г. Краснодар |
|
31 августа 2022 г. |
Дело N А32-23300/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) - Тешева С.Р. (доверенность от 01.01.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "АТЭК", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 по делу N А32-23300/2021, установил следующее.
АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 14.05.2021 N 071-987-27 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "АТЭК" (далее - АО "АТЭК").
Решением от 05.04.2022, оставленным без изменения постановлением от 03.06.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы законностью оспариваемого обществом постановления управления в связи с отсутствием оснований для привлечения АО "АТЭК" к административной ответственности по части 3 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по данному делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм права. По мнению заявителя, общество, ввиду отсутствия у АО "АТЭК" акта согласования технологической и (или) аварийной брони, не обязано указывать в уведомлении информацию предусмотренную подпунктами "а", "б" пункта 8 Правил функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (пли) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и АО "АТЭК" заключили договор энергоснабжения от 01.01.2008 N 1468.
В связи с наличием у АО "АТЭК" задолженности по оплате электрической энергии по договору от 01.01.2008 N 1468 по состоянию на 21.12.2020, общество письмом от 28.12.2020 направило АО "АТЭК" уведомление от 28.12.2020 N 6670 об ограничении режима электропотребления на основании Правил функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (пли) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), согласно которому: в течение 3-х дней необходимо представить утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов (точек поставки), указанных в приложении к договору от 01.01.2008 N 1468; в срок, предусмотренный представленным планом, выполнить указанные мероприятия, срок проведения которых не должен превышать 6 месяцев; в случае непредставления обществу утверждённого плана мероприятий, либо если срок выполнения мероприятий превышает 6 месяцев, АО "АТЭК" необходимо в течении 2-х месяцев - в срок до 01.03.2021, выполнить мероприятия по установке за свой счёт автономных источников питания.
Полагая, что АО "АТЭК" не выполнило мероприятия по обеспечению готовности к введению в отношении него полного ограничения электрической энергии, общество письмом от 15.03.2021 обратилось в управление с заявление о наличии в бездействии АО "АТЭК" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 9.22 Кодекса.
Управлением от 14.05.2021 возбуждено в отношении АО "АТЭК" административное дело, начато административное расследование N 71-987-27.
14 мая 2021 года государственным инспектором управления вынесено постановление N 071-987-27 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Несогласие с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии, в данном случае, оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 3 статьи 9.22 Кодекса, невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктами 7 и 9 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии установлены Правилами N 442.
Суды установили, что обществом не соблюден алгоритм действий, закрепленный действующим законодательством, нарушение которого ведет к неправомерности действий энергоснабжающей организации, инициировавшей начало процедуры введения режима ограничения подачи электроэнергии.
Энергоснабжающая организация обязана до введения ограничения энергопотребления согласовать уровень аварийной брони с исполнителем (сетевой организацией). В отсутствие согласованной величины аварийной брони по усмотрению энергоснабжающей организации невозможно определить, до какого уровня потребления электроэнергии допустимо ограничивать электроснабжение потребителя. Размер минимальной мощности, необходимой для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды в результате прекращения технологических процессов на предприятии, может быть определен либо самим потребителем, либо сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии данному потребителю.
Суды учли, что пунктом 2 приложения к Правилам N 442 к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в отношении этих объектов.
АО "АТЭК" осуществляет централизованное теплоснабжение, горячее водоотведение, поэтому в отношении АО "АТЭК" подлежит применению особый порядок ввода режима ограничения электроснабжения.
Согласно пункту 8 (2) Правил N 442 уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8 (1) Правил N 442, должно содержать следующую информацию: а) дату введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони; б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони; в) информацию, о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления
Согласно пункту 16 (1) Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 Правил N 442.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Суды установили, что общество направило в адрес АО "АТЭК" уведомление, содержание которого не соответствует предъявляемым пунктом 16 (1) Правил N 442 требованиям. В уведомлении общество не указало на уровень аварийной брони в отношении объектов потребителя, что, как установили судебные инстанции, само по себе свидетельствует о нарушении обществом процедуры ввода режима ограничения электроснабжения.
Судебные инстанции установили, что при составлении и направлении уведомления в соответствии с пунктом 16 (1) Правил N 442 общество обязано в уведомлении указать уровень аварийной брони, но не ниже 10% от максимальной мощности объектов общества, задействованных в процессе централизованной поставки воды, однако в уведомлении общество не указало на уровень аварийной брони в отношении объектов потребителя, что, как установили судебные инстанции, само по себе свидетельствует о нарушении обществом процедуры ввода режима ограничения электроснабжения.
Согласно пункту 16 (1) Правил N 442 потребитель обязан был представить в трехдневный срок план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления. Течение трехдневного срока обусловлено наступлением одного из двух событий: после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони; после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони).
Судебные инстанции, установив, что общество не ограничивало поставку электрической энергии до уровня аварийной брони, не уведомляло АО "АТЭК" о намерении ввести частичное ограничение поставки электроэнергии до уровня аварийной брони, пришли к выводу о том, что поскольку течение 3-дневного срока, установленного пунктом 16 (1) Правил N 442 не началось, в действиях АО "АТЭК" отсутствует состав административного правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 9.22 Кодекса.
Установив фактические обстоятельства по делу, судебные инстанции обоснованно указали на несоблюдение обществом пункта 16(1) Правил N 442 и отсутствие, в данном случае, у АО "АТЭК" обязанности направить обществу план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, а также выполнить иные меры по подготовке своих объектов к отключению от электрической сети.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно указали на отсутствие у управления оснований для привлечения АО "АТЭК" к административной ответственности и законность оспариваемого обществом постановления управления.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 по делу N А32-23300/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 16 (1) Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 Правил N 442."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2022 г. N Ф08-8032/22 по делу N А32-23300/2021