г. Краснодар |
|
31 августа 2022 г. |
Дело N А15-6888/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу N А15-6888/2021, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни (далее - таможня) от 29.11.2021 N 10801000-890/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.06.2022, постановление таможни от 29.11.2021 N 10801000-890/2021 признано незаконным и отменено. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
У перевозчика (общество) отсутствовала обязанность по проверке груза путем вскрытия опломбированного вагона. В пути следования целостность запорно-пломбировочных устройств, наложенных грузоотправителем, не нарушалась.
В кассационной жалобе таможня просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления общества - отказать. По мнению подателя жалобы, общество в нарушение требований статьи 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) сообщило таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест перемещаемого товара, что является административным правонарушением, предусмотренным частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Таможня считает необоснованными выводы судов об отсутствии в действиях общества вины в совершении административного правонарушения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.03.2021 на железнодорожную станцию Дербент прибыл вагон N 29020351. Перевозчик (ОАО "РЖД") на таможенный пост представил товаросопроводительные документы (ж/д накладная от 20.03.2021 N 30523563, фитосанитарный сертификат от 18.03.2021 N 031070101180321033, счет-фактуру от 18.03.2021 N 03/03-D), согласно которым заявлен товар "Лук репчатый скоропортящийся" в количестве 2640 сеток весом брутто 66 240 кг. Вагон по поручению "АГРОДАР" следует в Республику Азербайджан в адрес грузополучателя - "FOOD CITY".
По результатам таможенного досмотра установлено, что фактическое количество мест с товаром больше заявленного в товаросопроводительных документах, представленных перевозчиком таможенному органу. Фактическое количество мешков с товаром "Лук свежий скоропортящийся" составило 2713 сеток общим весом брутто 65 552 кг, что больше заявленного в товаросопроводительных документах количества на 73 грузовых мест. Таможня составила акт таможенного досмотра от 21.03.2021 N 10801040/210321/000316.
21 марта 2021 года таможня возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении N 10801000-890/2021, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
По результатам административного расследования 21.09.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении и 29.11.2021 принято постановление N 10801000-890/2021, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 55 тыс. рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды руководствовались статьями 71, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 16.1 КоАП РФ, статьями 2, 10, 87, 89, 92, 150, 310 Таможенного кодекса, статьей 28 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.06.2003 N 24 (действовали в спорный период).
Суды оценили представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод о том, что в действиях (бездействиях) общества отсутствуют признаки состава вменяемого правонарушения.
Суды установили, что груз в вагоне N 29020351 (товар "Лук репчатый скоропортящийся") принят обществом к перевозке в опломбированном вагоне. Согласно вагонному листу на повагонную отправку пломбы Н9327109 и Н9327110 установлены грузоотправителем. Из содержания акта таможенного досмотра от 21.03.2021 следует, что пломбы не нарушены.
Общество, приняв от грузоотправителя вагон с исправными ЗПУ и наложенными на них средствами таможенной идентификации, не имело возможности проверить правильность сведений о весе брутто товара, указанных отправителем в накладной.
Общество как перевозчик выполнило возложенные на него законом обязанности указать сведения, соответствующие коммерческим и транспортным (перевозочным) документам, а также предприняло достаточные меры для исполнения своих обязанностей.
Самостоятельные действия перевозчика по проверке товара, принятого к перевозке в опломбированном вагоне, выходят за рамки необходимых и разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для целей таможенного оформления груза.
Суды установили, что брутто вагона N 29020351 не превышало его технические характеристики. Данное обстоятельство таможней не оспаривается.
Недостоверность сведений о весе брутто товара, указанных в накладной, установлена в результате таможенного досмотра (в ходе которого произведено снятие ЗПУ отправителя, средств идентификации таможенного органа и вскрытие вагона).
На момент представления в таможню сообщения о прибытии товара и сопроводительных документов на товар у общества отсутствовали основания усомниться в достоверности сведений, предоставленных отправителем.
У общества отсутствовали основания и возможность самостоятельно проверить фактический вес брутто товара, указанный в товаросопроводительных документах, а также основания усомниться в достоверности сведений, предоставленных отправителем.
Наличие фактических обстоятельств, указывающих на необходимость принятия перевозчиком (обществом) соответствующих мер по проверке достоверности сведений о грузе, содержащихся в накладной, таможня в ходе производства по делу об административном правонарушении не доказала.
С учетом изложенного суды правомерно признали незаконным постановление таможни от 29.11.2021 N 10801000-890/2021 и удовлетворили заявленные обществом требования.
Апелляционный суд рассмотрел и обоснованно отклонил доводы таможни о том, что общество не было лишено права проверять достоверность массы грузов, в том числе, проверить сведения, указанные в накладной путем проведения взвешивания состава в динамике. Суд апелляционной инстанции указал, что перевозчик не обязан, а вправе проверять состояние груза, прибывшего в исправном транспортном средстве при отсутствии следов доступа. Обстоятельства и сведения, дающие повод для самостоятельного вскрытия такого транспортного средства, у перевозчика (общества) в данном случае отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, основаны на ином понимании заявителем норм права и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу N А15-6888/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам таможенного досмотра установлено, что фактическое количество мест с товаром больше заявленного в товаросопроводительных документах, представленных перевозчиком таможенному органу. Фактическое количество мешков с товаром "Лук свежий скоропортящийся" составило 2713 сеток общим весом брутто 65 552 кг, что больше заявленного в товаросопроводительных документах количества на 73 грузовых мест. Таможня составила акт таможенного досмотра от 21.03.2021 N 10801040/210321/000316.
21 марта 2021 года таможня возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении N 10801000-890/2021, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
По результатам административного расследования 21.09.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении и 29.11.2021 принято постановление N 10801000-890/2021, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 55 тыс. рублей.
...
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды руководствовались статьями 71, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 16.1 КоАП РФ, статьями 2, 10, 87, 89, 92, 150, 310 Таможенного кодекса, статьей 28 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.06.2003 N 24 (действовали в спорный период)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2022 г. N Ф08-8372/22 по делу N А15-6888/2021