В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями), решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 27 декабря 2022 года N 161 "О местном бюджете городского округа Нальчик на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Нальчик, утвержденного постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 11 сентября 2015 года N 1656, местная администрация городского округа Нальчик постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу городского округа Нальчик "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы".
2. МКУ "Департамент финансов Местной администрации городского округа Нальчик" при формировании местного бюджета городского округа Нальчик на соответствующие годы предусматривать средства на реализацию мероприятий муниципальной программы "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы".
3. Постановление местной администрации городского округа Нальчик от 20 июля 2017 года N 1380 "Об утверждении муниципальной программы "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2018 - 2024 годы" (в действующей редакции) считать утратившим силу.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Нальчик" и разместить на официальном сайте городского округа Нальчик "admnalchik.ru" в порядке, установленном Уставом городского округа Нальчик.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы местной администрации городского округа Нальчик А.Ю. Тонконога.
Глава местной администрации городского округа Нальчик |
Т. Ахохов |
Утверждена
постановлением
Местной администрации
городского округа Нальчик
от "10" января 2024 г. N 3
Муниципальная программа
городского округа Нальчик "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы
Паспорт
муниципальной программы городского округа Нальчик "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы"
Наименование муниципальной программы |
Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
МКУ "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, пожарной безопасности" городского округа Нальчик |
Соисполнители муниципальной программы |
МКУ "Департамент образования Местной администрации городского округа Нальчик" |
Структура муниципальной программы, перечень подпрограмм, отдельных мероприятий (при наличии) |
Подпрограммы отсутствуют |
Цель муниципальной программы |
1. Построение единой информационной платформы, включающей в себя систему видеонаблюдения, мониторинга, прогнозирования, предупреждения и ликвидации возможных угроз и чрезвычайных ситуаций. 2. Обеспечение безопасности населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, создание благоприятной и безопасной среды проживания на территории городского округа Нальчик |
Задачи муниципальной программы |
1. Оборудование, содержание и инженерно-техническое обслуживание систем и сегментов АПК "Безопасный город" на базе местной администрации городского округа Нальчик (системы контроля загрязнения окружающей среды и т.п., входящих в комплексную систему экстренного оповещения населения (КСЭОН) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций). 2. Создание и поддерживание в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения (МАСЦО), сопрягаемой с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО КБР) населения). 3. Развитие системы обеспечения безопасности АПК "Безопасный город" (видеонаблюдение, "Система-112" и т.п.) объектов городской инфраструктуры, мест с массовым пребыванием людей, площадей, улиц, перекрестков и пр. 4. Обеспечение деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) городского округа Нальчик |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2024 - 2026 гг. 1-й этап - 2024 год; 2-й этап - 2025 год; 3-й этап - 2026 год |
Целевые индикаторы |
- снижение количества чрезвычайных ситуаций к 2026 году до 0; - снижение количества пожаров на 10 тыс. человек населения к 2026 году ожидается на 0,09 единицы; - увеличение площади покрытия территории муниципалитета средствами оповещения населения к 2026 году до 80%; - снижение количества зарегистрированных преступлений к 2026 году ожидается на 0,9 единиц на 1 тыс. населения; - создание необходимых условий для обслуживания и эксплуатации АПК "Безопасный город" в 2026 году на 100% соответствует ожиданиям |
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы |
Общий объем финансирования за счет средств местного бюджета - 33399100,00 рублей, в том числе по годам: 2024 год - 9917600,00 рубля; 2025 год - 10264000,00 рублей 2026 год - 13217500,00 рублей. Общий объем финансирования за счет всех источников финансирования подлежит ежегодному уточнению |
1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития городского округа Нальчик
Вопросы безопасности населения от угроз военного времени, проявлений терроризма и экстремизма, возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, обеспечения общественной безопасности являются приоритетными в деятельности органов местного самоуправления.
Настоящая муниципальная программа "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы" направлена на повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципального образования (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
В целях реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р и в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, АПК "Безопасный город" и его сегменты должны быть реализованы на базе органа повседневного управления РСЧС в городском округе Нальчик, которым является единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС).
Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии, катастрофы и пожары, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включающие в себя опасные геологические процессы, опасные гидрометеорологические (метеорологические, гидрологические, агрометеорологические) явления: сильные ветры, смерчи, очень сильные осадки, метели, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками; опасные процессы биогенного характера; пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговыми заболеваниями.
Актуальность внедрения и построения системы аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории городского округа Нальчик обусловлена возможным возникновением различного рода угроз в том числе, перечисленных выше, для всей среды обитания населения муниципального образования.
Мероприятия, предусмотренные данной муниципальной программой направлены в основном на прогнозирование, предупреждение и ликвидацию следующих видов угроз: природного, техногенного, экологического, конфликтного, биолого-социального характера и угрозы в сфере транспортной безопасности.
К основным природным угрозам относятся:
- возможность подтопления (затопления) территории городского округа Нальчик;
- сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли, землетрясений и других опасных геологических явлений:
- появление оползней;
- вероятность ураганов, штормового ветра, града, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;
- падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);
- задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.
На территории городского округа Нальчик существует вероятность возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, связанных с подтоплением (затоплением) пониженных участков, не имеющих естественного стока воды, нарушением работы дренажно-коллекторных и ливневых систем.
Годовой объем выпадения осадков в городском округе Нальчик составляет примерно 630 мм, что является нормой для умеренного климатического пояса. Наибольшее количество осадков выпадает с мая по июль в виде обильных ливневых дождей.
Гидрографическая сеть городского округа Нальчик представляет собой 98 км рек, площадь водосборов которых составляет 549 кв. км. Поверхностные водные объекты городского округа представлены речной сетью, входящей в бассейн реки Терек - Нальчик, Шалушка.
В случае выпадения локальных сильных ливней, а также в периоды продолжительных осадков в городском округе Нальчик на р. Нальчик, в зону потопления попадают 3 населенных пункта: Белая Речка, Хасанья, Александровка.
В сельском населенном пункте Белая Речка на реке Нальчик находится гидропост, осуществляющий замер воды 2 раза в сутки, при возникновении угрозы поднятия уровня воды и при неблагоприятных метеорологических явлениях, замеры производятся каждые 4 часа круглосуточно.
Для своевременного принятия мер по недопущению прорыва гидротехнических сооружений и естественных водоемов и рек на территории городского округа Нальчик необходимо проводить постоянный мониторинг уровня воды.
В целях обеспечения контроля за уровнем воды в реках и водоемах городского округа Нальчик, в 2021 году была внедрена система мониторинга (станции контроля уровня воды Т80), осуществляющая индикацию уровня воды и передающая данную информацию по беспроводным каналам связи в ЕДДС. Полученный массив данных используется специалистами для прогнозирования возможных паводков и наводнений, подсчета расхода воды и в прочих целях.
Станции контроля уровня воды Т80 является неотъемлемым сегментом комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН) и располагается на автомобильном мосту через р. Нальчик, по ул. Кешокова.
