Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 1. Рекомендации к проведению амбулаторного приема и алгоритм ведения амбулаторного приема в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому населению

Приложение 1
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 20 декабря 2023 г. N 1241

 

Рекомендации
к проведению амбулаторного приема и алгоритм ведения амбулаторного приема в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому населению

С изменениями и дополнениями от:

24 января 2024 г.

 

I. Общие рекомендации к проведению амбулаторного приема

 

1. В течение каждого приема медицинский работник:

1.1. Проявляет по отношению к пациенту следующие черты характера: вежливость, доброжелательность, корректность и участие.

1.2. Задает пациенту уточняющие вопросы, которые направлены на прояснение цели посещения.

1.3. Внимательно выслушивает ответы пациента, корректно направляет беседу.

1.4. Задает вопросы в доступной для пациента форме, при необходимости разъясняет пациенту сказанное.

1.5. Внимательно изучает электронную медицинскую карту (далее - ЭМК) пациента с целью определения необходимости проведения мероприятий по профилактике возникновения/обострения и распространения заболеваний, а также по формированию здорового образа жизни населения (ДН, диспансеризация/профилактический осмотр, вакцинация и т. д.).

1.6. Доносит до пациента важность проведения всего объема лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, назначенных лечащим врачом, в результате которых наступает выздоровление, улучшение/ремиссия заболевания (или госпитализация).

2. Поведение, действия, фразы и реплики, не рекомендуемые к использованию в течение каждого приема:

2.1. Демонстрирование превосходства, подшучивание, насмешки по отношению к пациенту (родственникам пациента).

2.2. Критика пациента, родственников пациента, коллег, руководства и пр.

2.3. Использование сложной профессиональной терминологии, подчеркивающей некомпетентность пациента в вопросах медицины.

2.4. Использование обращений, обезличивающих пациента, а также провоцирующих и деструктивных фраз (примеры обращений, фраз и реплик, не рекомендуемых к использованию: "девушка, женщина", "молодой человек, мужчина", "не получится", "ваша проблема", "невозможно", "нет, нельзя").

2.5. Использование негативных слов и односложных предложений (примеры негативных слов и односложных предложений: "Стоп!", "Хватит!", "Достаточно!", "Ясно!").

 

II. Алгоритм ведения амбулаторного приема

 

Информация об изменениях:

Раздел 1 изменен с 24 января 2024 г. - Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 января 2024 г. N 40

См. предыдущую редакцию

1. Установление контакта с пациентом, обращение к пациенту (I этап приема)

 

Устанавливать контакт с пациентом и проводить обращение к пациенту следует уже после того, как ЭМК открыта и начат прием, так ценная информация от пациента точно попадет в протокол осмотра *.

 

Содержание этапа/прием

Первичный

Повторный

1.1. Установление контакта с пациентом, приветствие пациента (рекомендуемые фразы к использованию: "Добрый день/вечер/утро", "Здравствуйте";

не допускается приветствие следующими фразами: "Да, входите, слушаю"; "Что у Вас"; "Здрасьте")

V

V

1.2. Обращение к пациенту (обращение к пациенту всегда по имени отчеству или на "Вы")

V

V

 

Резюме I этапа приема:

- ЭМК пациента открыта - нажать кнопку "начать прием";

- установление контакта, приветствие пациента - произведено;

- обращение к пациенту, корректное обращение - произведено, осуществляется.

 

Абзац исключен с 24 января 2024 г. - Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 января 2024 г. N 40

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

Абзац исключен с 24 января 2024 г. - Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 января 2024 г. N 40

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

Абзац исключен с 24 января 2024 г. - Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 января 2024 г. N 40

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

2. Сбор информации о пациенте (II этап приема)

 

Содержание этапа/прием

Первичный

Повторный

2.1. Проведение опроса пациента на предмет жалоб и самочувствия (пример: "Иван Иванович, как Ваше самочувствие?"; "Что Вас беспокоит?")

