Двадцать пятая конференция европейских министров юстиции
Министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка выступил с докладом о борьбе с терроризмом в России. Он, в частности, отметил, что обеспечение эффективной борьбы с терроризмом - одно из приоритетных направлений и внешней и внутренней политики Российской Федерации. Россия стала участницей одиннадцати универсальных международных договоров антитеррористического характера. В июле 2002 г. вступила в силу для Российской Федерации заключенная в рамках ООН Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.). Готовится ратификация Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991 г.), разработанной под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Рассматриваются вопросы ратификации Римского статута Международного уголовного суда (1998 г.) и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и двух дополняющих ее протоколов (2000 г.). Подписан Протокол, дополняющий Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (1977 г.), направленный на совершенствование механизма выдачи террористов. В рамках Совета Европы были приняты Руководящие принципы по правам человека и борьбе с терроризмом.
Во исполнение Резолюции Совета Безопасности ООН N 1373 (2001 г.) и в целях реализации положений Резолюции N 1, принятой в Москве на 24-й Конференции европейских министров юстиции (4-5 октября 2001 г.), в Российской Федерации принят комплекс мер, направленный на расширение правового и организационного потенциала российских правоохранительных структур и органов юстиции.
В Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены дополнения, предусматривающие уголовную ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера, а также за иное содействие совершению таких актов. Одновременно в качестве меры, стимулирующей предотвращение террористических актов, предусмотрено освобождение виновного лица от уголовной ответственности, если оно способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению преступления террористического характера.
В Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, были внесены изменения, предусматривающие создание эффективного правового механизма противодействия финансированию терроризма, выявление и предупреждение направленной на это деятельности физических и юридических лиц.
Российский министр юстиции сообщил зарубежным коллегам, что в новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации особое внимание уделено механизму защиты участников уголовного судопроизводства. По инициативе Президента Российской Федерации в парламент внесен законопроект, предусматривающий защиту свидетелей и потерпевших за рамками уголовного судопроизводства, что позволит рассчитывать на сотрудничество с правоохранительными органами лиц, осведомленных о деятельности террористических организаций и группировок.
Ю.Я. Чайка обратил особое внимание на связи международного и внутригосударственного политического экстремизма и предложил предусмотреть меры борьбы с ними, в частности распространить подход, закрепленный в Протоколе от 15 мая 2003 г., дополняющем Европейскую конвенцию о пресечении терроризма, на другие преступления. Речь идет о дополнении Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. положением о том, что страны-участницы не будут рассматривать преступления, предусмотренные в международных договорах по борьбе с преступлениями международного характера, в качестве политических правонарушений или правонарушений, совершенных по политическим мотивам.
Кроме того, Ю. Чайка проанализировал опыт России и ряда других государств по борьбе с терроризмом и отметил, что весьма важно достичь единого понимания сущности и проявлений данного криминального явления и отразить это в международном соглашении, уделив внимание определению механизма совместной контртеррористической деятельности. Российский министр юстиции назвал заслуживающей поддержки идею разработки в рамках Совета Европы всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом, открытой для государств-наблюдателей. Очевидно, что в условиях единой Европы это легче сделать, чем в рамках всего международного сообщества.
Министр юстиции Российской Федерации поделился с собравшимися уверенностью, что и Европейская комиссия по эффективности правосудия, созданная Советом Европы 18 сентября 2002 г., также внесет свой вклад в деятельность Совета Европы в этом направлении.
В заключение Ю. Чайка подчеркнул большое значение формирования единого европейского правового пространства в сфере борьбы с международным терроризмом. Важно, чтобы государства активнее использовали как общее достояние накопленный ими и международными организациями опыт нормотворческой деятельности, могли оперативно получать информацию о соответствующих нормативных актах. В связи с этим Секретариат Совета Европы прорабатывает российскую инициативу о создании под эгидой Совета Европы общеевропейского регистра нормативных актов, т.е. системы компьютеризированного учета и регистрации нормативных актов государств-членов Совета Европы и международных организаций (как европейских, так и субрегиональных), а также обмена правовой информацией с использованием современных информационных технологий. Создание такого регистра - задача сложная, многоаспектная, требующая значительных организационных усилий и соответствующего финансирования. Поэтому министр предложил рассмотреть вопрос о создании европейской правовой базы данных по борьбе с терроризмом, которая могла бы использоваться как государствами - членами Совета Европы, так и третьими странами в рамках технической помощи в укреплении их правовых и организационных возможностей в противодействии терроризму, а в последующем проработать вопрос о формировании на основе этой базы данных общеевропейского регистра нормативных актов (с учетом опыта Совета Европы и его государств-членов, а также международных организаций).
Основные выводы 25-й Конференции европейских министров юстиции зафиксированы в Резолюции "О борьбе с терроризмом". Российский и болгарский министры подписали Протокол о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством правосудия Республики Болгарии в области исполнения уголовных наказаний.
