Приложение 1
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 20 декабря 2023 г. N 1241
Рекомендации
к проведению амбулаторного приема и алгоритм ведения амбулаторного приема в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому населению
24 января 2024 г.
I. Общие рекомендации к проведению амбулаторного приема
1. В течение каждого приема медицинский работник:
1.1. Проявляет по отношению к пациенту следующие черты характера: вежливость, доброжелательность, корректность и участие.
1.2. Задает пациенту уточняющие вопросы, которые направлены на прояснение цели посещения.
1.3. Внимательно выслушивает ответы пациента, корректно направляет беседу.
1.4. Задает вопросы в доступной для пациента форме, при необходимости разъясняет пациенту сказанное.
1.5. Внимательно изучает электронную медицинскую карту (далее - ЭМК) пациента с целью определения необходимости проведения мероприятий по профилактике возникновения/обострения и распространения заболеваний, а также по формированию здорового образа жизни населения (ДН, диспансеризация/профилактический осмотр, вакцинация и т. д.).
1.6. Доносит до пациента важность проведения всего объема лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, назначенных лечащим врачом, в результате которых наступает выздоровление, улучшение/ремиссия заболевания (или госпитализация).
2. Поведение, действия, фразы и реплики, не рекомендуемые к использованию в течение каждого приема:
2.1. Демонстрирование превосходства, подшучивание, насмешки по отношению к пациенту (родственникам пациента).
2.2. Критика пациента, родственников пациента, коллег, руководства и пр.
2.3. Использование сложной профессиональной терминологии, подчеркивающей некомпетентность пациента в вопросах медицины.
2.4. Использование обращений, обезличивающих пациента, а также провоцирующих и деструктивных фраз (примеры обращений, фраз и реплик, не рекомендуемых к использованию: "девушка, женщина", "молодой человек, мужчина", "не получится", "ваша проблема", "невозможно", "нет, нельзя").
2.5. Использование негативных слов и односложных предложений (примеры негативных слов и односложных предложений: "Стоп!", "Хватит!", "Достаточно!", "Ясно!").
II. Алгоритм ведения амбулаторного приема
Раздел 1 изменен с 24 января 2024 г. - Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 января 2024 г. N 40
1. Установление контакта с пациентом, обращение к пациенту (I этап приема)
Устанавливать контакт с пациентом и проводить обращение к пациенту следует уже после того, как ЭМК открыта и начат прием, так ценная информация от пациента точно попадет в протокол осмотра *.
Содержание этапа/прием |
Первичный |
Повторный |
1.1. Установление контакта с пациентом, приветствие пациента (рекомендуемые фразы к использованию: "Добрый день/вечер/утро", "Здравствуйте"; не допускается приветствие следующими фразами: "Да, входите, слушаю"; "Что у Вас"; "Здрасьте") |
V |
V |
1.2. Обращение к пациенту (обращение к пациенту всегда по имени отчеству или на "Вы") |
V |
V |
Резюме I этапа приема:
- ЭМК пациента открыта - нажать кнопку "начать прием";
- установление контакта, приветствие пациента - произведено;
- обращение к пациенту, корректное обращение - произведено, осуществляется.
Абзац исключен с 24 января 2024 г. - Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 января 2024 г. N 40
Абзац исключен с 24 января 2024 г. - Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 января 2024 г. N 40
Абзац исключен с 24 января 2024 г. - Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 января 2024 г. N 40
2. Сбор информации о пациенте (II этап приема)
Содержание этапа/прием |
Первичный |
Повторный |
2.1. Проведение опроса пациента на предмет жалоб и самочувствия (пример: "Иван Иванович, как Ваше самочувствие?"; "Что Вас беспокоит?") |
V |
V |
2.2. Сбор анамнеза (при первичном визите пациента сбор информации обязательно должен включать все виды анамнеза: анамнез заболевания, жизни, эпидемиологический и аллергологический анамнез) |
V |
- |
2.3. Оценка динамики состояния пациента с даты последнего осмотра, результатов исследований и других консультаций (примеры: "Как изменилось Ваше самочувствие с момента последнего посещения врача?", "Как переносите лечение?", "По результатам Вашего анализа крови вижу отклонения от нормы") |
- |
V |
Рекомендации при взаимодействии с пациентом на II этапе приема:
Необходимо полностью выслушать пациента, при необходимости задавать уточняющие вопросы, проявлять участие и заинтересованность в ситуации пациента.