На территории городского округа Нальчик существует вероятность возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, в случае выпадения сильных локальных дождей и в периоды продолжительных осадков высока вероятность связанных с риском возникновения оползней. В опасную зону схода оползней в городском округе Нальчик попадают с. Хасанья, с. Белая Речка и район Александровки, где проживают 322 человек 73 домовладения.
Также существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, которые могут быть вызваны комплексом неблагоприятных метеорологических явлений (сильный ветер, ураган, град, сильная жара).
Вероятность возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с падением крупных небесных тел (болид, метеорит) на территорию городского округа Нальчик, крайне мала.
В соответствии с постановлением местной администрации городского округа Нальчик от 26 июля 2018 года N 1367 "Об отчете о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям городского округа Нальчик по состоянию на 1 января 2018 года" общая площадь земель лесного фонда в городском округе Нальчик составляет 298 га, из них 8 га определены под сельскохозяйственные угодья (пастбища) и 4 га под прочие земли.
Общая площадь лесов ГКУ "Нальчикское лесничество" составляет 39,3 тыс. га. Покрытая лесом площадь - 37,542 тыс. га. Основной лесообразующий фонд твердолиственной породы 85%. Мелколиственных - 12%. Прочие древесно-кустарниковые породы - 3%.
Вся площадь лесничества распределена на 4 класса пожарной опасности, в том числе 2 класс - 0,047 тыс. га, 3 класс - 23,18 тыс. га, 4 класс - 15,237 тыс. га, 5 класс - 0,836 тыс. га.
В состав лесничества входит 5 участковых лесничеств: Вольно-Аульское, Кенженское, Белореченское, Каменское и Урванское.
Противопожарные мероприятия корректируются ежегодно. План тушения лесных пожаров на территории Нальчикского лесничества на период пожароопасного сезона 2023 года утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологи Кабардино-Балкарской Республики от 27 января 2023 года N 16/ОД.
Торфяные месторождения на территории городского округа Нальчик отсутствуют, населенные пункты в зону воздействия лесных пожаров не попадают. За последние 10 лет на территории округа Нальчик лесных пожаров не зафиксировано. Система мониторинга лесов, прилегающих к территории городского округа Нальчик, в настоящее время осуществляется 3 способами: спутниковый, авиационный, наземный. Наиболее оптимальным и применяемым способом мониторинга для городского округа Нальчик является спутниковый, дублируемый наземным способ мониторинга при обнаружении очага возгорания.
Обстановка с пожарами на территории городского округа Нальчик выражается в следующей статистике:
В 2021 году на территории городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики произошло 203 пожара. В 2022 году - 196 пожаров (уменьшение порядка на 12,8%).
На 31 октября 2023 года зарегистрировано - 208 пожаров, за аналогичный период 2022 года - 209 (уменьшение на 0,48%).
При пожарах в 2023 года погибло 5 человек, за аналогичный период 2022 года - 1 чел. (увеличение на 400%).
Травмы получили 9 человек, против 15 за аналогичный период 2022 года (уменьшение на 40%).
Получили повреждения 38 строений, 58 - за аналогичный период 2022 года (уменьшение на 34,48%).
Спасено 2 человека, против 13 людей за аналогичный период 2022 года (уменьшение показателя на 84,62%).
Как видно из приведенного анализа обстановки с пожарами на территории городского округа Нальчик за прошедший период 2023 года видно снижение количества пожаров, количества травмированных, спасенных, но наблюдается рост гибели людей на пожарах. Это все указывает на необходимость проведения дополнительной работы в части профилактики пожарной безопасности среди населения и отсутствия у последних знаний основ безопасного поведения.
Число пожаров на объектах жилого фонда, горение сухой травянистой растительности оставляет желать лучшего.
Часть существующих гидрантов устаревшей модели подлежат замене. Ряд гидрантов демонтирован по причине полного физического износа. В настоящее время проводится работа по восстановлению неисправных гидрантов, расположенных на территории городского округа Нальчик в соответствии с планом графика МУП "Нальчикский Водоканал".
Приведение в рабочее состояние пожарных гидрантов и очистка противопожарных водоемов на территории городского округа Нальчик приведет к сокращению времени локализации и ликвидации пожаров.
Защита населения может быть достигнута только при своевременном и качественном проведении ряда инженерно-технических и организационных мероприятий:
- поддержание в постоянной готовности пунктов управления, инженерных сооружений, систем выявления заражения и связи, а также оповещения персонала и населения об опасности;
- подготовка и поддержание в постоянной готовности аварийно-спасательных служб, их укомплектование современными средствами защиты и оборудованием;
- проведение спасательных и других неотложных работ при происшествиях, в зонах чрезвычайных ситуаций.
Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.
К основным техногенным угрозам относятся:
- аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;
- воздействие внешних факторов на качество питьевой воды;
- снижение надежности и устойчивости энергоснабжения;
и другие.
Так, на территории городского округа Нальчик расположен химически опасный объект - АО "Гидрометаллург", который с конца 2022 года по настоящее время, в связи с полной остановкой основного производства предприятия находится на длительной консервации (до 5 лет).
Состояние системы водоснабжения и теплоснабжения городского округа Нальчик в соответствии с постановлением местной администрации городского округа Нальчик от 15 сентября 2020 г. N 1704 "Об актуализации муниципальной программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры городского округа Нальчик на 2013 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года" представляется следующим кратким анализом.
Услуги по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа Нальчик оказывает МУП "Нальчикский Водоканал".
Водоснабжение г. Нальчика осуществляется за счет подземных вод четвертичных отложений и поверхностных рек Нальчика и Белой. Уровень обеспеченности водоснабжением населения города и прилегающих поселков составляет 100%. Основными действующими водозаборами являются: Головной, Мокрая Шалушка, Парковый, Дубки, Искож, Лесополоса, Вольный Аул, Сухая Шалушка, Хасанья, Кишпек, Кенже, 3-й пос. Белая Речка, 4-й пос. Белая Речка. В с.п. Хасанья, Кенже, Белая Речка имеются водозаборы одиночных артезианских скважин. Около 70% воды забирается из 5 наиболее крупных подземных водоисточников, которыми являются скважинные водозаборы "Кишпек", "Мокрая Шалушка", "Искож", "Дубки", "Головной".
Кишпекский водозабор, расположенный в 16 км к северо-востоку от Нальчика, был введен в работу в 1983 году. Водозабор выполнен по лучевой схеме и состоит из 30 артезианских скважин, двух резервуаров по 6000 м 3 насосной станции 2-го подъема и хлораторной.
Водозабор "Мокрая Шалушка" расположен в 1,5 км к северо-западу от города и состоит из 18 артезианских скважин, насосной станции 2-го подъема, насосной станции 3-го подъема и шести резервуаров общей емкостью 33200 м 3.
Парковый водозабор расположен в юго-западной части города на территории парка и состоит из пяти артезианских скважин и четырех резервуаров общей емкостью 7350 м 3.
В городском округе Нальчик существует централизованная система водоснабжения. Источником водоснабжения городского округа Нальчик являются подземные воды. В настоящее время водозабор состоит из 118 скважин. Износ водозабора составляет 62,5%.
