г. Краснодар |
|
29 августа 2022 г. |
Дело N А32-16535/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Простор" (ИНН 2313002546 ОГРН 1022302298920) - Кислякова Р.А. (доверенность от 14.01.2021), в отсутствие ответчика - администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района (ИНН2364001237, ОГРН 1092364000013), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Простор" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А32-16535/2021, установил следующее.
ООО "Простор" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным изложенного в письме администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района (далее - администрация) от 15.04.2021 N 200-2141/21-17 отказа в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в собственности общества, а также о возложении на администрацию обязанности принять решение о заключении с обществом соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала 23:44:0502010 и земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153 площадью 904 кв. м по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Красная, 226-Д, внесенных в государственный кадастр недвижимости под номером 23:44:0502010:727, в соответствии с проектами планировки и межевания территории квартала городской застройки г. Кропоткин, ограниченной улицей Ворошилова, улицей Красной, переулком Луначарского, внутриквартальным проездом по улице Красной, с разрешенным видом использования "для эксплуатации рынка, для размещения объектов торговли", утвержденными постановлением главы администрации г. Кропоткин от 27.07.2020 N 780 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество испрашивало у администрации заключения соглашения о перераспределении, предусматривающего предоставление обществу в собственность земельного участка площадью 936 кв. м, конфигурация границ которого не соответствует схеме земельного участка, подготовленной кадастровым инженером в составе проекта межевания территории. Фактически требования общества направлены на увеличение территории находящегося в его собственности земельного участка за счет земель муниципального образования через процедуру перераспределения в целях легализации занятия соответствующей территории муниципального образования торговым объектом и воспрепятствования требованию администрации об освобождении территории муниципального образования, заявленному в деле N А32-1834/2021.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, для сопоставления и анализа графической части, контуров с координатами характерных точек земельных участков необходимо наличие специальных познаний кадастрового инженера и проведение землеустроительной экспертизы, однако суд самостоятельно разрешил этот вопрос. Вопрос относительно конфигурации, характерных точек, площади земельных участков не входит в предмет разбирательства по настоящему делу, поскольку не упоминается в оспариваемом отказе администрации; в судебных заседаниях указанные вопросы не выносились на обсуждение, в связи с чем общество было лишено возможности представить свои возражения. Суды не исследовали, каким образом и в результате чего сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:44:0502010:727, не привлекли к участию в деле Кадастровую палату Краснодарского края. Оспариваемый отказ администрации мотивирован отсутствием изломанности границ земельных участков как необходимого условия для заключения соглашения о перераспределении. При этом проектом межевания территории и планировки территории предусмотрено выравнивание границ землепользований. Суды не учли, что техническое увеличение площади земельного участка, на который возникает право частной собственности в результате проведения кадастровых работ, не является неправомерным, если это происходит в пределах 10%. В спорной ситуации увеличение площади участка составляет 32 кв. м или 3,5 %.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153 площадью 904 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Красная, 226-Д (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:44:0502010:153).
17 февраля 2021 года общество обратилось в администрацию с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, согласно проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации от 27.07.2020 N 780 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала городской застройки, ограниченного улицей Ворошилова, улицей Красной, переулком Луначарского, внутриквартальным проездом по улице Красной" (далее - постановление N 780), об образовании земельного участка общей площадью 936 кв. м с видом разрешенного использования "для эксплуатации рынка, для размещения объектов торговли", состоящего из земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153 площадью 904 кв. м с видом разрешенного использования "для эксплуатации рынка", и земель кадастрового квартала 23:44:0502010 площадью 32 кв. м.
Письмом от 15.04.2021 N 200-2141/21-17 администрация отказала обществу в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153, сославшись на подпункт 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствие обстоятельств, в силу которых возможно перераспределение, а также на то, что наличие проекта межевания территории само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения; наличие вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка, для цели исключения которых должно осуществляться перераспределение за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, не подтверждено.
Полагая незаконным отказ администрации, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований, исходя из следующего.
В силу пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые установлены главой V.4 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе в целях: приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Как установлено пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Кодекса.
Суды учли, что в рассматриваемом случае процедура перераспределения земельных участков осуществлялась в порядке подготовки проекта планировки (постановление администрации от 03.02.2020 N 111 "О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала городской застройки, ограниченного улицей Ворошилова, улицей Красной, переулком Луначарского, внутриквартальным проездом по улице Красной") и проекта межевания территории, утвержденного постановлением N 780. Проект планировки территории квартала городской застройки, ограниченного ул. Ворошилова, ул. Красная, пер. Луначарского и внутриквартальным проездом по ул. Красной подготовлен ООО "Перспектива" по заказу общества в 2020 году (том 1, л. д. 19 - 49).
Вместе с тем, суды установили, что путем заключения соглашения о перераспределении земельных участков общество, с 16.02.2011 являющееся собственником земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153 площадью 904 кв. м, испрашивает вновь сформированный земельный участок с кадастровым номером 23:44:0502010:727 площадью 936 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 23:44:0502010:727 площадью 936 кв. м с видом разрешенного использования "для эксплуатации рынка, для размещения объектов торговли", поставлен на кадастровый учет 28.12.2020, права на данный участок не зарегистрированы (том 1, л. д. 91 - 92).
Между тем, в проекте межевания территории "Квартал городской застройки, ограниченной улицей Ворошилова, улицей Красной, переулком Луначарского, внутриквартальным проездом по улице Красной", подготовленном кадастровым инженером Резановым С.В. в 2020 году и представленном обществом в материалы дела, содержится указание на то, что для соблюдения права собственности площадь формируемого участка совпадает с площадью исходного участка и составляет 904 кв. м (лист 8 проекта межевания - том 1, л. д. 41). В ходе выполнения задач проекта образован один новый земельный участок: ЗУ1 в кадастровом квартале 23:44:0502010 путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153 с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности. При этом площадь образованного земельного участка: ЗУ1 в соответствующей таблице установлена в размере 904 кв. м (лист 6 проекта межевания - том 1, л. д. 43). Как указано в проекте межевания, для соблюдения права собственности площадь формируемого участка совпадает с площадью исходного участка и составляет 904 кв. м (том 1, л. д. 39 - 41).