При необходимости прервать пациента, не использовать негативных слов и односложных предложений, таких как: "Хватит!", "Достаточно!", "Стоп!", "Ясно!", делайте это в вежливой форме, например, "Иван Иванович, разрешите Вас прервать. Правильно понимаю, что колено болит только во время ходьбы?".
Резюме II этапа приема:
- опрос - проведен;
- анамнез - собран (динамика - оценена).
3. Осмотр пациента (III этап приема) *
Содержание этапа/прием |
Первичный |
Повторный |
3.1. Проведение осмотра пациента |
V |
V |
Рекомендации при коммуникации и взаимодействии с пациентом на данном этапе:
- При коммуникации с пациентом формулируйте свои инструкции в уважительной манере, не используйте односложных повелительных наклонений, например, "сядьте", "встаньте", "разденьтесь".
- Комментируйте пациенту свои действия, например, "Иван Иванович, сейчас я буду прослушивать Ваше дыхание - фонендоскоп может показаться Вам холодным".
Резюме III этапа приема:
- инструкции пациенту - озвучены;
- осмотр - проведен;
- повелительные наклонения - нет;
- комментирование действий - да.
-----------------------
*В случае если прием предусматривает проведение осмотра пациента в отдельном от кабинета помещении (смотровой/перевязочной/манипуляционной), то необходимо проговаривать инструкции для пациента к предстоящему осмотру еще до перемещения к месту осмотра. Примером выполнения такой рекомендации может служить: "Сейчас мне необходимо Вас осмотреть, мы с Вами пройдем в смотровую, там я попрошу Вас раздеться, присесть на кушетку, и мы осмотрим Вашу рану, пройдемте", "Сейчас, мы с Вами пройдем в смотровую, необходимо провести осмотр предстательной железы, для этого Вам нужно раздеться до пояса, лечь на кушетку на бок и согнуть ноги к животу, пройдемте" и др. (актуально для врача хирурга, уролога, колопроктолога, офтальмолога, оториноларинголога, ВОП при использовании манипуляционной).
4. Установление диагноза, заключение о здоровье пациента (IV этап приема)
Содержание этапа/прием |
Первичный |
Повторный |
1.1. Установление диагноза пациента / Заключение о здоровье пациента. Необходимо помнить, что основным запросом пациента при посещении врача является ответ на следующие вопросы: "Что со мной?", "Что мне делать?". Поэтому никогда не следует пренебрегать данным этапом приема, пациент должен получить понятное заключение о состоянии его здоровья или услышать свой диагноз. (Пример: "Иван Иванович, у Вас гипертония / артериальная гипертензия / у Вас креатинин повышен, для определения точного диагноза необходимо пройти дополнительное обследование") |
V |
V |
1.2. Заключение о динамике состояния пациента с момента последнего осмотра тоже является способом заключения о состоянии здоровья пациента. (Пример: "Иван Иванович, пока состояние прежнее, динамики нет, будем продолжать лечение") |
- |
V |
Рекомендации при коммуникации и взаимодействии с пациентом на данном этапе:
- Убедитесь, что пациенту понятен его диагноз, например, "Иван Иванович, у Вас есть вопросы по Вашему диагнозу?", "Готов/а предоставить развернутый ответ/ответить подробно"; "Иван Иванович, Вам нужно подробнее рассказать о Вашем диагнозе?"
Резюме IV этапа приема:
- заключение - озвучено / динамика состояния - оценена;
- пациент осведомлен о диагнозе / понимает свой диагноз - да.
