Руководителю Федеральной
антимонопольной службы
Шаскольскому М.А.
Уважаемый Максим Алексеевич!
В соответствии с пунктом 27 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" и в связи с опубликованием 22 сентября 2023 года на официальном сайте Минэкономразвития России Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, направляем скорректированные предложения по размеру индекса изменения с 1 июля 2024 года размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Республике Адыгея и размеру предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины данного индекса по Республике Адыгея:
Субъект Российской Федерации |
Год |
Средний индекс по субъекту Российской Федерации (процентов) |
Предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям (процентов) |
Республика Адыгея |
2024 |
9,84 |
2,0 |
Скорректированный расчет индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Республике Адыгея с 1 июля 2024 года приведен в приложении N 1 (не приводится).
Скорректированный размер предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины данного индекса по Республике Адыгея с 1 июля 2024 года приведен в приложении N 2 (не приводится).
Данный расчет произведен с учетом:
- показателей шаблона OREP.KU.2023.PLAN "Прогноз изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, связанного с устанавливаемыми (установленными) тарифами для населения и нормативами потребления коммунальных услуг в муниципальных образованиях субъектов РФ в 2023 году" по Республике Адыгея, направленного в адрес ФАС России посредством федеральной государственной информационной системы Единая информационно-аналитическая система "ФАС - РЭК - субъекты регулирования";
- прогнозируемого роста цен (тарифов) на электроэнергию, природный газ, твердое топливо, услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Прогноз). Индекс потребительских цен определен, в среднем на 2024 год в базовом периоде 107,20%;
- необходимости обеспечения выполнения производственных и инвестиционных программ регулируемых организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами;
- доведения заработной платы до минимального размера оплаты труда по отдельным категориям работников в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Предложения по изменению в 2024 году тарифов сформированы с учетом обоснованных факторов, в частности органами исполнительной власти Республики Адыгея проведен анализ особенностей формирования индексов по Республике Адыгея, а также их влияние на формирование тарифной политики в регионе.
В Республике Адыгея более 70 процентов годовой валовой выручки ресурсоснабжающих организаций от реализации населению коммунальных услуг приходится на услуги по электроснабжению и газоснабжению. В связи с расчетами за коммунальные услуги по отоплению в отопительный период доля валовой выручки за электроэнергию и газ в месяцы неотопительного периода возрастает до 80 процентов.
При этом энергосистема Республики Адыгея и Краснодарского края является единой инфраструктурой. На основании заключенного между администрацией Краснодарского края и Кабинетом Министров Республики Адыгея Соглашения от 14 ноября 2003 года N С-КМ-65 о государственном регулировании тарифов на электрическую энергию полномочия в области государственного регулирования в сфере электроэнергетики на территории Республики Адыгея осуществляет Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края (в связи с тем, что энергосистема Республики Адыгея и Краснодарского края исторически является единой инфраструктурой).
Согласно установленным на федеральном уровне параметрам, рост цен (тарифов) на электроэнергию для жителей Республики Адыгея с 2017 года по 2023 год составил:
2017 год - 3,8%;
2018 год - 3,8%;
2019 год - 3,3%;
2020 год - 4,5%;
2021 год - 4,4%;
2022 год - 5,0%;
2023 год - 9,0%.
Учитывая изложенное, обеспечить выполнение пункта 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400, по соблюдению индекса по Республике Адыгея в условиях, когда темпы роста цен (тарифов) на электроэнергию опережают темпы изменения индексов, не представляется возможным.
Анализ величин роста цен (тарифов) на электроэнергию и индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, устанавливаемых ежегодно распоряжениями Правительства Российской Федерации, показывает тенденцию к увеличению разрывов между показателями. Так, на 2017 год рост цен (тарифов) на электроэнергию составлял 3,8 процента, индекс доведенного тарифа до Республики Адыгея составил 3,4 процента (отклонение - 0,4 процентных пункта), на 2018 год рост цен (тарифов) на электроэнергию составлял 3,8 процента, индекс доведенного тарифа до Республики Адыгея составил 3,4 процента (отклонение - 0,4 процентных пункта), на 2019 год - 3,3 процента на электроэнергию и 2,0 процента индекс для Республики Адыгея соответственно (отклонение - 1,3 процентных пункта), на 2020 год 4,5 процентов и 4,0 процента соответственно (отклонение - 0,5 процентных пунктов), в 2021 году 4,4 процентов и 3,5 процента соответственно (отклонение - 0,9 процентных пункта), на 2022 год 5,0 процентов и 4,6 процента соответственно (отклонение - 0,4 процентных пунктов), на 2023 год отклонение отсутствует. За период с 2017 года по 2023 год суммарное отклонение составляет 3,9 процентных пункта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 определены предельные величины перекрестного субсидирования, учитываемые в ценах (тарифах) на услуги по передаче электроэнергии для потребителей, не относящихся к населению.