Суды отметили, что из подготовленной кадастровым инженером Резановым С.В. схемы земельного участка, являющейся частью разработанного им проекта межевания территории, видно, что площадь формируемого участка составляет 904 кв. м, что прямо указано в схеме (том 1, л. д. 43).
Суды указали, что приведенные в схеме координаты формируемого в результате перераспределения земельного участка свидетельствуют о том, что точка N 2 формируемого земельного участка отстоит от границы существующего земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153 таким образом, что часть существующего земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153 в районе данной точки N 2 в случае перераспределения останется за границами формируемого земельного участка, а положение точек границы формируемого земельного участка N 3 и N 4 таково, что площадь земельного участка в случае перераспределения земель будет увеличена за счет этих двух точек N 3, 4 путем присоединения прилегающего земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Данный вывод суды сделали в результате сопоставления границ формируемого земельного участка (том 1, л. д. 43, 120) и приведенных в выписках из ЕГРН контуров границ исходного земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153 (том 1, л. д. 88 - 90) и испрашиваемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:727 (том 1, л. д. 91 - 92).
Суды сопоставили границы исходного земельного участка, границы формируемого участка согласно подготовленной кадастровым инженером схеме и границы испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:727 и установили, что в составе испрашиваемого земельного участка сохранена та его часть, которая согласно подготовленной кадастровым инженером схеме должна быть выведена за пределы формируемого в результате перераспределения земельного участка (координата формируемого земельного участка - точка N 2).
Документально выводы судов общество не опровергло.
Таким образом, довод общества об отсутствии у суда специальных познаний для постановки указанных выводов подлежит отклонению, поскольку различие в границах и площадях земельных участков является очевидным и не требует наличия специальных познаний, что профессионально подтверждено судами, и отражено в судебных актах, поэтому назначение судебной экспертизы не является необходимым.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды сделали обоснованный вывод о том, что в результате заключения соглашения о перераспределении земель общество рассчитывает на увеличение площади своего земельного участка с 904 кв. м до 936 кв. м с одновременным изменением конфигурации границ земельного участка за счет приращения к земельному участку смежной территории муниципального образования.
Суды правильно исходили из того, что в утвержденном администрацией проекте межевания территории указано на формирование в результате перераспределения земельного участка той же площади (904 кв. м), что и площадь первоначального земельного участка, и кадастровым инженером прямо указано, что для соблюдения права собственности площадь формируемого участка совпадает с площадью исходного участка и составляет 904 кв. м (том 1, л. д. 41).
Между тем, общество испрашивало у администрации заключения соглашения о перераспределении, предусматривающего предоставление обществу в собственность земельного участка площадью 936 кв. м, конфигурация границ которого не соответствует схеме земельного участка, подготовленной кадастровым инженером в составе проекта межевания территории.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что испрашиваемый обществом в порядке перераспределения земельный участок площадью 936 кв. м с кадастровым номером 23:44:0502010:727 не соответствует проекту межевания территории, обоснованно отказав в удовлетворении заявления общества о признании незаконным изложенного в письме от 15.04.2021 N 200-2141/21-17 отказа администрации и об обязании администрации заключить соглашение о перераспределении, предусматривающее перераспределение принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153 и земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:727.
Суды также учли, что по делу N А32-1834/2021 рассматривается исковое заявление администрации к обществу о демонтаже самовольно возведенных объектов - торгового павильона N 1 площадью 8 кв. м, торгового павильона N 2 площадью 75 кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:44:0502010:153.
По ходатайству общества определением суда от 25.05.2021 производство по делу N А32-1834/2021 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (N А32-16535/2021). Как указано в данном определении, в качестве одного из доводов в обоснование исковых требований администрация ссылается на то, что один из спорных объектов расположен частично за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153, на землях общего пользования, государственная собственность на которые не разграничена.
Суды верно указали, что заявленные в настоящем деле требования общества фактически направлены на увеличение территории находящегося в его собственности земельного участка за счет земель муниципального образования через процедуру перераспределения в целях легализации занятия соответствующей территории муниципального образования торговым объектом и воспрепятствования требованию администрации об освобождении территории муниципального образования, заявленному в деле N А32-1834/2021.
Доводы общества о том, что оспариваемый отказ администрации мотивирован отсутствием изломанности границ земельных участков как необходимого условия для заключения соглашения о перераспределении, подлежит отклонению, поскольку письмом от 15.04.2021 N 200-2141/21-17 администрация отказала обществу в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка с кадастровым номером 23:44:0502010:153, сославшись, в том числе на подпункт 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии, в том числе такого условия как подача заявления о перераспределении в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Кодекса.
Отказав обществу в удовлетворении требований, суды правильно исходили из того, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Кодекса.
Довод общества о неправомерном непривлечении судом к участию в деле Кадастровой палаты Краснодарского края подлежит отклонению как заявленный без учета статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и без обоснования того, как судебные акты по настоящему делу могут повлиять на права или обязанности Кадастровой палаты Краснодарского края по отношению к обществу или администрации.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе общества, исключают возможность удовлетворения последней в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А32-16535/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказав обществу в удовлетворении требований, суды правильно исходили из того, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Кодекса.
...
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 августа 2022 г. N Ф08-8792/22 по делу N А32-16535/2021