Водоподготовка воды производится на существующих водопроводных очистных сооружениях. Питьевая вода перед подачей в распределительную сеть из поверхностных источников водозабора "Головной" подвергается обеззараживанию и дальнейшей очистке на очистных сооружениях водопровода (ОСВ). ОСВ работают в технологическом режиме по очистке и хлорированию. В паводковый период эффективность очистки обеспечивается коагуляцией.
Остальные водозаборы, осуществляющие водоснабжение населения, являются подземными, с надежным перекрытием водоносных горизонтов. Показатели качества воды из указанных водозаборов стабильные, соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода".
В качестве коагулянта применяется сернокислый алюминий. На очистных сооружениях водопровода проводится мокрая подача коагулянта, т.е. коагулянт растворяется в затворном баке снизу, а затем подается в дозирующий бак, оттуда в коагулируемую воду.
Основные магистральные сети водопровода - кольцевые. Общая протяженность сетей водоснабжения составляет 632,619 км, из них внутриквартальные сети составляют 92,985 км, тупиковые сети - 92,985 км, уличные сети - 392,234 км, магистральные водоводы - 147,4 км, закольцованные сети - 539,634 км. Протяженность сетей водоснабжения, требующих замены составляет 190,38 км. Общий износ всех водопроводных сетей по году ввода в эксплуатацию составляет 75%.
Основные показатели системы водоотведения:
протяженность канализационных сетей - 355,809 км, в т.ч.:
- самотечная канализационная сеть - 350,209 км;
- напорная канализационная сеть - 5,6 км;
- протяженность канализационных сетей, нуждающихся в замене - 51,744 км (14,5%);
- количество ФНС (фильтровально-насосные станции) - 6 шт.;
- установленная проектная мощность ФНС - 12,1 тыс. м 3/сут.;
- количество канализационных очистных сооружений (КОС) - 1 ед.;
- проектная мощность КОС - 130 тыс. м 3/сут.;
- объем отведения сточных вод - 16190 тыс. м 3;
- пропущено через очистные сооружения - 20976 тыс. м 3;
- количество аварий в системе в 2011 году - нет;
- дефицит мощности - есть.
В городском округе Нальчик централизованной системой канализации охвачено 84,4% населения, в сельских поселениях - 30,7% населения. Сточные воды от жилой и промышленной застройки, а также курортной зоны отводятся самотеком по системе районной канализации и двум главным коллекторам на очистные сооружения биологической очистки. Сооружения, производительность которых составляет 130 тыс. м 3/сут., размещаются в 2,5 км восточнее города на правом берегу р. Шалушка. Сброс очищенных стоков осуществляется в р. Шалушка.
На многих предприятиях эксплуатируются сооружения по очистке промышленных стоков, однако они работают недостаточно эффективно, в результате чего в очищенных стоках концентрация отдельных веществ значительно превышает предельно допустимую концентрацию.
В г. Нальчике система канализации - полная раздельная с отведением хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод отдельно от атмосферных осадков.
Общая протяженность сетей 355,809 км, из них 51,744 км сетей являются ветхими и требуют замены, внутриквартальные сети составляют 127,065 км, уличная канализационная сеть - 187,944 км, главные напорные коллекторы - 40,8 км, напорная канализационная сеть - 5,6 км. Общий износ канализационных сетей по году ввода в эксплуатацию составляет 90%. Хозяйственно-бытовые стоки от потребителя поступают на канализационные очистные сооружения (ОСК). Техническое состояние ОСК в городском округе Нальчик не соответствуют современным требованиям и нормативам, так как проектной мощности данной ОСК недостаточно для очистки необходимого объема сточных вод. Износ ОСК составляет 100%. Из-за неудовлетворительного технического состояния очистных сооружений сточные воды коммунального хозяйства сбрасываются практически неочищенными.
В целях обеспечения населения доброкачественной питьевой водой лабораторией МУП "Нальчикский Водоканал", согласно гигиеническим требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания", проводится контроль качества поверхностных и подземных источников водоснабжения, по санитарно-химическим, микробиологическим, радиологическим, органолептическим показателям.
Питьевая вода перед подачей в распределительную сеть из поверхностных источников на водозаборе "Головной" подвергается обеззараживанию и дальнейшей очистке на ОСВ (очистные сооружения водопровода). С целью обеспечения нормативного качества питьевой воды на ОСВ ведется круглосуточный контроль за работой очистных сооружений, который складывается из лабораторно-производственного и технологического контроля.
В паводковый период эффективность очистки обеспечивается коагуляцией для доведения исходной воды до нормативных требований.
Остальные водозаборы, осуществляющие водоснабжение населения, являются подземными, с надежным перекрытием водоносных горизонтов.
Показатели качества воды из данных водозаборов стабильные, соответствуют гигиеническим требованиям.
С целью обеспечения нормативного качества очистки сточных вод, ведется контроль за работой очистных сооружений канализаций (ОСК), который складывается из лабораторно-производственного и технологического контроля.
Перед сбросом очищенные сточные воды подвергаются обеззараживанию жидким хлором. Производится контроль иловых площадок и сырого ила на паразитологические показатели.
Суточный расход обеззараживающих средств составляет 220 кг жидкого хлора и 4,5 кг хлорной извести. В наличии достаточное количество обеззараживающих средств.
Нарушение нормального функционирования работы водозаборов городского округа Нальчик возможно при авариях с жидким хлором, в следующих случаях:
- утечки жидкого хлора из технологического трубопровода;
- при разгерметизации всех хлорсодержащих баллонов;
- в случае выхода из строя линий электропередач, при землетрясении или других стихийных бедствиях.
Очистка воды осуществляется в закрытых искусственных резервуарах, что исключает возможность цветения воды, засорения ила.
При этом, население городского округа Нальчик полностью обеспечены водой гарантированного качества из централизованной системы водоснабжения города.
Услуги по теплоснабжению потребителей городского округа Нальчик осуществляет МУП "Нальчикская теплоснабжающая компания".
Основные показатели системы теплоснабжения:
- количество котельных - 66 ед.;
- количество тепловых пунктов - 43 ед.;
- протяженность магистральных сетей и тепловых вводов - 208,23 км;
- установленная тепловая мощность - 674,02 Гкал/ч;
- присоединенная нагрузка - 380,3 Гкал/ч;
- удельный расход условного топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть - 162,46 кг у.т./Гкал;
- удельный расход электрической энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть - 37,52 кВт * ч/Гкал;
- удельный расход холодной воды на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть - 0,68 м 3/Гкал;
- объем тепловой энергии на технологические нужды производства - 23,43 тыс. Гкал;
- объем тепловой энергии, отпускаемой потребителям - 582,99 тыс. Гкал;
- потери тепловой энергии при передаче по тепловым сетям - 349 тыс. Гкал.
Котельные и тепловые сети МУП "Нальчикская теплоснабжающая компания" обеспечивают тепловой энергией жилые, общественные, административные и производственные здания. В г. Нальчике сформировано три зоны теплоснабжения.
