г. Краснодар |
|
25 августа 2022 г. |
Дело N А32-41356/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Южный дом" (ИНН 2311288924, ОГРН 1192375038316) - Хорошевой Л.В. (доверенность от 17.01.2022), от ответчика - акционерного общества "Краснодартеплосеть" (ИНН 2312122495, ОГРН 1052307230458) - Набеда С.Ю. (доверенность от 03.11.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный дом" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А32-41356/2020, установил следующее.
ООО "Южный дом" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Краснодартеплосеть" (далее - компания) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения:
- пункт 5.1 договора принять в следующей редакции: "Объем тепловой энергии (теплоносителя), поставляемой по договору в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, принятым в установленном порядке в качестве коммерческого, в точке поставки, в отопительный период определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки тепловой энергии собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам теплоснабжения, заключенным ими непосредственно с ТСО (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Объем тепловой энергии (теплоносителя), используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, поставляемой по договору в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, принятым в установленном порядке в качестве коммерческого, в точке поставки, в межотопительный период определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды, который определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды для нужд горячего водоснабжения.
Объем тепловой энергии (теплоносителя), поставляемой по договору в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, определяется на основании показаний индивидуального прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
Перечень установленных приборов с указанием мест их установки и показаниями на момент начала теплоснабжения приводится в приложении N 4 к договору";
- приложение N 4 к договору принять в следующей редакции:
"Приложение N 4 к договору теплоснабжения от 27.03.2020 N 920/19.
Сведения о приборах учета:
N п/п |
Наименование объекта |
Адреса |
Прибор учета |
Дата поверки |
Интервал поверок, лет |
|
Тип прибора учета |
Заводской номер |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Многоквартирный жилой дом |
ул. им. Героя Владислава Посадского, д. 42 |
ТВ-7 |
19084926 |
26.08.2019 |
4 |
2 |
Многоквартирный жилой дом |
ул. им. Героя Владислава Посадского, д. 42 |
СТВХ-65 |
428504624 |
21.01.2019 |
6 |
- установить, что пункт 5.1 и приложение N 4 к договору вступают в силу с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-41356/2020 и распространяют действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.05.2020, а также взыскании 6 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины (уточненные требования).
Решением от 18.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.05.2022, пункт 5.1 и приложение N 4 к договору теплоснабжения изложены в редакции ответчика.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и изложить спорные положения в редакции истца. По мнению заявителя, вывод судов о том, что стороны уже заключили договор теплоснабжения, не соответствует действительности, поскольку стороны не достигли договоренности по названным пунктам, что послужило основанием для обращения общества в суд с иском. Суды не дали оценки доводам истца о том, что порядок определения объема поставленного ресурса является существенным условием договора. Истец не заявлял требования о внесении изменений в договор, а просил урегулировать разногласия, возникшие при его заключении, в связи с чем суды неправомерно сослались на положения статей 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Урегулирование разногласий и закрепление в договоре условий по определению объемов тепловой энергии позволит исключить злоупотребление ответчиком правом на предъявление истцу актов выполненных работ (оказанных услуг) с завышенными объемами потребления тепловой энергии. Предложенная истцом редакция спорных пунктов соответствует требованиям законодательства.
В отзыве компания просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 27.03.2020 компания (теплоснабжающая организация) и общество (потребитель) заключили договор теплоснабжения N 920/2019 (далее - договор), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В соответствии с пунктом 1.2 договора отпуск тепловой энергии и теплоносителя осуществляется на объекты потребителя - многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. им. Героя Владислава Посадского, 42, литера 5.
Как предусмотрено пунктом 5.1 договора, объемы тепловой энергии, теплоносителя, поставляемые по договору в многоквартирный дом, оборудованный коллективными (общедомовыми) приборами учета, принятыми в установленном порядке в качестве коммерческих, в точке поставки, определяется на основании показаний указанных приборов учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки тепловой энергии и горячей воды собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключенным ими непосредственно с ТСО (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективными (общедомовыми) приборами учета). Объем тепловой энергии (теплоносителя), поставляемой по договору в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, определяется на основании показаний индивидуального прибора учета за расчетный период (расчетный месяц). Перечень установленных приборов с указанием мест их установки и показаниями на момент начала теплоснабжения приводится в приложении N 4 к договору.
