г. Краснодар |
|
17 августа 2022 г. |
Дело N А53-29074/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заявителя - муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" (ИНН 6164268488, ОГРН 1076164011010) - Гридасовой И.П. (доверенность от 30.06.2022), от заинтересованного лица - Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (ИНН 6163076085, ОГРН 1056163077849) - Кундюковой Ю.В. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А53-29074/2021, установил следующее.
Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (далее - административный орган, служба) от 13.08.2021 N 211142 (далее - постановление) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде административного штрафа в размере 107 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022, постановление административного органа признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты. Административный орган считает, что суды не применили закон, подлежащий применению. Выводы судов об отсутствии вины учреждения ошибочны и противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
В отзыве на жалобу учреждение возражало против удовлетворения кассационной жалобы, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании административный орган поддержал доводы жалобы, а представитель учреждения отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 24.05.2021 по 31.05.2021 службой проведена проверка объекта капитального строительства - детского сада, распложенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, район Советский, ул. Жмайлова, 13/2 (далее - объект строительства).
Административным органом выявлено, что деятельность учреждения на объекте строительства осуществляется с нарушением требований проектной документации и нормативных правовых актов, а именно: не обеспечена консервация объекта капитального строительства при прекращении работ более чем на шесть месяцев.
По результатам проверки службой составлен акт от 31.05.2021 N 01.002.2948, в котором зафиксированы выявленные правонарушения, а также выдано предписание от 31.05.2021 N 01.002.2948-3 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении вручено представителю учреждения под расписку.
8 июня 2021 года административным органом составлен протокол N 211142 (далее - протокол) за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса.
Копия протокола и определения о назначении времени и месте рассмотрения административного дела от 16.06.2021 вручены лично представителю учреждения.
По результатам рассмотрения указанного протокола, в присутствии представителя учреждения вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 107 тыс. рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось с заявлением в суд.
Признавая незаконным постановление административного органа о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса, суды руководствовались положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что 9 августа 2019 года учреждение и общество с ограниченной ответственностью "Югтранс" (далее - общество) заключили муниципальный контракт N 83 (далее - контракт) в редакции дополнительных соглашений от 22.10.2019 N 1, от 04.02.2020 N 2, от 29.06.2020 N 3.
В связи с систематическим невыполнением обществом предусмотренных контрактом объемов работ и графика работ учреждением направлены претензии от 21.11.2019 N 59.46-514, от 26.08.2020 N 59.46-4081 с требованием выполнить строительно-монтажные работы по объекту и уплатить договорную неустойку.
Требования, изложенные в претензиях, оставлены обществом без удовлетворения. Кроме того, общество прекратило выполнение работ 17.07.2020, что подтверждается общим журналом работ N 1 по строительству объекта.
3 сентября 2020 года учреждением принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Однако решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2020 по делу N А53-29029/2020 установлено, что решение общества от 25.08.2020 об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 11.09.2020, то есть раньше, чем решение учреждения.
Довод службы о недоказанности факта осуществления подрядчиком препятствий застройщику в доступе к объекту строительства подлежит отклонению.
Судами установлено, что на момент расторжения контракта с обществом на объекте возведены стены зданий, частично установлены окна и двери, частично выполнены инженерные сети. На территории объекта отсутствовали неустойчивые незакрепленные элементы или конструкции. Для препятствия несанкционированного доступа внутрь объекта и на территорию стройплощадки обществом возведено ограждение. Таким образом, объект закрыт для свободного доступа (двери заперты), в том числе для учреждения (с 16.08.2019 по 30.04.2021).
Как видно из материалов дела, 2 ноября 2020 года (исх. N 59.46-5187), 26 ноября 2020 года (исх. N 59.46-5519), 8 декабря 2020 года (исх. N 59.46-5762) учреждение направляло в адрес общества Почтой России акт приема-передачи объекта строительства для подписания в течение трех дней с момента получения и с просьбой направить один экземпляр подписанного акта в адрес учреждения. Обществом указанные письма оставлены без ответа.
Судами верно определено, что только 30.04.2021 в ходе разбирательства по делу N А53-827/2021 обществом подписан акт приема-передачи строительной площадки.
26 апреля 2021 года учреждение провело электронный аукцион на выполнение работ по объекту: "Строительство детского сада в X мкр. ЗЖМ" (завершение работ). Определен новый подрядчик - общество с ограниченной ответственностью Группа компаний "РЕАЛ", с которым учреждение заключило муниципальный контракт от 11.05.2021 N 10. Объект строительства передан обществу с ограниченной ответственностью Группа компаний "РЕАЛ" по акту приема-передачи 12.05.2021.
Следовательно, в период проведения службой проверки с 24.05.2021 по 31.05.2021 объект строительства уже был передан новому подрядчику.
Судами правомерно указано, что учреждение принимало своевременные и адекватные ситуации меры, направленные на возврат объекта строительства. Несвоевременная передача объекта строительства обусловлена действиями общества, чинившего препятствия и уклоняющегося от его передачи. Материалами дела также подтверждено, что учреждение не имело намерения приостанавливать строительство, в связи с чем объективная необходимость консервации объекта строительства отсутствовала.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств наличия в действиях учреждения вины в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса.
Таким образом, при условии наличия самостоятельных оснований для признания постановления административного органа недействительным, довод службы о неприменении судами части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положений Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802, не обоснован.
Доводы службы исследованы судебными инстанциями, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А53-29074/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правомерно указано, что учреждение принимало своевременные и адекватные ситуации меры, направленные на возврат объекта строительства. Несвоевременная передача объекта строительства обусловлена действиями общества, чинившего препятствия и уклоняющегося от его передачи. Материалами дела также подтверждено, что учреждение не имело намерения приостанавливать строительство, в связи с чем объективная необходимость консервации объекта строительства отсутствовала.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств наличия в действиях учреждения вины в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса.
Таким образом, при условии наличия самостоятельных оснований для признания постановления административного органа недействительным, довод службы о неприменении судами части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положений Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802, не обоснован."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2022 г. N Ф08-7499/22 по делу N А53-29074/2021