г. Краснодар |
|
23 августа 2022 г. |
Дело N А15-294/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Маркиной Т.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Собрания депутатов муниципального района "Ногайский район" Республики Дагестан (ИНН 0525000995, ОГРН 1160571051860) и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкала (ИНН 0571000012, ОГРН 1110570004181), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Собрания депутатов муниципального района "Ногайский район" Республики Дагестан на определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу N А15-294/2022, установил следующее.
Собрание депутатов муниципального района "Ногайский район" Республики Дагестан (далее - Собрание депутатов) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 19.11.2021 N 9949А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Эсиргепов Джамалутдин Айнадинович.
Определением от 25.04.2022 суд первой инстанции оставил без рассмотрения заявление Собрания депутатов. Постановлением от 20.06.2022 суд апелляционной инстанции оставил без изменения определение суда первой инстанции. Судебные акты мотивированы тем, что заявление Собрания депутатов подписано лицом, не имеющим право на его подписание, поскольку на дату обращения с заявлением Картакаев Т.К. не обладал статусом председателя Собрания депутатов, поскольку действующим председателем Собрания депутатов являлся Эсиргепов Д.А.
В кассационной жалобе Картакаев Т.К. просит отменить определение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, полагая, что они являются незаконными. Податель жалобы полагает, что заявление Собрания депутатов оставлено судом без рассмотрения по формальным основаниям.
Отзыв в суд округа не поступил. 24 августа 2022 года
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем, а также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статьей 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен порядок оформления и подтверждения полномочий представителя.
В силу части 2 статьи 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на подписание искового заявления.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано.
Приведенная норма направлена на установление воли участника процесса, на защиту его интересов в случае возможной подачи исков, заявлений вопреки их воле и интересам.
Оставление заявления без рассмотрения по указанному основанию возможно при отсутствии у лица, обратившегося в суд, права требовать от суда рассмотрения и разрешения спора в определенном процессуальном порядке.
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат. Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления" часть 3 статьи 40 Закона N 131-ФЗ дополнена, в том числе, абзацем следующего содержания: Полномочия депутата представительного органа муниципального района, состоящего в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, начинаются соответственно со дня вступления в должность главы поселения, входящего в состав муниципального района, или со дня избрания депутата представительного органа данного поселения депутатом представительного органа муниципального района, в состав которого входит данное поселение, и прекращаются соответственно со дня вступления в должность вновь избранного главы поселения или со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа муниципального района депутата от данного поселения.
Судебные инстанции установили, что на дату подачи заявления в суд (25.01.2022), председателем Собрания депутатов утвержден Эсиргепов Д.А., что подтверждается решением Собрания депутатов от 08.10.2021 N 209 "Об избрании Председателя Собрания депутатов Ногайского муниципального района Республики Дагестан" и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.01.2022. Установив указанные обстоятельства, оценив представленное Картакаевым Т.К. решение Собрания депутатов района от 24.11.2020 N 194 об избрании его председателем Собрания депутатов района, суды пришли к выводу об отсутствии у Картакаева Т.К. полномочий на подписание заявления Собрания депутатов на дату подачи заявления в арбитражный суд.
Доводы Картакаева Т.К., в том числе о наличии в суде общей юрисдикции спора в отношении решения Собрания депутатов района от 24.11.2020 N 194 и N 195 исследованы судами и получили соответствующую оценку.
При таких обстоятельствах, применительно к положениям статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды обоснованно оставили заявление без рассмотрения.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу N А15-294/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления" часть 3 статьи 40 Закона N 131-ФЗ дополнена, в том числе, абзацем следующего содержания: Полномочия депутата представительного органа муниципального района, состоящего в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, начинаются соответственно со дня вступления в должность главы поселения, входящего в состав муниципального района, или со дня избрания депутата представительного органа данного поселения депутатом представительного органа муниципального района, в состав которого входит данное поселение, и прекращаются соответственно со дня вступления в должность вновь избранного главы поселения или со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа муниципального района депутата от данного поселения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 августа 2022 г. N Ф08-8648/22 по делу N А15-294/2022