5. Назначение и рекомендации (V этап приема)
Содержание этапа/прием |
Первичный |
Повторный |
1.3. Назначение терапии, исследований, рекомендаций или дополнительных консультаций |
V |
V при наличии показаний |
Рекомендации при коммуникации и взаимодействии с пациентом на данном этапе:
- При необходимости назначить лекарственную терапию разъясните пациенту дозировку, периодичность, правила применения и срок приема лекарственных препаратов, например, "Принимать этот препарат следует по 1 таблетке 3 раза в день после еды в течение 14 дней".
- Сообщите пациенту о возможных побочных действиях препаратов.
- При повторном приеме сообщите пациенту о необходимости завершить или продолжить прием лекарственных препаратов.
- В случае назначения исследований необходимо разъяснить пациенту его дальнейшую маршрутизацию с объяснением, куда и для чего ему необходимо обратиться после приема, например, "Вам нужно обратиться на медицинский пост".
- Необходимо разъяснить пациенту смысл назначенных исследований / объяснить ожидаемый эффект от назначений для пациента, например: "Суточная моча показывает работу Ваших почек / после приема Вами назначенных препаратов у Вас снизится холестерин".
- Независимо от назначений лекарственных препаратов или диагностических исследований пациент должен получить от врача рекомендации по образу жизни и профилактическим мерам, например: "Иван Иванович, Вам необходимо снизить употребление соленой жирной пищи, кроме этого рекомендую вам проходить в день не менее 10 000 шагов".
- Сообщите пациенту о возможных последствиях несоблюдения рекомендаций и мер профилактики, например: "Иван Иванович, в случае несоблюдения Вами рекомендаций Ваше самочувствие может резко ухудшиться".
- Определите пациенту дату следующей явки, а в случае, если явка не обязательна, то опишите условия, при которых понадобится явка, например: "Иван Иванович, если Ваше самочувствие будет ухудшаться, пожалуйста, запишитесь ко мне на прием".
Резюме V этапа приема:
- назначение - произведено;
- разъяснения о лекарственных препаратах - даны (при необходимости);
- дальнейшая маршрутизация - произведена (при необходимости);
- ожидаемый эффект от назначений - разъяснен;
- рекомендации по образу жизни (профилактике) - даны;
- ознакомление с последствиями несоблюдения рекомендаций и мер профилактики - произведено;
- дата следующей явки или условия ее необходимости - определены.
6. Завершение приема, резюме приема (VI этап приема)
Этап проводится обязательно, ещё до завершения приема в ЭМК. таким образом ценная информация от пациента точно попадет в протокол осмотра.
Содержание этапа/прием |
Первичный |
Повторный |
1.4. Врач убеждается, что пациенту понятны назначения и рекомендации врача, что у пациента не осталось вопросов по приему. (Пример: "Иван Иванович, у Вас остались вопросы по назначениям, рекомендациям или по приему в целом?") |
V |
V |
1.5. Врач прощается с пациентом. Завершение приема доброжелательной фразой. (Пример: "Всего доброго"; "До свидания") |
V |
V |
Рекомендации при коммуникации и взаимодействии с пациентом на данном этапе:
- Убедитесь, что пациенту понятны назначения и рекомендации и то, что у пациента не осталось вопросов по приему, например, "Иван Иванович, у Вас есть вопросы по назначениям, рекомендациям или по приему?".
- Завершите прием доброжелательной фразой, например, "Всего доброго!" или "До свидания!".
- Не рекомендуется завершать прием следующими фразами и формулировками: "Ждем вас снова", "Идите уже", "Пока", "Ну, все", "Выздоравливайте!", "Не болейте" и тому подобное.
Резюме VI этапа приема:
- Вопрос о понимании пациентом дальнейших действий - задан;
- На вопросы пациента - ответы даны;
- Прощание - состоялось.
Завершение приема в ЭМК производится только после выполнения этого этапа.