г. Краснодар |
|
19 августа 2022 г. |
Дело N А32-57872/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю - Ищенко А.В. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу N А32-57872/2021, установил следующее.
Конкурсный управляющий ООО "Кубань-СВС" (далее - должник) Салихзянов М.М. (далее - управляющий) обратился в суд с заявлением к ГУ МВД России по Краснодарскому краю (далее - управление), в котором просил признать незаконным отказ управления в предоставлении управляющему копий первичных документов (договора, акта приема-передачи, иных документов), явившихся основанием для совершения сотрудниками МРЭО ГИБДД г. Краснодара 14.03.2020 регистрационного действия по смене собственника в отношении автотранспортного средства, принадлежащего должнику, со следующими характеристиками: ГРЗ-А117РЕ123, марка, модель LUXGEN 7 U22T,VIN X9W219600D0000158, 2014 года выпуска, двигатель (кузов) X9W219600D0000158000758, мощность двигателя 176.0 (129.41), СТС-2335921182 (далее - автомобиль); обязать управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов управляющего путем предоставления указанному лицу заверенных копий документов, запрошенных в письме от 30.09.2021 исх. N 52, посредством их направления по адресу: 420061, Республика Татарстан, г. Казань, а/я 15.
Решением суда от 09.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.05.2022, заявленные требования удовлетворены, суд обязал управление устранить в месячный срок допущенное нарушение прав и законных интересов управляющего. Судебные акты мотивированы тем, что запрашиваемые управляющим сведения являются необходимой информацией, при отсутствии которой невозможно надлежащим образом исполнять обязанности конкурсного управляющего. Отказ в предоставлении запрашиваемых управляющим копий первичных документов ведет к необоснованному затягиванию процедуры конкурсного производства. Сведения о принадлежности имущества и сделках с ним и не относятся к сведениям о частной жизни, носящим конфиденциальный характер.
В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению управления, поскольку управляющий запросил копии документов в отношении имущества, уже не принадлежащего должнику, с учетом необходимости соблюдения конфиденциальности персональных данных, отсутствовали основания для предоставления управляющему копий первичных документов (договора, акта приема-передачи, иных документов); управляющий не представил судебный акт, в котором содержится указание о необходимости истребования информации о персональных данных третьих лиц.
В отзыве на кассационную жалобу управляющий просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2019 по делу N А32-45615/2017 должник признан несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Салихзянов М.М.
Из материалов дела следует, что конкурсный управляющий получил в ГУ МВД России в г. Казани информацию о том, что автомобиль, ранее зарегистрированный за должником, с 14.03.2020 значится зарегистрированным за другим собственником, за получением копий документов необходимо обратиться в МРЭО ГИБДД г. Краснодара (т. 1, л. д. 12).
30 сентября 2021 года управляющий в письме от 30.09.2021 исх. N 52 обратился к управлению с просьбой предоставления копий первичных документов (договора, акта приема-передачи, иных документов), явившихся основанием для совершения сотрудниками МРЭО ГИБДД г. Краснодара 14.03.2020 регистрационного действия по смене собственника в отношении транспортного средства, принадлежащего должнику.
В письме от 18.10.2021 исх. N 3/216104842006, направленном в адрес управляющего почтовым отправлением 13.11.2021, управление отказало в предоставлении запрашиваемых копий документов со следующей мотивировкой. Статей 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" закреплено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Учитывая, что в запрашиваемых Вами копиях документов содержатся персональные данные иных лиц, предоставить их не представляется возможным. Дополнительно управление информировало о том, что сведения и копии документов, послужившие основанием для совершения регистрационных действий выдаются на основании письменного запроса судам, органам прокуратуры, следствия, дознания, в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов.
Отказ в предоставлении запрашиваемых документов послужил основанием для обращения управляющего в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды сослались на статьи 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьи 20.3, 61.1, 61.2, 66 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2015 по делу N 309-КГ15-2908, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2013 N ВАС-7243/12, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2018 по делу N А56-78268/2017.
Суды установили, что автотранспортное средство, зарегистрированное за должником, в отношении которого управляющий направил запрос в адрес управления, снят с учета 14.03.2020, т. е. в период процедуры банкротства должника.