В связи с нормами законодательства в части определения величин тарифов на услуги по передаче электроэнергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей, происходит рост объемов перекрёстного субсидирования. При этом, возникает необходимость существенно опережающего роста тарифов на электроэнергию для населения, относительно предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития России, а значит, и предельного индекса роста размера платежей граждан.
Соблюдение установленных для Республики Адыгея индексов с 2017 года по 2023 год стало возможным только за счет ограничения роста тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами.
Продолжение остаточного принципа тарифного регулирования в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Адыгея, а также постоянное занижение индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, устанавливаемых для Республики Адыгея, приводит к увеличению разрыва между уровнем цен (тарифов) на электроэнергию и видов коммунальных услуг, что способствует ухудшению состояния коммунальной инфраструктуры Республики Адыгея. Установление индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Республике Адыгея на более низком уровне, чем для Краснодарского края, в условиях проводимой единой тарифной политики в сфере электроснабжения неизбежно приведет к превышению индекса по Республике Адыгея.
В соответствии с Прогнозом оптовой цены на газ для реализации населению с 1 июля 2024 года составит 11,2 процента. Увеличение роста оптовой цены на газ повлечет значительный рост тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение на территории Республики Адыгея. Вследствие увеличения тарифов вырастет средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Республике Адыгея, который превысит показатель, утвержденный Прогнозом социально-экономического развития России.
В настоящее время Республика Адыгея остро нуждается в современных объектах размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), созданных в соответствии с актуальным природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Размещение отходов осуществляется на двух объектах. Действующие полигоны захоронения ТКО в настоящее время технологически устарели, существующих мощностей по обработке ТКО, образующих на территории Республики Адыгея, недостаточно.
На данный момент вместимость действующих полигонов находится на грани исчерпания своей вместимости, дальнейшее продолжительное захоронение отходов на данных объектах может привести к загрязнению почвы и подземных вод, негативному воздействию на природные ресурсы, неблагоприятному санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
На территории Республики Адыгея утверждена Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2022 - 2034 годы, в соответствии с приказом Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея от 26 июля 2022 года N 131-п "Об утверждении Инвестиционной программы ООО "ЭкоЦентр" в области обращения с твердыми коммунальными отходами "Строительство регионального экотехнопарка на территории Республики Адыгея: "Полигон твердых коммунальных отходов"; "Адыгейский комплекс по обработке и утилизации отходов" на 2022 - 2034 годы".
Планируемые мощности объектов инвестиционной программы позволят полностью удовлетворить 100,0% потребности в обработке и захоронении объемов ТКО, образующихся на территории Республики Адыгея.
При включении в производственную программу Регионального оператора, затраты на реализацию инвестиционной программы, существенно влияют на рост тарифов Регионального оператора во втором полугодии 2024 - 2034 годов, а следовательно, повышается средний индекс роста платы граждан по Республике Адыгея.
Скорректированный расчет индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Республике Адыгея с 1 июля 2024 года в формате шаблона "INDEX.ROST.TARIFF.KU.2024.EIAS" направлен Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея по системе ФГИС ЕИАС ФАС России. Расчет коэффициента, учитывающего изменение стоимости энергоресурсов, используемых при производстве и (или) предоставлении коммунальных услуг, выполнен в составе данного шаблона.
Глава Республики Адыгея |
М. Кумпилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Главы Республики Адыгея от 1 октября 2023 г. N Г-860 "О скорректированном предложении по установлении среднего индекса изменения размера платы за коммунальные услуги по Республике Адыгея, а также предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям Республики Адыгея на 2024 год"
Опубликование:
Собрание законодательства Республики Адыгея, октябрь 2023 г. N 10