Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Депгосзаказа Югры
от 8 июля 2022 г. N 74
Методические рекомендации по планированию закупок
14 ноября 2022 г., 16 февраля 2023 г., 31 января 2024 г.
I. Общие положения
1. Планирование закупочной деятельности - одна из важнейших задач при совершении закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Высокая значимость планирования закупок и повышенные требования к этому этапу отвечают основным целям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), ведут к увеличению эффективности и результативности осуществления закупок.
2. Настоящие методические рекомендации по планированию закупок (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях беспрерывного обеспечения деятельности заказчиков, исключения нарушений при планировании, эффективного расходования средств бюджета, обеспечения методической помощи государственным и муниципальным заказчикам.
3. Порядок формирования, утверждения, внесения изменений, размещения, особенности включения информации в планы-графики и требования к форме планов-графиков закупок установлены в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 1279 "О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 1279).
II. Формирование и утверждение плана-графика закупок.
4. В план-график включается информация о закупках, извещения об осуществлении которых планируется разместить в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, а также о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение указанного периода.
5. Формирование плана-графика осуществляется:
путем внесения изменений в утвержденные показатели плана-графика на очередной финансовый год и первый год планового периода и составления показателей плана-графика на второй год планового периода;
в форме электронного документа (исключение п. 25 Положения N 1279);
по форме, предусмотренной Положения N 1279;
на срок, соответствующий сроку действия Закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ).
6. План-график должен содержать весь объем средств, доведенный до заказчика на осуществление закупок.
7. Сроки формирования проектов планов-графиков:
заказчиками и лицами, указанными в подпунктах "е" и "к" пункта 2 Положения N 1279 - в процессе составления и рассмотрения проектов законов (решений) о соответствующих бюджетах;
заказчиками и лицами, указанными в подпунктах "ж" - "и" пункта 2 Положения N 1279 - в процессе формирования проектов планов финансово-хозяйственной деятельности таких заказчиков и лиц.
8. Срок утверждения планов-графиков - в течение 10 рабочих дней: заказчиками, указанными в подпункте "е" пункта 2 Положения N 1279, - со дня, следующего за днем доведения до соответствующего заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
заказчиками и лицами, указанными в подпунктах "ж" - "и" пункта 2 Положения N 1279, - со дня, следующего за днем утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения или плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
лицами, указанными в подпункте "к" пункта 2 Положения N 1279, - со дня, следующего за днем доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на соответствующий лицевой счет, предназначенный для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
9. План-график утверждается посредством подписания усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
10. Нарушение срока утверждения плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).
III. Распределение объема планируемых закупок.
Пункт 11 изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 января 2024 г. N 5
11. В целях повышения эффективности и качества планирования закупок, заказчикам необходимо предусматривать осуществление закупок в срок до 1 апреля текущего года в объеме не менее 85%, в срок до 1 июня текущего года - до 100% от совокупного годового объема закупок текущего финансового года, за исключением закупок, установленных постановлением от 28 декабря 2023 г. N 670-п "О мерах по обеспечению исполнения бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
В четвертом квартале планируются закупки в случаях:
а) приведения планов-графиков закупок в соответствие с Законом о бюджете автономного округа;
б) признания закупок несостоявшимися, образовавшейся экономии;
Литерация подпункта изменена. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 февраля 2023 г. N 11
в) осуществления закупок на долгосрочный период (долгосрочный контракт - контракт со сроком действия более одного года, или сроком, не превышающим один год, но даты начала и окончания его исполнения приходятся на разные финансовые периоды).
Пункт 12 изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 января 2024 г. N 5
12. Информация об исполнении показателей, указанных в первом абзаце пункта 11 главным распорядителем средств бюджета с учетом подведомственных учреждений направляется ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, по итогам года - не позднее 2 рабочих дней года, следующего за отчетным годом.
Пункт 13 изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 января 2024 г. N 5
13. В случае недостижения/ невозможности достижения показателей, установленных в первом абзаце пункта 11 главным распорядителем средств бюджета в Департамент государственного заказа автономного округа направляется обоснование, содержащее причины неисполнения.
Раздел IV изменен. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 февраля 2023 г. N 11
IV. Включение опережающих закупок в план-график закупок.
14. Инструментом закупочной деятельности, позволяющим повышать эффективность осуществления закупок товаров, работ, услуг и использовать денежные средства бюджета автономного округа для своевременного приобретения товаров, работ, услуг, направленных на беспрерывное и гарантированное обеспечение государственных нужд автономного округа, в том числе предотвращение рисков, связанных с нарушением сроков реализации национальных и региональных проектов (программ) при осуществлении закупок являются опережающие закупки.
15. В разделе используются следующие понятия:
15.1. Опережающая закупка - закупка товаров, работ, услуг, у которой дата начала размещения извещения об осуществлении закупки и (или) заключения контракта предшествует календарному году, в котором предусматривается финансовое обеспечение указанной закупки.
15.2. Совокупный объем закупок очередного финансового года - утвержденный объем финансового обеспечения первого года планового периода (очередного финансового года), для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного года планового периода (очередного финансового года) и подлежащих оплате в указанном очередном финансовом году.
16. Планирование опережающих закупок осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
17. Минимальная обязательная доля осуществления заказчиком опережающих закупок устанавливается в размере не менее 60% от совокупного объема закупок очередного финансового года.