Учитывая установленные Законом N 127-ФЗ права и обязанности конкурсного управляющего, информация о сделке, связанная с отчуждением автотранспортного средства, необходима Салихзянову М.М. для исследования характера сделки и проверки ее соответствия действующему законодательству.
Суды указали, что запрашиваемые управляющим сведения являются необходимой информацией, при отсутствии которой невозможно надлежащим образом исполнять обязанности конкурсного управляющего, предусмотренные действующим законодательством, и предпринять все необходимые меры в рамках процедуры банкротства должника, направленные на реализацию целей введения процедуры конкурсного производства.
Отказ в предоставлении запрашиваемых управляющим копий первичных документов ведет к необоснованному затягиванию процедуры конкурсного производства в связи с невозможностью проведения соответствующих действий, направленных на поиск, выявление имущества должника, и, как следствие, к увеличению расходов на проведение процедуры конкурсного производства, в том числе на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Поскольку управляющий обратился к управлению с запросом о предоставлении сведений, необходимых для исполнения функций конкурсного управляющего в деле о банкротстве должника, суды сделали вывод о том, что отказ управления является незаконным, противоречит положениям Закона N 127-ФЗ, нарушает права и законные интересы как самого управляющего, так и кредиторов должника, создает препятствия для осуществления процедуры конкурсного производства.
Суды указали, что сведения о принадлежности имущества и сделках с ним не относятся к сведениям о частной жизни, носящим конфиденциальный характер (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2015 по делу N 309-КГ15-2908).
Вместе с тем, суды не учли следующее.
Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 29.04.2021 N 307-ЭС20-22954 и от 28.10.2021 N 308-ЭС21-12021 сформулировал следующий правовой подход.
По смыслу абзацев седьмого и десятого пункта 1 статьи 20.3, пункта 7 и абзаца первого пункта 9 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ финансовый управляющий при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вправе запрашивать во внесудебном порядке у третьих лиц, а также у государственных органов и органов местного самоуправления сведения, необходимые для проведения процедур банкротства.
Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами (пункт 10 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ).
Порядок предоставления сведений из различных органов урегулирован специальным законодательством об этих органах. Так, статья 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" содержит закрытый перечень государственных органов и должностных лиц, в частности, судов, по запросу которых органы записи актов гражданского состояния обязаны предоставлять сведения, содержащиеся в названном реестре. Арбитражный управляющий в данный перечень не включен.
Применительно к настоящему спору после принятия обжалуемых судебных актов определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2022 N 305-ЭС21-24609 сформулирован следующий правовой подход.
В соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе обрабатывать данные о гражданах и вносить в банки данных о гражданах полученную информацию, состав которой обусловлен функциями полиции (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции)). Формирование и ведение таких банков данных осуществляется, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных).
В силу пункта 12 части 3 статьи 17 Закона о полиции внесению в банки данных подлежит информация о владельцах транспортных средств.
Статьей 7 Закона о персональных данных установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ограничение на раскрытие и распространение информации, относящейся к персональным данным, направлено на обеспечение разумного баланса конституционно защищаемых ценностей.
Вместе с тем статья 17 Закона о полиции допускает предоставление содержащейся в банках данных о гражданах информации государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом, правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также гражданину, права и свободы которого непосредственно затрагиваются содержащейся в банках данных информацией, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (части 4 - 6). Финансовый управляющий и конкурсный управляющий к числу таких лиц не относятся.
С учетом изложенного, управление законно и обоснованно отказало управляющему в предоставлении запрошенных сведений и копий документов, разъяснив порядок их получения. Заявление конкурсного управляющего не подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Учитывая, что суды неправильно применили нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении заявления, решение и постановление апелляционного суда надлежит отменить, в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу N А32-57872/2021 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 7 Закона о персональных данных установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ограничение на раскрытие и распространение информации, относящейся к персональным данным, направлено на обеспечение разумного баланса конституционно защищаемых ценностей.
Вместе с тем статья 17 Закона о полиции допускает предоставление содержащейся в банках данных о гражданах информации государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом, правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также гражданину, права и свободы которого непосредственно затрагиваются содержащейся в банках данных информацией, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (части 4 - 6). Финансовый управляющий и конкурсный управляющий к числу таких лиц не относятся."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2022 г. N Ф08-7733/22 по делу N А32-57872/2021