Резолюция N 1
"О борьбе с терроризмом"*(1)
1. Министры, участвующие в 25-й Конференции европейских министров юстиции (София, октябрь 2003 года),
2. Выражая свое сожаление по поводу гибели людей и причиненного тысячам невинных людей ущерба в результате актов терроризма;
3. Осуждая все террористические акты и подтверждая свою решимость вести борьбу со всеми формами терроризма при полном уважении прав человека;
4. Сознавая, что согласованные международные действия являются жизненно необходимыми для успешной борьбы со злом, которым является терроризм, включая действия, направленные в необходимых случаях на предупреждение и исправление ситуаций, которые могут вызывать терроризм;
5. Приветствуя усилия международных организаций и учреждений в борьбе с терроризмом под эгидой ООН и, в частности, создание Советом Безопасности ООН Контртеррористического комитета (КТК) и в связи с этим
6. Приветствуя сотрудничество между Советом Европы и этими организациями и учреждениями, в особенности ЕС, ОБСЕ и ООН;
7. Приветствуя решения, принятые Комитетом министров Совета Европы, в частности его Заявление от 12 сентября 2001 г., его Решение от 21 сентября 2001 г. и итоги его 109, 110 и 111-го заседаний на уровне министров; а также
8. Приветствуя принятие 11 июля 2002 г. Руководящих принципов по правам человека и борьбе с терроризмом;
9. Приветствуя создание Советом Европы 18 сентября 2002 г. Европейской комиссии по эффективности правосудия (ЕКЭП);
10. Принимая во внимание соответствующие тексты, принятые Парламентской Ассамблеей*(2)
11. Учитывая Резолюцию N 1, принятую на 24-й Конференции (Москва, октябрь 2001 г.);
12. Преисполненные решимости продолжать свою работу в целях усиления борьбы с терроризмом и повышения безопасности граждан в духе солидарности и на основе общих ценностей, которым твердо привержен Совет Европы: верховенства права, прав человека и плюралистической демократии;
13. Признавая необходимость повысить путем образования и информирования осознание общественностью угроз, которые несет терроризм, и поощрять общественность в деле сотрудничества с властями в противодействии этой форме преступности;
14. Убежденные в необходимости продолжать укреплять международное сотрудничество:
15. Приветствуют результаты, достигнутые Междисциплинарной группой по международным действиям против терроризма (МГТ) Совета Европы, в частности разработку проекта протокола, дополняющего Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 15 мая 2003 г. (Серия европейских договоров - СЕД. - N 190);
16. Призывают государства - члены Совета Европы стать участниками этого Протокола в целях скорейшего обеспечения вступления его в силу и приглашают государства-наблюдатели стать участниками Европейской конвенции о пресечении терроризма с изменениями, внесенными этим Протоколом;
17. Приветствуют тот факт, что большое число государств-членов Совета Европы стали участниками международных договоров по борьбе с терроризмом, особенно заключенных в рамках Организации Объединенных Наций, а также Римского статута Международного уголовного суда, и приглашают тех, кто еще не сделал этого, как можно скорее стать участниками этих договоров и других касающихся сотрудничества международных договоров, в наибольшей степени относящихся к борьбе с терроризмом;
18. Поддерживают приоритетные контртеррористические действия, предпринятые Советом Европы в ответ на Резолюцию N 1, принятую на их 24-й Конференции (Москва, октябрь 2001 г.) и в связи с этим:
19. Приветствуют создание Комитетом министров Комитета экспертов по борьбе с терроризмом (Соdеxтеtr), ответственного за координацию работы Совета Европы в области борьбы с терроризмом;
20. Приглашают Комитет министров, с одной стороны, безотлагательно продолжить работу по принятию в кратчайшие сроки соответствующих международных документов по защите свидетелей и раскаявшихся лиц, а также по использованию специальных методов расследования в отношении террористических актов и, с другой стороны, пересмотреть Европейскую конвенцию о компенсации жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 г. (СЕД N 116) либо в случае необходимости принять новые правила, касающиеся совершенствования защиты, поддержки и компенсации жертвам террористических актов и членам их семей;
21. Призывают все государства-члены внести вклад в процесс обсуждения в рамках ООН с целью найти решение основных проблем на переговорах по проекту всеобъемлющей конвенции ООН против терроризма и проекту конвенции ООН о борьбе с актами ядерного терроризма;
22. Приглашают Комитет министров начать работу с целью рассмотреть, с учетом мнения Codexter., вопрос о целесообразности разработки всеобъемлющей европейской конвенции о борьбе с терроризмом либо отдельных элементов такой конвенции, которая могла бы быть разработана в рамках Совета Европы и внести существенный вклад в усилия ООН в этой области;
23. Приглашают Комитет министров поручить ЕКЭП подготовку оценочного доклада об эффективности национальных судебных систем в их ответе на терроризм;
24. Приглашают Комитет министров в рамках программ сотрудничества с государствами - членами Совета Европы обеспечить поддержку государствам в вопросах усиления их антитеррористических возможностей в законодательной и организационной сферах, а также осуществлять эффективную координацию с другими международными организациями;
25. Приглашают Комитет министров рассмотреть возможность создания европейского регистра национальных и международных правовых актов, начав в качестве приоритетной задачи с правовых актов в области борьбы с терроризмом;
26. Обращаются к Генеральному секретарю Совета Европы с просьбой представить на следующей конференции доклад о ходе реализации настоящей резолюции.
Информация подготовлена по сообщениям
Центра общественных связей
Министерства юстиции Российской Федерации
"Адвокат", N 11, ноябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Неофициальный перевод с английского языка.
*(2) В частности, Рекомендация RЕС 2001 г. N 1534 "Демократии перед лицом терроризма", Рекомендация REC 2002 г. N 1550, Резолюция RES 2002 г. N 1271 "Борьба с терроризмом и соблюдение прав человека", Рекомендация RЕС 2002 г. N 1549 "Воздушный транспорт и терроризм: как повысить безопасность" и Рекомендация RЕС 2002 г. N 1548 "Необходимость укрепления международного сотрудничества с целью нейтрализации денежных средств, предназначенных для террористических целей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.