18. В планы-графики закупок заказчиками включаются опережающие закупки в объеме, превышающем размер минимальной обязательной доли осуществления опережающих закупок.
19. В расчет объема опережающих закупок включаются долгосрочные контракты, в части объема финансового обеспечения первого года планового периода (очередного финансового года).
20. Опережающие закупки осуществляются до окончания третьего квартала текущего финансового года в размере не менее чем 30% от совокупного объема закупок очередного финансового года.
21. Мониторинг достижения минимальной обязательной доли осуществления опережающих закупок проводится Департаментом государственного заказа автономного округа на основании данных, содержащихся в региональной информационной системе в сфере закупок автономного округа.
Пункт 22 изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 января 2024 г. N 5
22. Мониторинг осуществляется в целом по закупочной деятельности каждого главного распорядителя средств бюджета, в которую включаются опережающие закупки подведомственных государственных учреждений, осуществляющих закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (далее - подведомственные учреждения).
23. В ходе мониторинга проверяются:
Подпункт 23.1 изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 января 2024 г. N 5
23.1. Достижение (недостижение) главным распорядителем средств бюджета автономного округа минимальной обязательной доли осуществления опережающих закупок.
Подпункт 23.2 изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 января 2024 г. N 5
23.2. Величина отклонения размера достигнутой главным распорядителем средств бюджета автономного округа доли от размера минимальной обязательной доли осуществления опережающих закупок.
Пункт 24 изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 января 2024 г. N 5
24. Информация об исполнении показателей, указанных в пунктах 17, 20 главным распорядителем средств бюджета с учетом подведомственных учреждений направляется ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, по итогам года - не позднее 2 рабочих дней года, следующего за отчетным годом.
Пункт 25 изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 января 2024 г. N 5
25. В случае недостижения/ невозможности достижения показателей, установленных в пунктах 17, 20 главным распорядителем средств бюджета в Департамент государственного заказа автономного округа направляется обоснование, содержащее причины неисполнения.
V. Включение закупок в план-график, предусматривающих заключение долгосрочных контрактов
Нумерация пункта изменена. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 февраля 2023 г. N 11
26. Заключение долгосрочных контрактов является эффективным инструментов для обеспечения непрерывной деятельности учреждений и выполнения ими соответствующих функций, одновременно выступает поддержкой и обеспечением объемов производства или продажи для хозяйствующих субъектов на длительный период.
Нумерация пункта изменена. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 февраля 2023 г. N 11
27. В соответствии с бюджетным законодательством долгосрочные контракты заключаются в пределах сроков доведения лимитов бюджетных обязательств на срок до 3-х лет, а в отдельных случаях на более длительный срок (при принятии Правительством автономного округа соответствующего решения).
Нумерация пункта изменена. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 февраля 2023 г. N 11
28. Заказчикам необходимо проанализировать планируемые объемы закупок и при ежегодной потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах рекомендуется переориентировать однолетние закупки на закупки с долгосрочной перспективой (долгосрочные контракты) на период от 2 до 3 лет в объеме не менее 10% от совокупного годового объема закупок.
Нумерация пункта изменена. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 февраля 2023 г. N 11
29. Перечень отдельных товаров и услуг, рекомендуемый к планированию для заключения долгосрочных контрактов, приведен в Таблице 2.
Таблица 2
N пп |
Код ОКПД 2 |
Наименование |
1 |
Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях |
|
2 |
Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования |
|
3 |
Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха |
|
4 |
Услуги по сбору, обработке и удалению отходов; услуги по утилизации отходов |
|
5 |
Услуги почтовой связи и услуги курьерские |
|
6 |
Услуги телекоммуникационные |
|
7 |
Продукты программные и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий |
|
8 |
Услуги в области информационных технологий |
|
9 |
Услуги по операциям с недвижимым имуществом |
|
10 |
Услуги охраны |
|
11 |
Услуги по обслуживанию зданий и территорий |
|
12 |
Услуги в области здравоохранения |
Нумерация пункта изменена. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 февраля 2023 г. N 11
30. При включении закупок в план-график, имеющих долгосрочный период исполнения, оплата которых планируется по истечении планового периода, заказчики прикладывают дополнительно к утвержденному плану-графику сведения об объемах средств, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возможность заключения.
Нумерация пункта изменена. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 февраля 2023 г. N 11
31. При планировании к заключению долгосрочных контрактов, заказчик учитывает нестабильность (волатильность) рынка, которая может сказаться на исполнении принятых обязательств с долгосрочной перспективой, а так же возможность внесения изменений в заключенный контракт в соответствии с действующим законодательством.
VI. Отдельные положения
Пункт 32 изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 января 2024 г. N 5
32. При планировании необходимо учитывать:
положения, утвержденные настоящими Методическими рекомендациями;
- особенности, предусмотренные пунктом 18 Постановления N 1279, а также предусмотренные иными правовыми актами Российской Федерации (офсетные, энергосервисные контракты);
- ограничения, установленные законодательством, в части предельного допустимого объема (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ - единственный поставщик, п. 1 ч. 10 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ - запрос котировок), и использовать такие способы закупок при крайней необходимости;
- требования об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме - не менее чем 25% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ;
- обязанность осуществления закупок исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, определенных постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком";
- возможность осуществления закупок с организациями инвалидов в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 44-ФЗ;
- возможность осуществления закупок у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, как конкурентными способами, так и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без ограничения по сумме в соответствии с Перечнями и требованиями статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.