Наиболее крупными котельными в г. Нальчике являются "Юго-Западная" и "Завокзальная".
Котельная "Юго-Западная" введена в эксплуатацию в 1982 году. Котельная обеспечивает тепловой энергией порядка 30% потребителей г. Нальчика. Котельная оборудована тремя котлами ПТВМ-30 и одним котлом КВГМ-50-150. Установленная тепловая мощность котельной 155 Гкал/ч. Общая присоединенная тепловая нагрузка в зимний период, при температуре наружного воздуха минус 18 С - 94,9 Гкал/ч, в том числе по ГВС - 7,9 Гкал/ч.
Котельная "Завокзальная" оснащена тремя котлами КВГМ-50-150, выработавшими ресурс и требующими замены, и двумя котлами ДЕ-10. Общая установленная тепловая мощность котельной составляет 163 Гкал/ч. Котельная работает круглогодично. Котлы оборудованы комбинированными горелками "газ-мазут". Присоединенная нагрузка составляет 56,6 Гкал/ч. Максимальная присоединенная тепловая нагрузка микрорайона составляет 62,8 Гкал/ч, при температуре наружного воздуха минус 18 С. В летний период потребляемая тепловая мощность составляет 11 Гкал/ч - на нужды горячего водоснабжения.
Протяженность магистральных тепловых сетей г. Нальчика составляет 208,23 км, в т.ч.:
- сети отопления - 177,4 км;
- сети горячего водоснабжения - 30,63 км;
- паровые сети - 0,2 км.
Тепловые сети имеют значительный износ и нуждаются в реконструкции;
- 112,8 км тепловых сетей (или 54,55% от общей протяженности) эксплуатируются более 20 лет. 58,57 км (или 28,33% от общего объема протяженности) эксплуатируются более 10 лет.
Возникновение чрезвычайных ситуации техногенного характера, связанных со снижением надежности и устойчивости энергоснабжения, возможно из-за морального и физического износа тепловых сетей городского округа Нальчик.
Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.
К основным экологическим угрозам относятся:
- просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
- наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций и другие.
Возможные риски экологических угроз по городскому округу Нальчик учтены в других мероприятиях данной муниципальной программы.
Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.
К основным угрозам транспортной безопасности относятся:
- террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее);
- иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, раз оборудование устройств железнодорожных путей, "телефонный терроризм", противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия и другие.
Транспорт - важнейшая составная часть инфраструктуры округа, удовлетворяющая потребностям всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающая различные виды продукции между производителями, торговыми организациями и потребителями.
Транспортный комплекс городского округа Нальчик представлен автомобильным, железнодорожным и воздушным видами транспорта, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров.
Внешняя дорожная сеть округа представлена федеральной и региональными автомобильными дорогами общего пользования.
По автомобильным дорогам регионального значения осуществляется связь городского округа с муниципальными районами КБР, связь г. Нальчик с населенными пунктами городского округа. Все автодороги общего пользования имеют твердое покрытие.
Улично-дорожная сеть (УДС) представляет собой часть территории, ограниченную красными линиями и предназначенную для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений, установки технических средств информации и организации движения. УДС обеспечивает связи отдельных планировочных элементов населенного пункта с его центром и между собой, проезды и подходы ко всем земельным участкам, зданиям и сооружениям.
В составе улично-дорожной сети города выделяются магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения, магистральные улицы районного значения, улицы и дороги местного значения, проезды.
Состояние улично-дорожной сети населенных пунктов городского округа представляет собой следующее:
Пересечения и примыкания улиц и дорог в округе осуществляются в одном уровне и представлены регулируемыми и нерегулируемыми пересечениями (примыканиями), кольцевыми пересечениями.
Опасные участки улично-дорожной сети городского округа Нальчик характеризуется интенсивным движением автомобилей и нерегулируемыми перекрестками.
В условиях социально-экономических преобразований значимость автомобильного транспорта в транспортной системе городского округа постоянно возрастает. Быстрыми темпами растет его вклад в обеспечение мобильности населения. Темпы роста парка личных и коммерческих автомобилей позволяют говорить о массовой автомобилизации, которая носит необратимый характер.
Одним из важнейших показателей, определяющих развитие транспортной инфраструктуры, является уровень автомобилизации. Он определяется как отношение количества зарегистрированных легковых автомобилей к общему количеству жителей.
Пассажирские перевозки в городском округе обеспечиваются троллейбусным, автобусным и таксомоторным видами городского пассажирского транспорта.
Состояние и развитие общественного транспорта имеют большое значение. Общественный транспорт наряду с другими отраслями экономики обеспечивает базовые условия жизнедеятельности округа, являясь важным инструментом достижения социальных и экономических целей.
В соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Нальчик, муниципальная сеть общественного транспорта состоит из 32 действующих маршрутов, из которых 8 маршрутов обслуживаются МУП "Нальчикский транспорт" транспортными средствами среднего и большого класса (7 маршрутов обслуживаются автобусами среднего и большого класса категории М3, 1 маршрут обслуживается троллейбусами). Другие 24 маршрута, обслуживаются частными автотранспортными предприятиями: ОАО "Такси", ООО "Маршрут 19А", ООО "Маршрут 11", ООО "Ралли-Спорт", ООО "Ралли-Спорт Плюс", ООО "Лакнея-Союзавто", ООО Лекс-Транс", ООО "Союз-Транс", ООО "Транссервис Нальчик", ООО "РАТ-Плюс" автобусами малого класса категории М2.
Ведущее место среди магистральных видов транспорта занимают железные дороги. Эффективное функционирование и развитие железнодорожного транспорта играет важную роль в создании условий комплексного развития системы грузовых и пассажирских перевозок всеми видами транспорта.
По территории городского округа проходит электрифицированная однопутная железнодорожная линия Котляревская - Нальчик, которая обеспечивает связь г. Нальчика с железнодорожной линией Ростов - Баку.
В центре города на ул. Осетинской расположена железнодорожная станция Нальчик, имеется здание железнодорожного вокзала. Станция выполняет работу, связанную с обслуживанием пассажирских поездов. В настоящее время функционируют два ежедневных маршрута пригородного сообщения (Нальчик - Прохладная и Нальчик - Минеральные Воды) и ежедневный маршрут дальнего следования Нальчик - Москва.
В северо-восточной промышленной зоне расположен грузовой двор станции, предназначенный для проведения операций с грузами: прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций; прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования; прием и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций; прием и выдача грузов в универсальных контейнерах транспорта массой брутто 3 и 5 тонн; прием и выдача грузов в универсальных контейнерах транспорта массой брутто 20 тонн.
В районе Искож к железнодорожной линии Котляревская - Нальчик примыкает подъездной железнодорожный путь Нальчик - Чегем, который связывает промышленные зоны г. Нальчик и с. Чегем.
На территории городского округа имеются железнодорожные переезды, расположенные на пересечениях с автодорогами:
- ул. Идарова (около пересечения с ул. Суворова);
- ул. Кабардинская (между ул. Щорса и ул. Осетинской);
- ул. Калининградская (около пересечения с ул. Калинина);
- Прохладненское шоссе (выезд из города, за памятником, мемориалом "Вечная память жертвам фашизма").