Как указал истец, стоимость тепловой энергии, которая используется для приготовления горячей воды на индивидуальном тепловом пункте, необходимо определять не по показаниям общедомовых приборов учета, а исключительно расчетным способом по формуле 20 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Однако заключенный сторонами договор не соответствует закону, так как количество (объем) тепловой энергии, подлежащее оплате, за расчетный период определяется исходя из показаний общедомовых приборов учета в порядке, установленном пунктом 5.1 договора.
В целях приведения в соответствие с законодательством условий договора общество письмом от 11.08.2020 N 50 направило компании подписанный протокол разногласий, в котором предложило внести изменения в договор в части условий определения объема тепловой энергии, потребляемой на нужды горячего водоснабжения.
Ответчик по электронной почте направил истцу протокол согласования разногласий от 31.08.2020 к протоколу разногласий от 11.08.2020, в котором спорные пункты оставлены в редакции компании.
Неурегулирование разногласий в отношении спорных пунктов договора послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Пунктом 4 статьи 421 Кодекса установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 данного Кодекса).
В силу пункта 16 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Кодексом, названными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В силу пункта 2 статьи 450 Кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором. Статья 451 Кодекса регламентирует изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
Названные истцом обстоятельства не могут служить основанием для изменения договора по правилам статьи 451 Кодекса, поскольку условия заключенного договора не противоречат закону, внесение в договор сведений, которые императивно установлены законом, не требуется.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), предусмотрено, что тепловым пунктом является комплекс устройств, который расположен в обособленном помещении, состоит из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение таковых к тепловой сети, а также параметры их работоспособности, управления режимами теплопотребления, трансформации, регулирования критериев теплоносителя.
Таким образом, критерием отнесения системы горячего водоснабжения многоквартирного дома к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды, под которым следует понимать приготовление горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме.
При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ (пункт 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642).
В пункте 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем пятым пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
В формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
Суды установили, что управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, централизованное горячее водоснабжение в домах отсутствует. Многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета, учитывающими объем тепловой энергии, направленной на отопление и приготовление горячей воды.
Приготовление коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется на внутридомовом оборудовании (индивидуальный тепловой пункт), входящем в состав общего имущества дома, путем нагрева теплоносителя в системе горячего водоснабжения. Доказательств того, что общество самостоятельно осуществляет производство тепловой энергии для целей горячего водоснабжения, не представлено.
В рассматриваемом случае при определении размера платы за горячее водоснабжение следует применять формулу 20 приложения N 2 к Правилам N 354, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.
При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды (абзац пятый пункта 54 Правил N 354).
Вне зависимости от договоренности сторон, достигнутой в рамках данного вида договора, они обязаны руководствоваться указанными положениями законодательства, которые регулируют их правоотношения, и внесение в договор положений, которые императивно установлены законом, не требуется.
Таким образом, редакции пунктов договора не противоречат положениям Правил N 354 и правоприменительной практике. Предусмотренные основания для изменения условий договора отсутствуют.
Суды также отметили, что внесение изменений в условия договора с распространением действия на правоотношения сторон, возникшие с 01.05.2020, противоречит пункту 3 статьи 453 Кодекса и общим принципам гражданского законодательства. Действующим законодательством не запрещено изменение условий договора за прошедший период, однако возможность распространения условий договора ретроспективно является правом сторон и требует согласия всех лиц, заключающих договор.
При таких обстоятельствах выводы судов соответствуют нормам права.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А32-41356/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае при определении размера платы за горячее водоснабжение следует применять формулу 20 приложения N 2 к Правилам N 354, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.
При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды (абзац пятый пункта 54 Правил N 354).
Вне зависимости от договоренности сторон, достигнутой в рамках данного вида договора, они обязаны руководствоваться указанными положениями законодательства, которые регулируют их правоотношения, и внесение в договор положений, которые императивно установлены законом, не требуется.
Таким образом, редакции пунктов договора не противоречат положениям Правил N 354 и правоприменительной практике. Предусмотренные основания для изменения условий договора отсутствуют.
Суды также отметили, что внесение изменений в условия договора с распространением действия на правоотношения сторон, возникшие с 01.05.2020, противоречит пункту 3 статьи 453 Кодекса и общим принципам гражданского законодательства. Действующим законодательством не запрещено изменение условий договора за прошедший период, однако возможность распространения условий договора ретроспективно является правом сторон и требует согласия всех лиц, заключающих договор."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 августа 2022 г. N Ф08-8153/22 по делу N А32-41356/2020