г. Краснодар |
|
17 августа 2022 г. |
Дело N А32-40383/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Кубань" - Касабян И.К. (доверенность от 10.12.2020), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по делу N А32-40383/2021, установил следующее.
ПАО "Россети Кубань" (далее - общество, сетевая организация) обратилось с заявлением в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2969/2021 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением 600 тыс. рублей административного штрафа, представления от 29.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 29.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просило принятые судебные акты отменить, заявленные требования - удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды допустили существенное нарушение норм материального права, не применили пункт 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), подлежащий применению; вывод судов о том, что Шаталова М.И. представила документы в соответствии с подпунктом пункта 10 Правил N 861, не соответствует представленным в дело доказательствам. Общество считает, что суды нарушили нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вывод судов о том, что заявка Шаталовой М.И. направлена председателем СНТ "Чаевод" не соответствует представленным в дело доказательствам. Порядок взаимодействия сетевой организации с потребителем осуществляется в соответствии с требованиями раздела 10 Правил N 861 посредством интерактивного взаимодействия с использованием личного кабинета на официальном сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Суды установили, что председатель СНТ "Чаевод" направил сопроводительным письмом от 23.04.2021 N 131/2/2021 в адрес общества заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ Шаталовой М.И., расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Лазаревский, СНТ "Чаевод".
Общество зарегистрировало заявку на технологическое присоединение 29.04.2021 N СЭС/121/7865-о.
По результатам рассмотрения заявки на технологическое присоединение общество разместило в личном кабинете письмо без номера, даты и подписи уполномоченного лица, в котором указало, что "согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2016 N АКПИ16-167, а также определению Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2016 N АПЛ15-206 осуществление технологического присоединения без учета имущества общего пользования некоммерческого объединения может привести к значительному увеличению количества объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и увеличению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, ограничит использования имущества, расположенного в пределах охранных зон". В указанном письме общество также указало, что в заявке отсутствует перечень и мощность ЭПУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики (т. 1, л. д. 89 - 93).
Шаталова М.И. обратилась в управление с заявлением на действия общества.
Управление посчитало, что в действиях общества имеются нарушения пункта 105 Правил N 861.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченное должностное лицо управления в отношении общества составило протокол от 15.07.2021 по делу N 023/04/9.21-2969/2021 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 29.07.2021 N 023/04/9.21-2969/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Представлением от 29.07.2021 обществу предписано принять меры и устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения и о принятых мерах сообщить в письменной форме.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 2.1, 4.5, 9.21 КоАП РФ, Правилами N 861.
Суды установили, что общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Согласно письму общества в заявке Шаталовой М.И. отсутствует перечень и мощность ЭПУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики (т. 1, л. д. 89 - 93). Суды оценили в порядке статьи 71 Кодекса содержание представленной в материалы дела заявки и установили наличие в ней указание на перечень и мощность ЭПУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики (т. 1, л. д. 45).
Заявка Шаталовой М.И. на технологическое присоединение объекта поступила 29.04.2021. Сетевая организация должна зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя (в случае отсутствия у заявителя личного кабинета), а также разместить в личном кабинете потребителя документы, предусмотренные пунктом 105 Правил N 861 не позднее 21.05.2021 (10 рабочих дней со дня поступления заявки с учетом выходных и праздничных дней).
Апелляционный суд правомерно исходил из того, что размещенный обществом ответ (т. 1, л. д. 89 - 93) не может расцениваться в качестве надлежаще оформленного ответа на заявление потребителя ввиду несоответствия его формальным требованиям, предъявляемым к оформлению документов - отсутствует номер, дата, уполномоченное лицо, его подпись.
Апелляционный суд обоснованно отклонил доводы общества о том, что заявка поступила посредством почтовой связи с письмом от 23.04.2021, подписанным председателем СНТ "Чаевод" Пехота А.Т., который не уполномочен на это. Судом установлено, что Пехота А.Т. с 01.02.2017 являлся председателем правления, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. На момент обращения Шаталовой М.И. в СНТ председателем СНТ "Чаевод" являлся Пехота А.Т., который подписал на тот момент все сопроводительные документы к заявке. Кроме того, в ответе общества отсутствует указание на несоблюдение СНТ "Чаевод" порядка подачи рассматриваемой заявки.
Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: заявкой, ответом, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
В деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Ранее общество привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2020 по делу N А32-2223/2020, штраф оплачен 16.12.2020).
Суды установили, что процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена; существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 22.05.2021 (следующая дата, за которой общество должно было разместить в личном кабинете потребителя документы).
Суды сделали правильный вывод о том, что назначенное управлением административное наказание в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), а также оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ суды не установили.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых постановления и представления управления.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов, по существу сводятся к несогласию общества с оценкой судами обстоятельств дела. Между тем иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование закона не свидетельствуют о нарушении судами норм права и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по делу N А32-40383/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена; существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 22.05.2021 (следующая дата, за которой общество должно было разместить в личном кабинете потребителя документы).
Суды сделали правильный вывод о том, что назначенное управлением административное наказание в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), а также оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ суды не установили."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2022 г. N Ф08-7844/22 по делу N А32-40383/2021