Одним из источников вероятной опасности для населения городского округа Нальчик является воздушный транспорт, перевозящий большое количество пассажиров. В городском округе Нальчик имеется международный аэропорт федерального значения, расположенный на северо-востоке города и способный принимать, отправлять и обслуживать вертолеты всех типов, а также самолеты Як-40, Як-42, Ан-24, Ан-26, Ан-12, Ил-18, Ту-134, CRJ 100 - 200, B 737 - 300, B 737 - 400, B 737 - 500, B 737 - 700, B 737 - 800, А-319, А-320, SSJ-100 и другие, более легкие воздушные суда 3 и 4 классов.
Аэропорт Нальчика один из крупнейших аэропортов Северного Кавказа. Аэропорт и является также аэродромом совместного базирования, помимо гражданской авиации используется военной авиацией и авиацией МВД РФ.
С аэропорта осуществляются регулярные грузовые и пассажирские авиаперевозки по внутренней линии - перелеты по стране, а также международные чартерные рейсы в другие страны.
Взлетно-посадочная полоса аэропорта с асфальтобетонным покрытием размером 2200 x 42 м находится пределах города, но воздушная трасса взлета и посадки не проходит над жилыми домами, поэтому опасность аварии при падении самолета на жилой дом маловероятна.
Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др.
К основным конфликтным угрозам относятся:
- нападения на объекты и их захват;
- взрывы;
- похищения людей;
- применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ;
- преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах;
- несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.
В 2023 году в городском округе Нальчик зарегистрировано 868 тяжких и особо тяжких преступлений, что на 10,9% выше, чем за 2022 год (783).
Преступлений категории средней и небольшой тяжести составило, соответственно, 664 (снижение на 15,8%, 789 - за 2022 г.) и 716 (снижение на 11,4%, 808 - за 2022 г.).
Зарегистрированы 20 преступлений террористического характера (снижение на 55,6%, 45 - за 2022 г.) и 10 преступлений экстремистской направленности (+25%, 8 - за 2022 г.).
Выявлены 237 преступлений экономической (снижение на 1,3%, 240 - за 2022 г.) и 118 преступлений коррупционной (+9,3%, 108 - за 2022 г.) направленности.
За 9 месяцев 2023 года в городском округе Нальчик не зарегистрировано фактов разбойного нападения (уменьшение на 100%, 3 - за 2022 г.).
Число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявленных правоохранительными органами, сократилось на 8,3% по сравнению с 2022 годом (472) и составило 433. Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, составили 31, что на 44,6% меньше, чем в 2022 году (56).
Из общего количества выявленных лиц, совершивших преступления, привлечено к уголовной ответственности 1072 человек, из них 231 женщин и 15 несовершеннолетних.
В январе - сентябре 2023 года в г.о. Нальчик массив зарегистрированных преступлений сократился на 5,5% (2248 - против 2380 в 2022 г.). Уровень преступности на 1 тысячу населения составил 8,3 - против 9 в 2022 г.
Количество раскрытых преступлений категории особо тяжких и тяжких, составило 417 (+3%), против 405 за 2022 г., их раскрываемость - 55,2% (против 58,4% за 2022 г.). Раскрываемость преступлений категории средней и небольшой тяжести составила, соответственно, 42% (против 53,9% в 2022 г.) и 91,1% (против 89,1% в 2022 г.).
Общая раскрываемость преступлений в 2023 году составила 63,5%, в 2022 году - 68,5%.
Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.
К основным биолого-социальным угрозам относятся:
- инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей;
- особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб;
- карантинные и особо опасные болезни.
На территории городского округа действующих скотомогильников нет. Ближайшее расстояние от скотомогильника до населенного пункта 4 - 5 км, ни один из них в зону затопления и подтопления не попадает.
На границе территории городского округа Нальчик и Чегемского района расположена биотермическая яма (яма Беккера) и предназначена для обезвреживания трупов животных, данная биотермическая яма в настоящее время не функционирует. Яма Беккера построена на возвышенном месте с низким уровнем грунтовых вод и соответствует размерам санитарно-защитной зоны, по периметру огорожена забором с металлическими воротами и два резервуара ямы закрыты тяжелыми крышками.
На территории городского округа Нальчик на постоянной основе проводится мониторинг санитарно-экологического состояния в части образования несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, в том числе в водоохранных зонах, работа в данном направлении продолжается и находится на контроле.
Из-за отсутствия крупных хозяйств, занимающихся выращиванием и разведением сельскохозяйственных животных на территории городского округа Нальчик, отсутствуют очаги для возникновения африканской чумы свиней и других заболеваний.
2. Приоритеты и цели муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития
Основной целью реализации муниципальной программы "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы" является построение единой информационной платформы, включающей в себя систему видеонаблюдения, мониторинга, прогнозирования, предупреждения и ликвидации возможных угроз и чрезвычайных ситуаций и обеспечение безопасности населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, создание благоприятной и безопасной среды проживания на территории городского округа Нальчик.
В соответствии с классификацией угроз, рисков, событий АПК "Безопасный город", указанных в Регламенте применения ситуационных моделей в рамках развития АПК "Безопасный город" на территории Кабардино-Балкарской Республики, утвержденном ГУ МЧС России по КБР, а также мероприятиями предусмотренными государственной программой "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике" от 17.08.2020 N 179-ПП, в аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" входят следующие базовые функциональные сегменты:
- безопасность населения и инфраструктуры;
- безопасность на транспорте;
- координация работы служб и ведомств и их взаимодействие;
- интеграция информационных систем.
Реализация целей и приоритетов настоящей муниципальной программы "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы", определена в следующих документах:
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральный закон от 12.02.1998 N 28 "О гражданской обороне";
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
- Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму";
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
- Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"
- Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013 N Пр-2685);
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2011 N 233-ПП "О создании Единых дежурно-диспетчерских служб в муниципальных районах и городских округах Кабардино-Балкарской Республики";
- постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.06.2012 N 144-ПП "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Кабардино-Балкарской Республики";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р "Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
- Единые требования к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденные Председателем Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" от 28.07.2017 N 4516п-П4.
Достижение поставленной цели возможно при условии решения комплекса задач, одной из которых является создание и обеспечение постоянного и устойчивого функционирования муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения (МАСЦО), сопрягаемой с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО КБР) населения.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации ключевую роль играет оперативность донесения информации до лиц, здоровью и жизни которых грозит опасность. Правильная и быстрая оценка вновь возникших обстоятельств позволяет выбрать наиболее оптимальные способы и методы защиты. Своевременное реагирование позволит не только сохранить жизнь и здоровье людей, а также минимизировать размер материального ущерба от последствий.
МАСЦО представляет собой комплекс технических средств оповещения, а именно сирены или иные средства подачи тревожных сигналов, приспособления для голосового и речевого оповещения.
