г. Краснодар |
|
30 августа 2022 г. |
Дело N А32-25059/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878) - Шекунова П.А. (доверенность от 30.23.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Опора-Юг" - Николайчук С.М. (доверенность от 27.04.2022), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "УК Айстрим", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу N А32-25059/2021, установил следующее.
ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Опора-Юг" (далее - общество) и ООО "УК Айстрим" (далее - компания) о взыскании 158 948 рублей суммы неосновательного обогащения в виде предоставленного преимущества при определении цены контракта.
Решением от 10.03.2022, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 25.05.2022, в иске отказано. Суды пришли к выводу о соответствии общества требованиям статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и правомерности получения им преференций в отношении цены контракта.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты, иск - удовлетворить. По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права. Контракт заключен 27.05.2020, в связи с этим при рассмотрении спора необходимо применять законодательство, действовавшее на момент заключения контракта. Преимущество организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта не предоставляется в случае закупки у единственного поставщика.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и возражения отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что учреждение 22.04.2020 в соответствии с Законом N 44-ФЗ разместило на официальном сайте Российской Федерации извещение о размещении открытого конкурса в электронной форме на предмет - "Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические. Поставка инвалидам подгузников для взрослых", по цене 31 789 600 (реестровый номер извещения N 0218100003720000059).
На основании протокола от 12.05.2020 N 0218100003720000059-3 подведения итогов электронного аукциона на право заключить государственный контракт "Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические. Поставка инвалидам подгузников для взрослых" принято решение о соответствии заявки общества требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. В результате проведенного аукциона общество предложило цену контракта 31 630 652 рубля.
В соответствии с частью 13 статьи 69 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что единая комиссия приняла решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в аукционе.
На основании части 3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ заказчику рекомендовано заключить контракт с обществом, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 и в порядке, установленном статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Общество, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги" (далее - Правила N 341), в составе заявки на участие в аукционе заявило о соответствии критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ, в связи с этим заказчик предоставил обществу преимущество и государственный контракт от 27.05.2020 N 082 заключен по начальной (максимальной) цене контракта на сумму 31 789 600 рублей.
Согласно части 3 статьи 29 Закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей, за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Учреждение, ссылаясь на то, что закупка осуществлялась у единственного поставщика в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, полагает, что общество не имело права на преимущество при определении цены контракта, поскольку было единственным участником.
В рамках досудебного урегулирования спора учреждение направило обществу требование о возврате денежных средств в размере 158 948 рублей, предоставленных в качестве преференции. Оставление претензии без ответа послужило основанием для обращения учреждения в суд с иском.
Согласно статье 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд, регулируются положениями Закона N 44-ФЗ.
Определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов регламентировано параграфом 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ.
Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен статьей 69 Закона N 44-ФЗ.
Предоставление преимуществ организациям инвалидов при участии в закупках регламентировано нормами статьи 29 Закона N 44-ФЗ, которые направлены на обеспечение социальной защиты инвалидов в части их реабилитации (статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент заключения контракта) организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 цитируемой статьи.
Действие статьи 29 Закона N 44-ФЗ распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (часть 2 названной статьи).
Суды установили, что уставной капитал общества состоит из вкладов Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора"".
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг (часть 3 статьи 29 Закона N 44-ФЗ).
Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (часть 3 статьи 29 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 29 части 3 статьи 29 Закона N 44-ФЗ и пункта 5 Правил N 341 контракт с организацией инвалидов, признанной победителем закупки, заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Частью 3 Правил N 341 установлено, что для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из правомерности получения ответчиком преференции на основании статьи 29 Закона N 44-ФЗ, поскольку статус участника как общероссийской организации подтверждается уставными документами. Суды также отметили, что государственный контракт стороны исполнили. Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у ответчика права на преимущество при определении цены контракта со ссылкой на то, что закупка осуществлялась у единственного поставщика, суды отклонили. Апелляционный суд указал, что из протокола от 06.05.2020 N 0218100003720000059-1 следует, что в электронном аукционе приняли участие два участника - под номерами 58 и 229. Закупка осуществлена конкурентным способом, контракт заключен с участником аукциона, вторая часть заявки которого соответствовала требованиям аукционной документации. Следует отметить, что допуская ответчика к участию в аукционе, впоследствии признавая его победителем и заключая с ним государственный контракт, заказчик не подвергал сомнению действительность принятого решения и установленной цены контракта.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, учтены судами при рассмотрении спора, выводы судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают существенных нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу N А32-25059/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 29 части 3 статьи 29 Закона N 44-ФЗ и пункта 5 Правил N 341 контракт с организацией инвалидов, признанной победителем закупки, заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Частью 3 Правил N 341 установлено, что для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из правомерности получения ответчиком преференции на основании статьи 29 Закона N 44-ФЗ, поскольку статус участника как общероссийской организации подтверждается уставными документами. Суды также отметили, что государственный контракт стороны исполнили. Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
...
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2022 г. N Ф08-8937/22 по делу N А32-25059/2021