V

V

2.2. Сбор анамнеза (при первичном визите пациента сбор информации обязательно должен включать все виды анамнеза: анамнез заболевания, жизни, эпидемиологический и аллергологический анамнез)

V

-

2.3. Оценка динамики состояния пациента с даты последнего осмотра, результатов исследований и других консультаций (примеры: "Как изменилось Ваше самочувствие с момента последнего посещения врача?", "Как переносите лечение?", "По результатам Вашего анализа крови вижу отклонения от нормы")

-

V

 

Рекомендации при взаимодействии с пациентом на II этапе приема:

Необходимо полностью выслушать пациента, при необходимости задавать уточняющие вопросы, проявлять участие и заинтересованность в ситуации пациента.

При необходимости прервать пациента, не использовать негативных слов и односложных предложений, таких как: "Хватит!", "Достаточно!", "Стоп!", "Ясно!", делайте это в вежливой форме, например, "Иван Иванович, разрешите Вас прервать. Правильно понимаю, что колено болит только во время ходьбы?".

 

Резюме II этапа приема:

- опрос - проведен;

- анамнез - собран (динамика - оценена).

 

3. Осмотр пациента (III этап приема) *

 

Содержание этапа/прием

Первичный

Повторный

3.1. Проведение осмотра пациента

V

V

 

Рекомендации при коммуникации и взаимодействии с пациентом на данном этапе:

- При коммуникации с пациентом формулируйте свои инструкции в уважительной манере, не используйте односложных повелительных наклонений, например, "сядьте", "встаньте", "разденьтесь".

- Комментируйте пациенту свои действия, например, "Иван Иванович, сейчас я буду прослушивать Ваше дыхание - фонендоскоп может показаться Вам холодным".

 

Резюме III этапа приема:

- инструкции пациенту - озвучены;

- осмотр - проведен;

- повелительные наклонения - нет;

- комментирование действий - да.

 

-----------------------

*В случае если прием предусматривает проведение осмотра пациента в отдельном от кабинета помещении (смотровой/перевязочной/манипуляционной), то необходимо проговаривать инструкции для пациента к предстоящему осмотру еще до перемещения к месту осмотра. Примером выполнения такой рекомендации может служить: "Сейчас мне необходимо Вас осмотреть, мы с Вами пройдем в смотровую, там я попрошу Вас раздеться, присесть на кушетку, и мы осмотрим Вашу рану, пройдемте", "Сейчас, мы с Вами пройдем в смотровую, необходимо провести осмотр предстательной железы, для этого Вам нужно раздеться до пояса, лечь на кушетку на бок и согнуть ноги к животу, пройдемте" и др. (актуально для врача хирурга, уролога, колопроктолога, офтальмолога, оториноларинголога, ВОП при использовании манипуляционной).

 

4. Установление диагноза, заключение о здоровье пациента (IV этап приема)

 

Содержание этапа/прием

Первичный

Повторный

1.1. Установление диагноза пациента / Заключение о здоровье пациента.

Необходимо помнить, что основным запросом пациента при посещении врача является ответ на следующие вопросы: "Что со мной?", "Что мне делать?". Поэтому никогда не следует пренебрегать данным этапом приема, пациент должен получить понятное заключение о состоянии его здоровья или услышать свой диагноз. (Пример: "Иван Иванович, у Вас гипертония / артериальная гипертензия / у Вас креатинин повышен, для определения точного диагноза необходимо пройти дополнительное обследование")

V

V

1.2. Заключение о динамике состояния пациента с момента последнего осмотра тоже является способом заключения о состоянии здоровья пациента.

(Пример: "Иван Иванович, пока состояние прежнее, динамики нет, будем продолжать лечение")

-

V

 

Рекомендации при коммуникации и взаимодействии с пациентом на данном этапе:

- Убедитесь, что пациенту понятен его диагноз, например, "Иван Иванович, у Вас есть вопросы по Вашему диагнозу?", "Готов/а предоставить развернутый ответ/ответить подробно"; "Иван Иванович, Вам нужно подробнее рассказать о Вашем диагнозе?"