Чтобы полноценно работала система оповещения на территории городского округа Нальчик необходимо 30 точек оповещения. Каждая точка имеет 3 рупорных громкоговорителя, которые можно растянуть от усилителя максимум на 500 м. Также данная точка имеет резервное питание на случай отключения электроэнергии. Радиус действия от каждого рупора составляет 2,5 - 3 км. Чтобы достичь максимально громкого звучания необходимо устанавливать громкоговорители на более высокие объекты города (здания, вышки, башни и т.д.).
Размещение систем оповещения населения является не просто необходимостью, а требованием действующего законодательства РФ в этой сфере.
Сегментом "безопасность населения и инфраструктуры" является комплексная система видеонаблюдения.
В целях повышения уровня безопасности населения задействована система видеонаблюдения в местах с массовым пребыванием людей, образовательных учреждениях, а также на объектах туристического кластера.
По состоянию на 01.12.2023 в АПК "Безопасная город" городского округа Нальчик интегрированы 905 камер видеонаблюдения, в том числе:
- места массового пребывания людей - 333 камер видеонаблюдения;
- объекты транспортной инфраструктуры - 69 камеры видеонаблюдения;
- объекты жизнеобеспечения - 37 камер видеонаблюдения;
- дорожное хозяйство - 260 камеры видеонаблюдения;
- образовательные учреждения - 176 камеры видеонаблюдения;
- административные здания - 30 камер видеонаблюдения.
Интеграция камер видеонаблюдения, расположенных в городском округе Нальчик, осуществляется путем оснащения оборудованием силами ГКУ КБР "Безопасная республика", а также подключением камер видеонаблюдения на ранее установленных на объектах.
Оснащение объектов камерами видеонаблюдения осуществляется при взаимодействии и рекомендаций с учетом заинтересованных правоохранительных органов в соответствии с Едиными требованиями к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденного Председателем Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" от 28 июля 2017 г. N 4516п-П4.
Видеоматериалы активно используются оперативными службами при раскрытии преступлений. По информации МВД в местах установки систем видеонаблюдения и фотовидеофиксации продолжается снижение уровня уличной преступности и административных правонарушений.
Первоочередными объектами для организации видеонаблюдения определены места проведения публичных и иных массовых мероприятий, участки территории городского округа Нальчик с повышенной криминогенной обстановкой, оживленные перекрестки, парки и скверы, объекты социального и культурного назначения, общеобразовательные учреждения.
Система видеонаблюдения позволит своевременно реагировать и детально разбирать ситуации конфликтных угроз, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов.
Результатом реализации данной задачи будет являться система видеомониторинга, обеспечивающего комплексное взаимодействие Местной администрации городского округа Нальчик с правоохранительными органами в целях обеспечения общественного порядка.
Сегмент "безопасность на транспорте": Размещение технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД на улично-дорожной сети Кабардино-Балкарской Республики в местах концентрации ДТП, потенциально аварийных участках автомобильных дорог при взаимодействии с заинтересованными правоохранительными органами в соответствии с Методикой определения мест размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, утвержденной протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 19 ноября 2019 г. N 8.
В целях достижения максимального уровня безопасности дорожного движения, создания и поддержания комфортной среды для жителей и гостей Кабардино-Балкарской Республики на территории г.о. Нальчик задействованы 2 ед. мобильного комплекса "Паркой".
Сегмент "координация работы служб и ведомств и их взаимодействие": Одной из основных задач достижение поставленной цели является обеспечение деятельности ЕДДС, в соответствии с установленным порядком ее функционирования.
ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о чрезвычайных происшествиях от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих дежурно-диспетчерских служб (ДДС) экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных происшествий.
В рамках взаимодействия с правоохранительным сегментом, органами исполнительной власти и муниципальными образованиями, а также для обеспечения мониторинга, оперативного реагирования и координации деятельности, в ЕДДС г.о. Нальчик функционируют рабочие места с выводом на камеры видеонаблюдения, интегрированные в АПК "Безопасная республика".
Сегмент "интеграция информационных систем": На базе ЕДДС г.о. Нальчик как отдельный сегмент функционирует система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - "Система-112"), интегрированная в Центр обработки вызовов Системы-112, входящей в состав ГКУ КБР "Безопасная республика" и обеспечивающей тем самым взаимодействие с сегментами "безопасность населения и инфраструктуры", "безопасность на транспорте", "координация работы служб и ведомств и их взаимодействие".
Система "112" организована в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.06.2012 N 144-ПП "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Кабардино-Балкарской Республики".
В соответствии с приказом Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи от 08.12.2017 N 184-п "Система-112" введена в опытную эксплуатацию.
В соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2022 г. N 424-рп "Система-112" введена в постоянную эксплуатацию.
По направлению "Системы-112" на постоянной основе проводится подготовка диспетчеров и операторов центра обработки вызовов (ЦОВ), единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований и экстренных оперативных служб КБР: "01", "02", "03", "04", "Антитеррор".
В целях своевременного и оперативного решения задач, отработки запросов, поступающих по вопросам "частичной мобилизации" на территории Кабардино-Балкарской Республики, на базе ЦОВ Системы-112 КБР в круглосуточном режиме открыта горячая линия по номеру "122" (функционирует с сентября 2022 года).
Содержание, развитие и обслуживание аппаратно-программного комплекса автоматизированной информационной системы "Безопасный город", а в частности сегменты КСЭОН (Станции контроля загрязнений окружающей среды Т90, станции радиационного контроля гамма-излучений Т90, станции контроля уровня воды Т80 и Метеостанции Т70) имеют огромное значение в проводимых мероприятиях по защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Системы мониторинга уровня воды необходима для своевременного принятия мер по недопущению прорыва гидротехнических сооружений и естественных водоемов и рек необходим постоянный мониторинг уровня воды. Система мониторинга уровня воды состоит из двух частей: аппаратной и программной.
Аппаратная часть, это отдельные устройства, установленные в непосредственной близости от водоемов. Отображение информации осуществляется на карте региона (со схемой рек и водоемов).
Программная часть осуществляет контроль уровня рек и водоемов с помощью специализированной программы на персональном компьютере. Программа позволяет вести мониторинг неограниченного количества точек. Осуществляется индикация уровня воды и угрозы затопления в контролируемых точках. На общую схему могут быть вынесены и дополнительные параметры. Так же отображение данных осуществляется на индивидуальных мнемосхемах точек контроля уровня в водоемах.
Системы мониторинга химического и радиационного заражения необходимы для предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также для экологического и технологического мониторинга технологических процессов необходима система мониторинга химического и радиационного заражения. Ядром данной системы являются датчики газоанализаторы и датчики гамма-излучений.
При помощи газоанализаторов производится анализ газовых смесей для установления их количественного и качественного состава, а именно: измерение опасных концентраций ядовитых токсичных веществ и взрывоопасных газов, непрерывный и периодический контроль загазованности рабочих зон помещений и открытых пространств, поиск мест утечек углеводородных газов, фреонов, хладонов и аммиака, контроль технологических процессов и выбросов в атмосферу, а также анализ водно-химического режима.
Датчики гамма-излучений предназначены для измерения гамма-излучения и наличия радиоактивного загрязнения местности и различных предметов.
