г. Краснодар |
|
30 августа 2022 г. |
Дело N А61-4356/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, от истца - акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ИНН 1502002701, ОГРН 1021500580090) - Халлаева Х.З. (доверенность от 24.03.2022), от ответчика - администрации местного самоуправления г. Владикавказ (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087) - Гагиевой Н.В. (доверенность от 12.01.2022), от третьего лица - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" - Кудзиевой Т.Т. (доверенность от 01.01.2022), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Жилье 2010", общества с ограниченной ответственностью "Просвет", федерального государственного казенного учреждения "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Республике Северная Осетия - Алания", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления г. Владикавказ на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А61-4356/2019, установил следующее.
АО энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации местного самоуправления г. Владикавказ (далее - администрация) о взыскании 46 814 323 рублей 28 копеек стоимости фактических потерь в электрических сетях с 01.01.2015 по 30.06.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Жилье 2010", ООО "Просвет", ФГКУ "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Республике Северная Осетия - Алания", ПАО "Россети Северный Кавказ".
Решением от 10.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.06.2022, с ответчика в пользу истца взыскано 25 268 795 рублей 99 копеек задолженности с 01.07.2016 по 30.06.2018. В остальной части в удовлетворении иска отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 92 047 рублей государственной пошлины.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что спорные объекты электросетевого хозяйства не подключены к сетям сетевой организации в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Энергоустановки допущены в эксплуатацию за пределами спорного периода (24.07.2019). Для подтверждения порядка надлежащего присоединения объектов электросетевого хозяйства администрации к сетям сетевой организации необходимо представить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановок заявителя и акт об осуществлении технологического присоединения, однако такие документы не представлены. Суды не учли результаты экспертизы акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556, из которой следует, что подпись на четвертом листе акта в строке "Начальник управления по строительству администрации" выполнена не Беслекоевым З.А., а другим лицом, это подтверждает возможную фальсификацию акта. Из актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 06.11.2012 N 07/362 и от 29.03.2014 N 07/931 следует, что ранее электроснабжение 18 микрорайона осуществлялось от иной точки поставки - РП-ТП-10. Представленный в материалы дела расчет исковых требований основан на показаниях приборов учета, снятых в одностороннем порядке, без уведомления администрации; приборы учета устанавливались также без ведома ответчика в одностороннем порядке и до осуществления технологического присоединения.
В отзывах общество и ПАО "Россети Северный Кавказ" просят оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2015 по 30.06.2018 общество осуществляло энергоснабжение 31 - 32 микрорайонов г. Владикавказа.
В целях обеспечения электроэнергией потребителей истец (заказчик) и ПАО "Россети Северный Кавказ" (сетевая организация) заключили договор о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии по территориальной распределительной сети от 01.04.2012 N 168/2012.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 01.03.2013 N 15 АБ 074108, от 07.03.2013 N 15 АБ 074106 и N 15 АБ 074109, от 18.03.2013 N 15 АБ 074107 объекты электросетевого хозяйства в 31 - 32 микрорайонах г. Владикавказа принадлежат МО г. Владикавказ на праве собственности.
Указанные объекты электросетевого хозяйства присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
Сетевая организация отпускает электроэнергию по фидерам Ф-3, Ф-13 ПС "Западная" и Ф-16 и Ф-31 ПС "Юго-Западная" из своих сетей в сети администрации, к сетям которой присоединены потребители общества, приобретающие электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Точки поставки электроэнергии оборудованы приборами учета ЦЭ6850М N 89864988 на Ф-3 и N 89866159 в ячейке Ф-13, ЦЭ6850М N 007259079000157 на Ф-16 и ЦЭ6850М N 007251066000092 на Ф-31.
В сети администрации с 01.01.2015 по 30.06.2018 поступило 16 119 036 кВт/ч электроэнергии, что подтверждается актами снятия показаний приборов учета.
Объем потребленной электроэнергии потребителями гарантирующего поставщика, присоединенными к электрическим сетям ответчика, с 01.01.2015 по 30.06.2018 составил 5 820 950 кВт/ч, что подтверждается сведениями об объемах потребленной электроэнергии, отраженными в актах снятия показаний с приборов учета и ведомостях начислений.
Истец указал, что в сетях администрации с 01.01.2015 по 30.06.2018 возникли потери электрической энергии, которые составили 10 298 087 кВт/ч стоимостью 46 814 323 рубля 28 копеек.
Полагая, что администрация как владелец объектов электросетевого имущества необоснованно уклоняется от оплаты стоимости потерь электроэнергии, возникших в электрических сетях, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 26, 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Правилами N 861, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу том, что лицом, обязанным оплачивать стоимость потерь, является администрация, в собственности которой в спорный период находились объекты электросетевого хозяйства. При этом отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях. Данная обязанность возложена на собственников и иных владельцев сетевого хозяйства действующим законодательством. С учетом заявления о пропуске срока исковой давности суды пришли к выводу об обоснованности требований общества в размере 25 268 795 рублей 99 копеек с 01.07.2016 по 30.06.2018. Объем фактических потерь электрической энергии общество определило в соответствии с положениями пункта 50 Правил N 861 как разницу между объемом электроэнергии, поставленным в электрическую сеть администрации, и объемом электрической энергии, вышедшем из ее электрической сети.