 

Резюме IV этапа приема:

- заключение - озвучено / динамика состояния - оценена;

- пациент осведомлен о диагнозе / понимает свой диагноз - да.

 

5. Назначение и рекомендации (V этап приема)

 

Содержание этапа/прием

Первичный

Повторный

1.3. Назначение терапии, исследований, рекомендаций или дополнительных консультаций

V

V

при наличии показаний

 

Рекомендации при коммуникации и взаимодействии с пациентом на данном этапе:

- При необходимости назначить лекарственную терапию разъясните пациенту дозировку, периодичность, правила применения и срок приема лекарственных препаратов, например, "Принимать этот препарат следует по 1 таблетке 3 раза в день после еды в течение 14 дней".

- Сообщите пациенту о возможных побочных действиях препаратов.

- При повторном приеме сообщите пациенту о необходимости завершить или продолжить прием лекарственных препаратов.

- В случае назначения исследований необходимо разъяснить пациенту его дальнейшую маршрутизацию с объяснением, куда и для чего ему необходимо обратиться после приема, например, "Вам нужно обратиться на медицинский пост".

- Необходимо разъяснить пациенту смысл назначенных исследований / объяснить ожидаемый эффект от назначений для пациента, например: "Суточная моча показывает работу Ваших почек / после приема Вами назначенных препаратов у Вас снизится холестерин".

- Независимо от назначений лекарственных препаратов или диагностических исследований пациент должен получить от врача рекомендации по образу жизни и профилактическим мерам, например: "Иван Иванович, Вам необходимо снизить употребление соленой жирной пищи, кроме этого рекомендую вам проходить в день не менее 10 000 шагов".

- Сообщите пациенту о возможных последствиях несоблюдения рекомендаций и мер профилактики, например: "Иван Иванович, в случае несоблюдения Вами рекомендаций Ваше самочувствие может резко ухудшиться".

- Определите пациенту дату следующей явки, а в случае, если явка не обязательна, то опишите условия, при которых понадобится явка, например: "Иван Иванович, если Ваше самочувствие будет ухудшаться, пожалуйста, запишитесь ко мне на прием".

 

Резюме V этапа приема:

- назначение - произведено;

- разъяснения о лекарственных препаратах - даны (при необходимости);

- дальнейшая маршрутизация - произведена (при необходимости);

- ожидаемый эффект от назначений - разъяснен;

- рекомендации по образу жизни (профилактике) - даны;

- ознакомление с последствиями несоблюдения рекомендаций и мер профилактики - произведено;

- дата следующей явки или условия ее необходимости - определены.

 

6. Завершение приема, резюме приема (VI этап приема)

 

Этап проводится обязательно, ещё до завершения приема в ЭМК. таким образом ценная информация от пациента точно попадет в протокол осмотра.

 

Содержание этапа/прием

Первичный

Повторный

1.4. Врач убеждается, что пациенту понятны назначения и рекомендации врача, что у пациента не осталось вопросов по приему. (Пример: "Иван Иванович, у Вас остались вопросы по назначениям, рекомендациям или по приему в целом?")

V

V

1.5. Врач прощается с пациентом. Завершение приема доброжелательной фразой. (Пример: "Всего доброго"; "До свидания")

V

V

 

Рекомендации при коммуникации и взаимодействии с пациентом на данном этапе:

- Убедитесь, что пациенту понятны назначения и рекомендации и то, что у пациента не осталось вопросов по приему, например, "Иван Иванович, у Вас есть вопросы по назначениям, рекомендациям или по приему?".

- Завершите прием доброжелательной фразой, например, "Всего доброго!" или "До свидания!".

- Не рекомендуется завершать прием следующими фразами и формулировками: "Ждем вас снова", "Идите уже", "Пока", "Ну, все", "Выздоравливайте!", "Не болейте" и тому подобное.

 

Резюме VI этапа приема:

- Вопрос о понимании пациентом дальнейших действий - задан;

- На вопросы пациента - ответы даны;

- Прощание - состоялось.

Завершение приема в ЭМК производится только после выполнения этого этапа.