3. Прогноз конечных результатов муниципальной программы
Реализация предусмотренных муниципальной программой мероприятий позволит обеспечить достижение ряда положительных результатов:
- максимальное снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, материального ущерба, предупреждение гибели людей в чрезвычайных ситуациях, повышение эффективности работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизация социального и экономического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах;
- повысить уровень защищенности населения и территории от опасности и угроз мирного и военного времени, снизить уровень пожаров и смягчить возможные их последствия, обеспечить безопасность населения при пожарах и на водных объектах;
- обеспечить бесперебойную работу АПК "Безопасный город", тем самым стабилизировать обстановку на улицах и дорогах города, сохранить существующие безопасные условия проживания населения и обеспечить дополнительные возможности для их развития, повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам, повысить уровень антитеррористической защищенности, общественной безопасности и борьбы с преступностью, общественного порядка, защиты различных форм собственности.
4. Сроки и контрольные этапы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа реализуется в течение 2024 - 2026 годов, в три этапа:
1-й этап - 2024 год;
2-й этап - 2025 год;
3-й этап - 2026 год.
5. Перечень и краткое описание подпрограмм
В муниципальной программе "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы" подпрограммы отсутствуют.
6. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
Перечень основных мероприятий муниципальной программы представлен в приложении N 2 к муниципальной программе.
7. Перечень бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности
Реализация муниципальной программы не предполагает бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности.
8. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
Реализация муниципальной программы не предполагает разработку муниципальных нормативных правовых актов.
9. Перечень и значение целевых индикаторов, показателей результатов и эффективности муниципальной программы
Сведения о целевых индикаторах, показателях результатов муниципальной программы и подпрограмм, их значениях приведены в приложении N 1 к настоящей муниципальной программе.
Показатели результатов подпрограмм взаимосвязаны с целевыми индикаторами муниципальной программы и характеризуют достижение целей и решение задач муниципальной программы.
10. Финансовое обеспечение муниципальной программы
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы в части расходных обязательств городского округа Нальчик осуществляется за счет бюджетных ассигнований местного бюджета городского округа Нальчик, предусмотренных решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик о местном бюджете городского округа Нальчик на очередной финансовый год и на плановый период (далее - бюджетные ассигнования), а также средств вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников в соответствии с бюджетным законодательством.
Достижение поставленных целей и задач невозможно без финансового обеспечения. На реализацию мероприятий муниципальной программы планируется выделение бюджетных средств местного бюджета городского округа Нальчик в объеме 33399100,00 рублей.
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств местного бюджета городского округа Нальчик приведено в приложении N 3 к настоящей муниципальной программе.
11. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Методика оценки эффективности и результативности муниципальной программы включает:
- оценку степени достижения целей и решения задач муниципальной программы в целом;
- оценку степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств;
- оценку степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
Оценка эффективности муниципальной программы проводится по методике, установленной приложением N 3 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Нальчик, утвержденному постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 11.09.2015 1656.
Приложение N 1
к муниципальной программе
"Построение и развитие
аппаратно-программного комплекса
"Безопасный город"
в городском округе Нальчик
на 2024 - 2026 годы"
Сведения
о показателях (индикаторах) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы городского округа Нальчик и их значениях
N |
Наименование цели (задачи) |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Ед. измерения |
Значения показателей |
Отношение значения показателя последнего года реализации программы к отчетному |
|||
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Муниципальная программа "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы" | ||||||||
1. |
Цель 1: Построение единой информационной платформы, включающей в себя систему видеонаблюдения, мониторинга, прогнозирования, предупреждения и ликвидации возможных угроз и чрезвычайных ситуаций |
Целевой индикатор 1: Снижение количества чрезвычайных ситуаций |
единица |
1 |
0 |
0 |
0 |
В результате реализации снижение количества чрезвычайных ситуаций ожидается на 1 единицу |
Целевой индикатор 2: Снижение количества пожаров на 10 тыс. населения |
единица |
7,66 |
7,63 |
7,6 |
7,57 |
В результате реализации снижение количество пожаров на 10 тыс. человек населения ожидается на 0,09 единицы |
||
1.1 |
Задача 1: Оборудование, содержание и инженерно-техническое обслуживание систем и сегментов АПК "Безопасный город" на базе Местной администрации городского округа Нальчик (системы контроля загрязнения окружающей среды и т.п., входящих в комплексную систему экстренного оповещения населения (КСЭОН) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций) |
Показатель результата: Наличие КСЭОН |
Да/нет |
Да |
Да |
Да |
Да |
Наличие КСЭОН |
1.2. |
Задача 2: Создание и поддерживание в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения (МАСЦО), сопрягаемой с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО КБР) населения) |
Показатель результата: Наличие МАСЦО |
Да/нет |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Наличие МАСЦО |
2. |
Цель 2: Обеспечение безопасности населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, создание благоприятной и безопасной среды проживания на территории городского округа Нальчик |
Целевой индикатор 1: Увеличение площади покрытия территории муниципалитета средствами оповещения населения |
% |
0 |
20 |
40 |
80 |
В результате реализации увеличение площади покрытия территории муниципалитета средствами оповещения населения ожидается до 80% |
Целевой индикатор 2: Снижение количества зарегистрированных преступлений на 1 тыс. населения |
единица |
8,3 |
8,0 |
7,7 |
7,4 |
В результате реализации снижение количества зарегистрированных преступлений ожидается на 0,9 единиц на 1 тыс. населения |
||
Целевой индикатор 3: Создание необходимых условий для обслуживания и эксплуатации АПК "Безопасный город" |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
В результате реализации уровень обслуживания и эксплуатации АПК "Безопасный город" будет на 100% соответствовать необходимым для этого условиям |
||
2.1. |
Задача 1: Развитие системы обеспечения безопасности АПК "Безопасный город" (видеонаблюдение, "Система-112" и т.п.) объектов городской инфраструктуры, мест с массовым пребыванием людей, площадей, улиц, перекрестков и пр. |
Показатель результата: Наличие единой платформы консолидации данных обо всех угрозах, их мониторинг, автоматизация работы всех муниципальных и экстренных служб |
Да/нет |
Да |
Да |
Да |
Да |
Наличие единой платформы консолидации данных обо всех угрозах, их мониторинг, автоматизация работы всех муниципальных и экстренных служб |
2.2. |
Задача 2: Обеспечение деятельности единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДЦС) городского округа Нальчик |
Показатель результата: "100% уровень исполнения расходов, направленных на обеспечение деятельности ЕДЦС" |
% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Ежегодное 100% исполнение расходов |
Приложение N 2
к муниципальной программе
"Построение и развитие
аппаратно-программного комплекса
"Безопасный город"
в городском округе Нальчик
на 2024 - 2026 годы"
