Законно ли начислять пени дважды
Недоплатив сумму взносов в Пенсионный фонд, организация одновременно недоплачивает и ЕСН.
Имеет ли право налоговый орган начислить и взыскать пени одновременно на обе недоплаты?
Как известно, взносы в Пенсионный фонд РФ и ЕСН в настоящий момент представляют собой разные платежи в бюджет. Тем не менее несмотря на их разный статус они имеют много общего. Наибольшей практической значимостью обладает то, что суммы взносов в ПФ РФ уменьшают сумму ЕСН, подлежащую уплате в бюджет (ст.243 НК РФ).
Однако в повседневной деятельности соответствующие положения Налогового кодекса РФ вызывают у налогоплательщиков затруднения.
Пример
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган обнаружил, что организация в качестве взносов в ПФ РФ заплатила сумму, меньшую задекларированной ею за этот же период (100 тыс.руб. вместо 120 тыс.руб.). При этом в соответствии с п.2 ст.243 НК РФ она уменьшила подлежащую уплате сумму ЕСН на задекларированную сумму.
В результате налоговый орган, руководствуясь п.3 ст.343 НК РФ, признал занижение налоговой базы по ЕСН и доначислил налог в размере 20 тыс.руб. (120 тыс.руб. - 100 тыс.руб.), а также начислил пеню с суммы недоплаты по ЕСН и с суммы недоплаты платежей по страховому взносу в ПФ РФ, т.е. дважды с одной суммы - с 20 тыс.руб.
Сразу отметим, что налогоплательщик действительно нарушил законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с п.2 ст.243 НК РФ сумма авансового платежа по ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет). При этом в п.3 ст.243 НК РФ уточнено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Таким образом, в Налоговом кодексе РФ указывается, что налогоплательщик может уменьшить ЕСН лишь на ту сумму авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование, которую он не просто начислил, но и непосредственно уплатил в бюджет. В противном случае он признается занизившим подлежащую уплате сумму ЕСН.
В приведенном примере у организации как раз и произошел такой случай: сумма начисленных авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование (120 тыс.руб.) превышает сумму фактически уплаченных платежей (100 тыс.руб.). Однако налоговый вычет был использован организацией именно в сумме начисленных, а не уплаченных авансовых платежей.
В результате ею нарушено положение п.3 ст.243 НК РФ и занижена сумма ЕСН, подлежащая уплате, на 20 тыс.руб.
В этом случае требование налогового органа об уплате пени за просрочку уплаты ЕСН является обоснованным и соответствующим закону.
Что касается пени за неуплату авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование, то поскольку взносы в ПФР организацией в полном объеме не внесены (не внесено 20 тыс.руб.), требование уплаты пени, предусмотренной ст.26 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), также является обоснованным и законным.
Рассматривая ситуацию в целом, подчеркнем, что нельзя отождествлять ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Как уже было сказано, это разные платежи несмотря на то, что они тесно взаимосвязаны. Соответственно неуплата каждого из них в установленный срок влечет обоснованное взыскание пеней отдельно по ЕСН и отдельно по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Вместе с тем обратим внимание, что в соответствии с п.2 ст.25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФ РФ в судебном порядке.
Как видим, налоговый орган не вправе предъявлять требование об уплате пени за невнесение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате после вступления в силу Закона N 167-ФЗ. Эти полномочия отнесены к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Поэтому решение налогового органа, вынесенное в отношении страховых взносов, подлежащих уплате после 17 декабря 2001 г. (дата вступления в силу Закона N 167-ФЗ), может быть обжаловано в суд.
Аналогичным образом следует поступить при непосредственном взыскании налоговым органом суммы пени в порядке, предусмотренном ст.75 НК РФ.
В завершение отметим, что в судебной практике 2003 г. имеются случаи успешного обращения налоговых органов с исками о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.03.03 N Ф04/1007-233/А45-2003).
Однако подчеркнем, что эти решения были приняты по страховым взносам за период до вступления в силу Закона N 167-ФЗ, когда полномочиями по взысканию пеней действительно обладали налоговые органы, а не Пенсионный фонд РФ.
Если же речь идет о несвоевременной уплате страховых взносов за 2002 и 2003 годы, то в этом случае требование налогового органа об уплате пени является необоснованным и противоречащим ст.25 Закона N 167-ФЗ (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.03.03 N КА-А41/1469-03, Постановление Федерального Арбитражного Суда Центрального округа от 30.01.03 N А23-1752/02А-18-66).
А. Чумаков,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 5 (11), ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16