Суды исходили из того, что объекты электросетевого хозяйства администрации фактически присоединены к сетям ПАО "Россети Северный Кавказ".
Учитывая, что в апреле 2012 объекты электросетевого имущества г. Владикавказа переданы ГУП "Аланияэлектросеть", 20.07.2012 ПАО "Россети Северный Кавказ" и ГУП "Аланияэлектросеть" подписали договор N 237/2012 об осуществлении технологического присоединения в отношении энергопринимающих устройств 31 - 32 микрорайонов г. Владикавказа, максимальной мощностью 4100 кВт, 2-я категория надежности.
29 мая 2014 года ГУП "Аланияэлектросеть" и администрация составили акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности N 07/931, согласно которому ответчику принадлежит 2КЛ-6кВ от РП-ТП-10 до ТП-6/0, 4кВ МКР 31 - 32, ТП-6/0, 4кВ МКР 31 - 32 в количестве 3 шт., и КЛ-6кВ между ТП-6/0, 4кВ МКР 31 - 32.
Договор на осуществление технологического присоединения от 09.06.2016 N 234/2016 ПАО "Россети Северный Кавказ" и Управление по строительству администрации заключили в отношении присоединения энергопринимающих устройств 31 - 32 микрорайона г. Владикавказа, максимальной мощностью 4200 кВт, 2-я категория надежности.
Согласно утвержденным ТУ от 25.03.2016 N 556 строительство 2-х ЛЭП 6 кВ от 2-х резервных ячеек на I и II СШ ЗРУ-бкВ ПС 110 кВ Юго-Западная до проектируемых ТП6/0,4 кВ возложено на заявителя.
В октябре - ноябре 2017 года сетевой организацией в соответствии с техническими условиями к договору на осуществление технологического присоединения от 09.06.2016 N 234/2016 питание объектов от РП ТП-10 переведено на Ф-16, Ф-31 ПС "Юго-Западная". Точки поставки электроэнергии оборудованы приборами учета ЦЭ6850М N 007259079000157 на Ф-16 и ЦЭ6850М N 007251066000092 на Ф-31.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что технологическое присоединение осуществлялось в рамках заключенного договора на технологическое присоединение.
Возражая против исковых требований, администрация указала, что процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств в спорный период не завершилась ввиду отсутствия акта об осуществлении технологического присоединения, составлению которого предшествует получение разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
Указанный довод отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела подтверждено, что в многоквартирные дома, находящиеся в 31 - 32 микрорайонах г. Владикавказа, в спорном периоде осуществлялась поставка электроэнергии, соответственно, технологическое присоединение объектов к электрическим сетям выполнено. Названные многоквартирные дома введены в эксплуатацию, в связи с чем заключены договоры на предоставление коммунальной услуги по электроснабжению.
При фактически осуществленном технологическом присоединении энергопринимающих устройств ответчика к электрическим сетям сетевой организации само по себе отсутствие в спорный период разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор за допуском в эксплуатацию рассматриваемых объектов электросетевого хозяйства, не свидетельствует о нарушении порядка технологического присоединения.
Более того, в рамках дела N А61-2334/2019 по спору между теми же лицами о взыскании стоимости фактических потерь в электрических сетях за следующий период установлено, что 24.07.2019 Ростехнадзор выдал разрешение на допуск электроустановок в эксплуатацию, технологическое присоединение которых осуществлялось в рамках договора от 09.06.2016 N 234/2016. Подписанный сторонами акт о выполнении технических условий свидетельствует о том, что технологическое присоединение осуществлено в соответствие с техническими нормами, предусмотренными действующим законодательством.
Ссылка ответчика на доследственную экспертизу, согласно которой подпись на четвертом листе акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556 выполнена не Беслекоевым З.А. (начальник управления по строительству администрации), а иным неустановленным лицом, не принимается, поскольку указанное исследование проведено за рамками рассмотрения данного спора, а утверждение о возможной фальсификации акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556 носит предположительный характер.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, сделаны при правильном применении норм права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А61-4356/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 26, 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Правилами N 861, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу том, что лицом, обязанным оплачивать стоимость потерь, является администрация, в собственности которой в спорный период находились объекты электросетевого хозяйства. При этом отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях. Данная обязанность возложена на собственников и иных владельцев сетевого хозяйства действующим законодательством. С учетом заявления о пропуске срока исковой давности суды пришли к выводу об обоснованности требований общества в размере 25 268 795 рублей 99 копеек с 01.07.2016 по 30.06.2018. Объем фактических потерь электрической энергии общество определило в соответствии с положениями пункта 50 Правил N 861 как разницу между объемом электроэнергии, поставленным в электрическую сеть администрации, и объемом электрической энергии, вышедшем из ее электрической сети."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2022 г. N Ф08-8231/22 по делу N А61-4356/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8231/2022
17.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1499/2022
10.03.2022 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-4356/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-4356/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-4356/19