Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.Ю. Поповой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка О.Ю. Попова оспаривает конституционность пункта 3 статьи 25 "Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами" Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также пунктов 2, 3, 15, 16 и 20 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097; далее - Правила).
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, с которым согласились вышестоящие суды, было отказано в удовлетворении административного искового заявления О.Ю. Поповой о признании незаконным отказа должностного лица ГИБДД в проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами по причине отсутствия транспортного средства, используемого для проведения данного экзамена. При этом суды отметили, что действующее регулирование не содержит обязанности уполномоченных органов и должностных лиц предоставлять лицам, желающим получить право на управление транспортными средствами, транспортное средство для сдачи указанного экзамена; необходимое для проведения этого экзамена транспортное средство не было предоставлено организацией, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность); заявительница была проинформирована о том, что такое транспортное средство подразделением ГИБДД в указанных целях не предоставляется. Из дополнительно полученных материалов также следует, что в подразделении ГИБДД, избранном О.Ю. Поповой для сдачи практического экзамена на право управления транспортными средствами, отсутствовали транспортные средства, необходимые для проведения этого экзамена.
По мнению О.Ю. Поповой, оспариваемые положения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 7, 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 45, 46 (части 1 и 2) и 115 Конституции Российской Федерации, поскольку не обязывают уполномоченные подразделения ГИБДД и ее должностных лиц, на которых возложены обязанности по проведению экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами, предоставлять транспортное средство, необходимое для проведения этого экзамена в форме практического экзамена.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные и дополнительно полученные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1) и согласно которому законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (часть первая статьи 4).
В силу статьи 25 данного Федерального закона право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 этого Федерального закона; проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2); экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации; экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых (пункт 3).
Правительство Российской Федерации, в свою очередь, утвердило Правила, которые определяют подразделения ГИБДД, уполномоченные на проведение экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - экзамены), условия назначения экзаменов (пункты 2, 3 и 20), а также закрепляют, что экзамены в форме практического экзамена проводятся на транспортных средствах, отвечающих установленным требованиям (пункт 15); при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения экзаменов, соответствующих требованиям Правил, допускается проведение экзаменов с использованием учебно-материальной базы этой организации (пункт 16).
Приведенные нормативные предписания действуют во взаимосвязи с положениями Правил о том, что экзамены проводятся в подразделениях ГИБДД по месту обращения лица, а в случае отсутствия в соответствующем подразделении возможности проведения экзаменов необходимые административные процедуры (действия) осуществляются в подразделениях ГИБДД, имеющих возможность их осуществления (пункты 3 и 4), а также с учетом Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (утвержден приказом МВД России от 20 февраля 2021 года N 80), в силу которого в предоставлении данной государственной услуги участвуют, в частности, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Таким образом, отсутствие в действующем регулировании обязанности уполномоченных подразделений ГИБДД и соответствующих должностных лиц во всяком случае предоставлять транспортное средство, необходимое для проведения экзаменов в форме практического экзамена, не может расцениваться как препятствующее сдаче гражданами таких экзаменов, а следовательно, оспариваемые положения не нарушают в указанном в жалобе аспекте конституционных прав заявительницы, которая согласно представленным и дополнительно полученным материалам не была лишена права обратиться в подразделение ГИБДД, имеющее возможность проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поповой Ольги Юрьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2023 г. N 3037-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поповой Ольги Юрьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а также пунктами 2, 3, 15, 16 и 20 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-