Выборы 2003: горячая линия
В течение агитационного периода местной телекомпанией у кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было взято интервью, в котором освещалась профессиональная деятельность кандидата, не связанная с предстоящими выборами. Не является ли это нарушением, и не подпадает ли данное интервью под понятие предвыборной агитации (ст.57 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы")?
- Для конкретного ответа на поставленный вопрос необходимо в полном объеме оценить содержание интервью, данного кандидатом. Оно будет рассматриваться как предвыборная агитация, если в нем присутствует информация, которая способствует формированию положительного отношения избирателей к кандидату и имеет цель побудить избирателей голосовать за данного кандидата.
Кандидат в депутаты областной Думы является руководителем предприятия, проводящего активную рекламную кампанию в СМИ по ранее заключенным договорам. Является ли рекламная кампания товаров предприятия предвыборной агитацией?
- В соответствии с п.4 ст.56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оплата рекламы организации, членами органов управления которых являются кандидаты, в период избирательной кампании осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда, т.е. избирательного фонда соответствующего кандидата. Невыполнение этих требований рассматривается как злоупотребление правом на предвыборную агитацию.
Мы создаем общественное движение. Если мы решим выставить на выборы своего наблюдателя, то как оформить свое желание и куда направлять документы, и вообще, разъясните эту ситуацию. Общественная организация у нас без образования юридического лица.
- В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наблюдатель может быть назначен общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Поскольку регистрация общественных объединений осуществляется для приобретения ими прав юридического лица (ст.21 Федерального закона "Об общественных объединениях"), общественные объединения, создаваемые без образования юридического лица, не вправе назначать наблюдателей.
Я являюсь членом избирательной комиссии субъекта Федерации с правом совещательного голоса. Имею ли я право направлять письменные запросы от своего имени в нижестоящие избирательные комиссии с просьбой предоставить ту или иную информацию, непосредственно относящуюся к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации? Федеральный закон "Об основных гарантиях" (подп."г" п.23 ст.29) указывает на то, что члены избирательных комиссий имеют право "знакомиться с документами и материалами".
- Действительно, подп."г" п.23 ст.29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гарантируется право членов избирательных комиссий как с правом решающего, так и совещательного голоса знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами соответствующей и нижестоящих комиссий. Поэтому Вы имеете право знакомиться с материалами и документами, находящимися в нижестоящих избирательных комиссиях. Соответственно, Вы можете получать интересующую Вас информацию, содержащуюся в этих документах и материалах, в данных комиссиях. Федеральный закон не предусматривает специальной процедуры получения информации из нижестоящей избирательной комиссии путем официальной переписки: направления письменного запроса члена избирательной комиссии получения на него письменного ответа. Что касается получения какой-либо дополнительной информации, которая не содержится в уже имеющихся материалах и документах избирательной комиссии, Вы вправе в соответствии с подп."б" п.23 ст.29 Федерального закона внести предложение о получении соответствующей информации и потребовать, чтобы это предложение было поставлено на голосование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Можно ли отказать в регистрации кандидату, если он вел агитацию до своего официального выдвижения?
- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а равно Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не предусматривают отказ в регистрации кандидата в качестве санкции за ведение им предвыборной агитации до начала агитационного периода, т.е. до дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Вместе с тем проведение предвыборной агитации вне агитационного периода влечет административную ответственность в соответствии со ст.5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав" сказано, что негосударственные СМИ могут участвовать в выборах только при условии, что они учреждены не позднее чем за год до начала избирательной кампании. Есть ли здесь разница между моментом учреждения и регистрации СМИ? Что если СМИ учреждено раньше, а зарегистрировано позже чем за год до указанного срока?
- Естественно, что момент учреждения СМИ и момент его регистрации не совпадают. Поскольку Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п.4 ст.50) устанавливает отсчет годичного срока, по истечении которого СМИ вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь для предвыборной агитации от даты учреждения СМИ, следует ориентироваться именно на момент учреждения СМИ, а не его регистрации. Дата учреждения СМИ закрепляется в учредительных документах СМИ.
С какого периода допускается размещение агитационной информации о кандидате в депутаты Государственной Думы на выборах на 7 декабря 2003 г. в сети Интернет, в печати, на радио и телевидении?
- Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях при проведении выборов в Государственную Думу в 2003 г. начинается 7 ноября 2003 г. Что касается размещения агитационной информации в интернете, это возможно после выдвижения кандидата и создания им избирательного фонда.
Мы - муниципальное телевидение. 7 декабря у нас в городе выборы мэра. По Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав" на этих выборах мы предоставляем бесплатное время для агитации и платное. Объем платного времени должен быть не менее чем объем бесплатного, но не может превышать более чем в два раза. Тут все понятно. Непонятно другое. В этот же день проводятся выборы в Государственную Думу и выборы губернатора области. Там мы не предоставляем бесплатного времени. Но в Законе (п.6 ст.51) говорится, что объем платного эфирного времени для муниципальных студий считается от общего объема бесплатного времени. Никакого указания на совмещение дат выборов разного уровня нет. Так как нам быть? Определять объем для платной агитации на выборах в Государственную Думу произвольно или мы обязаны отталкиваться от условий выборов мэра? Возникает также вопрос о расценках за эфирное время. На разных уровнях выборов они должны быть одинаковые или разные? С одной стороны, для всех кандидатов, партий, блоков и т.д. условия должны быть равные, а с другой - размеры их избирательных фондов отличаются в несколько раз.
- Все поставленные вопросы сводятся к одному: в каком порядке предоставляется платное эфирное время муниципальными СМИ на выборах в Государственную Думу?
Для ответа следует обратиться к тексту Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". По смыслу ст.60 (п.12, 15) этого Федерального закона, муниципальные организации телерадиовещания в отличие от государственных организаций телерадиовещания не обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации на платной основе. Выделять эфирное время за плату - право организаций телерадиовещания. Они могут воспользоваться этим правом, если в установленные сроки в соответствии с п.9 ст.59 Федерального закона опубликуют сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, а также направят эти сведения с уведомлением о готовности предоставить эфирное время в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Что касается расценок на платное эфирное время, в законодательстве не предусмотрено, чтобы они являлись равными для всех выборов, проводимых одновременно. Вместе с тем при определении указанных расценок следует обеспечить соблюдение требования, содержащегося в п.5 ст.59 Федерального закона "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о том, что запрещается выполнение связанных с выборами услуг по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам. Под необоснованным занижением расценок понимается оказание услуг по ценам в два и более раза ниже средних по данному региону, а под необоснованным завышением расценок - оказание услуг по ценам, в два раза превышающим средние по данному региону.
Л.Г. Алехичева,
кандидат юридических наук
"Адвокат", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.