Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и уголовным делам
Сотрудничество государств в области оказания правовой помощи является важной формой международного сотрудничества в правовой сфере. Основными целями такого сотрудничества являются: обеспечение законных прав и интересов своих граждан и юридических лиц; борьба с уголовной преступностью; содействие эффективному отправлению правосудия. Оказание международной правовой помощи осуществляется на основе специальных двусторонних и многосторонних договоров, заключаемых суверенными государствами как основными субъектами международного права.
Государства оказывают друг другу помощь по гражданским и семейным делам путем проведения процессуальных действий, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем составления, пересылки и вручения документов. Кроме того, государства предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения.
Объем помощи зависит от состояния международных связей и отношений с конкретной страной. Международные соглашения могут заключаться по всему комплексу отношений, традиционно относимому к правовой помощи или по конкретным вопросам. Кроме того, соглашения об оказании международной правовой помощи могут содержать нормы, устраняющие коллизии законодательства договаривающихся государств.
В настоящее время наблюдается тенденция к расширению сотрудничества по оказанию правовой помощи на основании международных договоров. Это в полной мере относится и к России, которая всегда проявляла активность в этой сфере и являлась участницей основных универсальных конвенций, региональных соглашений и двусторонних договоров о правовой помощи.
Российская Федерация участвует во всех важнейших универсальных соглашениях относительно оказания международной правовой помощи. Она является участницей: Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года, Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года, Гаагской конвенции о получении за границей документов по гражданским или торговым делам 1970 года, Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, а также Берлинской конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 года.
В рамках Совета Европы Россия участвует в Европейской конвенции о выдаче 1957 года и двух дополнительных протоколов к ней - 1975 и 1978 годов, в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и дополнительного протокола к ней 1978 года, а также в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 года.
Большое значение для России имеют двусторонние договоры по вопросам оказания правовой помощи. Российская Федерация на сегодняшний день имеет оформленные отношения в этой сфере более чем с тридцатью государствами, и работа в данном направлении продолжается. В то же время у России нет договоров о правовой помощи с Великобританией, Германией, Израилем, Швейцарией, Японией, со многими странами Латинской Америки, хотя на практике часто возникает необходимость взаимодействия в этой сфере международных отношений.
Основополагающим фактором в создании института правовой помощи на территории СНГ явилось заключение Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее - Минская конвенция). Именно этот обширный и многоплановый международный документ заложил правовые основы для сотрудничества в данной сфере.
В 1997 году в Москве страны СНГ подписали Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Протокол 1997 года), которым внесены изменения и дополнения. Протокол 1997 года, как и Минская конвенция, ратифицированы Россией соответствующими федеральными законами.
При выборе способов решения тех или иных конкретных вопросов правовой помощи Минская конвенция исходит из стремления сохранить существовавшие ранее в едином правовом пространстве близкие правовые связи, в то же время учитывая, что теперь речь идет уже о самостоятельных независимых государствах.
Факт заключения Минской конвенции не повлияет на уже действующие международные договоры о правовой помощи, поскольку она не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются ее договаривающиеся стороны (ст.82).
Структурно Минская конвенция состоит из преамбулы и 87 статей, объединенных в 5 разделов, 3 из которых поделены на части. Цели ее заключения изложены в преамбуле. Наличие преамбулы характерно для международных договоров вообще и для соглашений об оказании межгосударственной правовой помощи в частности. В преамбуле указываются цели заключения соглашения, принципы взаимоотношений, в ней также обычно отмечается наличие дружественных отношений между государствами и желание развивать сотрудничество в дальнейшем.
Право каждого на равную защиту закона, в том числе на справедливое беспристрастное судебное разбирательство, было впервые закреплено на международном уровне во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Признание этого права мировым сообществом послужило основой для активизации сотрудничества государств в правовой сфере.
Основные принципы Декларации были закреплены на региональном уровне при заключении соответствующих соглашений. В рамках Совета Европы, например, указанные положения, были развиты и конкретизированы в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
Поскольку наличие у человека прав и основных свобод не зависит от его гражданства и места постоянного проживания, принципиальные положения упомянутых международных документов в полной мере должны распространяться на всех лиц, находящихся под юрисдикцией любого государства. Положения о предоставлении иностранцам правовой защиты наравне с собственными гражданами содержатся в действующем законодательстве большинства современных государств. Так, в ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
Хотя процессуальные права иностранцев регулируются внутренним законодательством, суверенные государства стремятся закрепить правовой статус своих граждан на международном уровне. Многие международные соглашения об оказании правовой помощи, заключенные во второй половине XX в., содержат положения, согласно которым договаривающиеся стороны предоставляют своим гражданам на взаимной основе национальный режим.
Специальную норму о свободном доступе иностранных граждан и юридических лиц в суды содержат и договоры о правовой помощи, и Минская конвенция. Эти лица имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды другого договаривающегося государства, выступать в них, возбуждать ходатайства и предъявлять иски на тех же условиях, что и граждане данного государства.
Согласно положениям Минской конвенции граждане договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на их территориях, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав равной правовой защитой. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения юстиции других договаривающихся государств, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.
Положения Минской конвенции относительно освобождения от уплаты и возмещения судебных и издержек, а также пользования бесплатной юридической помощью полностью соответствуют общепризнанной международной практике, в частности ст.17 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года.
