российской Федерации.
По итогам конкурсных отборов от Татарстана определены 135 победителей, каждый из которых получил по 1 млн. рублей на реализацию своего инновационного проекта.
Министерством экономики Республики Татарстан утверждена дорожная карта по управлению работой с проектами - победителями грантовой программы "Студенческий стартап". Некоммерческая микрокредитная компания "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан" как региональный представитель Фонда содействия инновациям определена центром ответственности за мониторинг реализации проектов победителей грантовой программы "Студенческий стартап".
Министерством экономики Республики Татарстан в 2022 году были организованы мероприятия, направленные на популяризацию программ поддержки Фонда содействия инновациям и повышение грамотности составления заявок на участие в конкурсах. Мероприятия проводились при участии муниципальных районов, особых экономических зон, технополиса, технопарков, индустриальных и промышленных парков, образовательных организаций высшего образования, инновационных предприятий.
Сотрудничество с акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"
В целях поддержки высокотехнологичных, инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства Министерство экономики Республики Татарстан осуществляет взаимодействие с акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - АО "Корпорация "МСП"),
АО "Корпорация "МСП" является федеральным институтом поддержки малого и среднего предпринимательства.
Одним из видов поддержки является программа льготного кредитования высокотехнологичных, инновационных компаний, которая реализуется Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с АО "Корпорация "МСП" и АО "МСП Банк" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. N 469 (далее - программа).
Цель программы - субсидирование процентной ставки для кредитов на инвестиционные цели или пополнение оборотных средств субъектам малого и среднего предпринимательства. В рамках льготной программы процентная ставка по кредитам не превышает 3 процентов, максимальный размер кредита составляет 500 млн. рублей, максимальный срок кредита при этом составляет 3 года.
Компания, которая может воспользоваться этой мерой поддержки, должна относиться к высокотехнологичным инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства, демонстрировать объем выручки не менее 100 млн. рублей за последний год и среднегодовой темп роста выручки не менее 12 процентов за последние три года, а также обладать исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности.
По итогам 2022 года пять компаний из Республики Татарстан получили поддержку по программе льготного кредитования высокотехнологичных компаний на общую сумму 690 млн. рублей.
Данная мера поддержки предоставляет технологическим предпринимателям доступ к недорогому финансированию, что особенно важно в условиях изменения глобальных цепочек поставок и обеспечения импортозамещения.
Взаимодействие в рамках Ассоциации инновационных регионов России
Ассоциация инновационных регионов России (далее - АИРР) учреждена в 2010 году и представляет собой коммуникационную площадку для встреч с представителями федеральных органов власти и институтов развития, а также обмена опытом между инновационно развитыми регионами Российской Федерации.
Республика Татарстан как один из регионов-лидеров по экономическому и инновационному развитию является членом АИРР со дня ее основания. Раис Республики Татарстан Р.Н. Минниханов является председателем Совета АИРР.
На конец 2022 года в состав АИРР входило 18 регионов: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Алтайский край, Красноярский край, Пермский край, Иркутская область, Калужская область, Липецкая область, Новосибирская область, Самарская область, Томская область, Тюменская область, Ульяновская область, Республика Саха (Якутия), Новгородская область, Нижегородская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (вошел в АИРР в 2022 году). Выполняя функцию коммуникативной площадки по обмену опытом и лучшими практиками, АИРР на регулярной основе проводит тематические совещания в формате ВКС по актуальным вопросам регионального развития. В 2022 году АИРР провела 25 таких мероприятий.
Одно из совещаний было посвящено опыту Республики Татарстан по подготовке кадров индустрии 4.0 на базе образовательного центра "Алабуга Политех". Для решения проблемы нехватки инженерных кадров в промышленном секторе экономики было предложено распространить опыт Республики Татарстан на все регионы АИРР, а именно проведение ежегодной олимпиады по предпринимательству, которая способствует выявлению талантливой молодежи в сферах экономики, бизнеса, стратегического планирования и аналитики. Кроме того, в качестве обмена опытом и налаживания взаимодействия регионам АИРР были направлены предложения об участии в образовательных проектах, реализуемых образовательным центром "Алабуга Политех" на территории ОЭЗ "Алабуга".
В рамках ВКС на тему "IT-парки регионов АИРР: задачи и планы, уникальные разработки" в качестве лучшей практики была презентована деятельность ИТ-парка в Республике Татарстан.
Также в рамках делового визита в Алтайский край в июле 2022 года представители Министерства экономики Республики Татарстан приняли участие в VIII Межрегиональном форуме "Уникальный Алтай - 2022", посвященном теме импортозамещения. С докладом на тему "Поддержка экспортной деятельности и развитие импортозамещения в Республике Татарстан" в режиме ВКС выступил руководитель Агентства по государственному заказу Республики Татарстан Я.В. Геллер, рассказав про работу и возможности Республиканского маркетингового центра (РМЦ) и пригласив регионы к сотрудничеству.
Опыт Республики Татарстан по внедрению и использованию цифрового инновационного кластера ИТ-ресурсов "Республиканский маркетинговый центр" также был презентован на расширенном совещании членов АИРР, которое состоялось в рамках делового визита в Республику Саха (Якутия). По итогам совещания Министерством экономики Республики Татарстан совместно с Агентством по государственному заказу Республики Татарстан проводилась адресная проработка вопроса внедрения ресурсов Республиканского маркетингового центра в регионах АИРР. По итогам проведенной работы в г. Якутске Республики Саха (Якутия) внедрен и успешно функционирует РМЦ-Якутск, а также в Республике Мордовия внедрен и находится в процессе развития РМЦ-Мордовия.
5. Основные выводы и задачи на перспективу
В Республике Татарстан развитию инновационной деятельности уделяется большое внимание, т.к. инновации являются драйвером экономического роста и успешного развития экономики. Созданы практически все инфраструктурные элементы хозяйственной и научной деятельности, которые отличаются по видам деятельности, характеру и объему выполняемых функций, оказываемых услуг и способам поддержки инноваций.
Наличие современной инновационной инфраструктуры и активной государственной поддержки обеспечило в республике благоприятные условия для наращивания инновационной активности, подтверждением чему служат динамично растущие статистические показатели, характеризующие объем отгруженной инновационной продукции, долю организаций, осуществляющих технологические инновации, затраты на инновации и др.
Предприятия, преодолевая экономические трудности, вызванные санкционным воздействием, продолжают повышать свою инновационную активность, вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций.
В современных условиях результаты научных исследований, новые знания и технологии играют все большую роль в конкурентной борьбе, являются залогом достижения технологического суверенитета страны.
В целях продолжения развития наукоемких и высокотехнологичных производств в Республике Татарстан и стимулирования инновационной деятельности планируется в обозначенные сроки реализовать государственную программу научно-технологического развития Республики Татарстан (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2022 N 1429), направленную на формирование научно-образовательной экосистемы для инновационного развития Татарстана.
Также требуется восстановить утраченные кооперационные связи между образовательными организациями высшего образования, научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями, повысив тем самым спрос на научные разработки и технологические инновации со стороны реального сектора экономики и усилив инвестиционную привлекательность научной отрасли.
Решение указанных первоочередных задач позволит сохранить за Республикой Татарстан лидирующие позиции в Национальном рейтинге научно-технологического развития субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2023 г. N 3260-р
Опубликование:
официальный портал правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 30 декабря 2023 г.
журнал "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 7, 23 января 2024 г.