Граждане договаривающихся государств могут на равных основаниях требовать бесплатной выдачи выписок о регистрации актов гражданского состояния. Документы, необходимые им для заключения брака, легализуются бесплатно дипломатическими или консульскими представителями договаривающихся государств (ст.25 Гаагской конвенции).
Главной правовой проблемой судебных дел с иностранным элементом является проблема юрисдикции. В широком смысле юрисдикция государства означает исключительное правомочие законодательной, судебной или исполнительной власти и представляет собой внутренний атрибут суверенитета государства. В узком смысле под юрисдикцией понимается правомочие суда рассматривать дела, отнесенные к его компетенции, и принимать по ним решения или выносить приговоры.
Таким образом, процессуальные действия властей государства ограничены его территорией, тогда как для нормального отправления правосудия необходимо иногда проведение процессуальных действий на территории другого государства. Поскольку принцип государственного суверенитета исключает прямые действия властей (в том числе и судебных) одного государства на территории другого, то просьба о помощи остается единственной возможностью выполнить необходимые процессуальные действия.
Хотя в мире и сложилась практика исполнения иностранных судебных поручений на началах международной вежливости и при отсутствии соответствующего международного договора, все же только международный договор об оказании правовой помощи обеспечивает обязательность исполнения поручений, предписывая выполнение необходимых процессуальных действий при соблюдении установленных в этом договоре правил.
По общему правилу судебные органы могут выполнять те или иные процессуальные действия исключительно в пределах своего государства. Для производства указанных действий за границей требуется согласие государства, на территории которого должно быть совершено такое действие. В связи с этим процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены лишь в порядке судебного поручения.
Объем правовой помощи стран СНГ закреплен в ст.6 Минской конвенции. По гражданским делам учреждения юстиции договаривающихся государств оказывают друг другу правовую помощь путем составления и пересылки документов, выполнения процессуальных действий (проведения осмотров, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, потерпевших, свидетелей, экспертов и др.), а также путем вручения документов. Такая помощь оказывается судебными органами запрашиваемой стороны на основании судебного поручения запрашивающей стороны.
Направляемые судебные поручения по форме и содержанию должны отвечать определенным требованиям, которые закрепляются и на международном уровне, и в национальном законодательстве. Так, в соответствии со ст.7 Минской конвенции в поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны наименование запрашиваемого учреждения; наименование запрашивающего учреждения; наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения.
По общему правилу судебное поручение направляется с обязательным приложением к нему перевода на язык запрашиваемого государства. Однако в Минской конвенции установлен несколько иной порядок, в соответствии с которым стороны могут пользоваться русским языком (ст.17). Они могут использовать также государственный язык своей страны, однако к такому документу должен прилагаться заверенный перевод на русский язык. Такое требование было также закреплено Протоколом 1997 года, делая русский язык фактически средством межнационального общения в данной сфере межгосударственных отношений.
Порядок исполнения поручений об оказании правовой помощи закреплен в ст.8 Минской конвенции. При исполнении поручения запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. Однако по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.
Исполнение поручений иностранных судов в России производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В то же время суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ч.4 ст.407 ГПК РФ). Аналогичные положения относительно судебных поручений содержатся в АПК РФ (ст.256).
Необходимо иметь в виду, что суд, вынося определение об извещении ответчика или допросе свидетелей, находящихся за границей, либо о выполнении других процессуальных действий, должен направлять за границу не только это определение, а специально предусмотренные судебные формуляры по установленным образцам, которые могут быть закреплены непосредственно в международном договоре об оказании правовой помощи. Так, в Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года имеется три приложения, первое из которых содержит образец формуляра запроса и подтверждения; второе - образец оборотной стороны запроса; третье - основные требования к содержанию запроса.
Вопросу действительности документов посвящена ст.13 Минской конвенции. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов.
Как и другие договоры о правовой помощи, Минская конвенция предоставляет гарантии неприкосновенности свидетелям и экспертам, явившимся по вызову в суд другого государства (ст.9).
Статьей 10 Минской конвенции регулируется вручение документов. Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.
Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению.
Вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения.
Согласно ст.15 Минской конвенции центральные учреждения юстиции договаривающихся сторон по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции.
Предоставление информации иностранными государствами предусмотрено в ряде международных договоров с участием России: в договорах о правовой помощи, в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 года. Запросы суда об иностранном законодательстве могут направляться в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. Если надобность в получении такой информации выявится в ходе судебного разбирательства, дело должно быть отложено. В случае необходимости запрос вправе посылать и кассационная, и надзорная инстанция.
Заключение Минской конвенции было вызвано необходимостью обеспечения законных прав и интересов граждан новых независимых государств и иных лиц, проживающих на их территориях. Страны - члены СНГ как суверенные субъекты международного права могли решить эту проблему лишь на основе международного соглашения.
Минская конвенция носит комплексный характер. Она регулирует все стороны отношений, традиционно относимых к международной правовой помощи. Закрепленный в ее положениях объем правовой помощи не является исчерпывающим, он ограничен лишь внутренними процессуальными нормами договаривающихся сторон.
Российское процессуальное законодательство, регулирующее вопросы исполнения судебных поручений, полностью соответствует сложившейся международной практике вообще и положениям Минской конвенции в частности. Положения российского процессуального законодательства и нормы Минской конвенции взаимно дополняют и конкретизируют друг друга.
К. Михайленко,
юрист (г. Москва)
"Российская юстиция", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
Автор
К. Михайленко - юрист (г. Москва)
"Российская юстиция", 2003, N 10