Информация
об основных мероприятиях, подпрограммах муниципальной программы городского округа Нальчик
N |
Номер и наименование ведомственной программы, основного мероприятия и мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание и его значение) |
Последствия не реализации ведомственной программы, основного мероприятия |
Связь с показателями результатов муниципальной программы (подпрограммы) - N показателя |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Муниципальная программа "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы" |
||||||
1.1. |
Цель 1: Построение единой информационной платформы, включающей в себя систему видеонаблюдения, мониторинга, прогнозирования, предупреждения и ликвидации возможных угроз и чрезвычайных ситуаций. |
||||||
1.1.1. |
Задача 1: Оборудование, содержание и инженерно-техническое обслуживание систем и сегментов АПК "Безопасный город" на базе Местной администрации городского округа Нальчик (системы контроля загрязнения окружающей среды и т.п., входящих в комплексную систему экстренного оповещения населения (КСЭОН) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций). |
||||||
1.1.1.1. |
Основное мероприятие (мероприятие, ВП): Содержание, развитие и обслуживание аппаратно-программного комплекса автоматизированной информационной системы "Безопасный город", с учетом сегментов КСЭОН (Станции контроля загрязнений окружающей среды Т90, станции радиационного контроля гамма-излучений Т90, станции контроля уровня воды Т80 и Метеостанции Т70) |
МКУ "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" городского округа Нальчик |
2024 |
2026 |
Внедрение и развитие на объектах и территориях АПК АИС "Безопасный город" с сегментами КСЭОН способствуют своевременному реагированию по передаче информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения |
Отсутствие возможности гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях |
1.1. |
1.1.2. |
Задача 2: Создание и поддерживание в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения (МАСЦО), сопрягаемой с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО КБР) населения). |
||||||
1.1.2.1. |
Основное мероприятие (мероприятие, ВП): Приобретение, установка и сопряжение с РАСЦО КБР оборудования МАСЦО, включающего в себя оповещение руководящего состава городского звена территориально подсистемы РСЧС КБР. Оборудование МАСЦО включает в себя 18 узлов П-166 М С302, 12 узлов УКБ СГС-22-МЕ400Н (тип 2) и 1 ТКС ОСР (для обзвона руководящего состава) |
МКУ "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" городского округа Нальчик |
2024 |
2026 |
Обеспечение быстрого и надежного оповещения населения, минимизация рисков и повреждений в чрезвычайных ситуациях, а также способствовать координации действий между службами экстренной помощи и гражданской обороны |
Отсутствие комплексной инфраструктуры, разработанной для централизованного и эффективного оповещения населения в городском округе Нальчик, используемого для быстрого и массового распространения информации в случае чрезвычайных ситуаций, аварий, стихийных бедствий, а также для осуществления плановых уведомлений сведет на нет все мероприятия по гражданской обороне и защите населения в границах муниципалитета |
1.2. |
1.1.2.2. |
Основное мероприятие (мероприятие, ВП): Организация сети передачи VPN для функционирования МАСЦО (установка и монтаж) |
МКУ "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" городского округа Нальчик |
2024 |
2026 |
Передача сигналов управления и речевой информации с пунктов управления МАСЦО до оконечных устройств (сиренно-речевых установок и сопутствующего оборудования), осуществляемой по выделенному цифровому каналу связи IP VPN с поддержкой Multicast оператором связи надежно защищено от вмешательств со стороны. Выполнение правил применения национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.04-2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Региональные автоматизированные системы централизованного оповещения. Общие требования |
Без выделенных каналов связи VPN МАСЦО функционировать не будет. Проникновение злоумышленников в сети передачи данных, используемые для функционирования МАСЦО представляет собой угрозу безопасности, как для населению муниципалитета, так и сопряженным системам в целом. |
1.2. |
1.1.2.3. |
Основное мероприятие (мероприятие, ВП): Обеспечение доступа и сохранности оборудования МАСЦО |
МКУ "Департамент образования Местной администрации городского округа Нальчик" |
2024 |
2026 |
Устойчивое функционирование оборудования МАСЦО, расположенного на подведомственной территории (объектах) |
Приведет к увеличению финансовых затрат в ходе подбора иных объектов (мест расположения оборудования МАСЦО), возникнут сложности с их сохранностью |
1.2. |
1.2. |
Цель 2: Обеспечение безопасности населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, создание благоприятной и безопасной среды проживания на территории городского округа Нальчик. |
||||||
1.2.1. |
Задача 1: Развитие системы обеспечения безопасности АПК "Безопасный город" (видеонаблюдение, "Система-112" и т.п.) объектов городской инфраструктуры, мест с массовым пребыванием людей, площадей, улиц, перекрестков и пр. |
||||||
1.2.1.1. |
Основное мероприятие (мероприятие, ВП): Консолидация данных обо всех угрозах, характерных для городского округа Нальчик, и их мониторинг в режиме реального времени, автоматизация работы всех муниципальных и экстренных служб и объединение их всех в единую информационную среду, функционирование на базе ЕДДС "Системы-112" |
МКУ "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" городского округа Нальчик |
2024 |
2026 |
Сокращение среднего времени комплексного реагирования экстренных оперативных служб, включая обращения через "Систему 112", а также органов правопорядка на обращения населения в ЕДДС |
Отсутствие актуальных сведений, несвоевременное осуществление или осуществление не в полном объеме полномочий, закрепленных законодательством Российской Федерации за органами местного самоуправления |
2.1. |
1.2.1.2. |
Основное мероприятие (мероприятие, ВП): Приобретение для целей модернизации, замены или ремонта информационного, компьютерного, телекоммуникационного (ИКТ) или иного оборудования, периферийной или иной техники и их комплектующих (включая программное обеспечение) |
МКУ "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" городского округа Нальчик |
2024 |
2026 |
Выполнение необходимого комплекса мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности оборудования путем замены или восстановления базовых его узлов и деталей (модернизация, реконструкция, ремонт, обновление, замена неэффективных, устаревших, либо вышедших из строя). Поддержание используемого оборудования либо техники в исправном состоянии |
Не выполнение данных мероприятий, потребность в которых может проявиться в любой момент, ставит под угрозу функционирование всех систем в целом |
2.1. |
1.2.2. |
Задача 2: Обеспечение деятельности единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) городского округа Нальчик. |
||||||
1.2.2.1. |
Основное мероприятие (мероприятие, ВП): Финансовое обеспечение функций, возложенных на ЕДДС |
МКУ "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" городского округа Нальчик |
2024 |
2026 |
Обеспечение выполнения целей, задач, основных мероприятий и контрольных событий муниципальной программы |
Недостижение конечных результатов муниципальной программы |
2.2. |
Приложение N 3
к муниципальной программе
"Построение и развитие
аппаратно-программного комплекса
"Безопасный город"
в городском округе Нальчик
на 2024 - 2026 годы"
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы городского округа Нальчик за счет средств местного бюджета городского округа Нальчика (тыс. рублей)
Статус |
Наименование муниципальной программы, подпрограммы ведомственной программы, основных мероприятий и мероприятий |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Источники финансового обеспечения |
Оценка расходов (тыс. руб.), годы |
||
2024 |
2025 |
2026 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы |
МКУ "Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, пожарной безопасности" городского округа Нальчик |
Всего |
9917,6 |
10264,0 |
13217,5 |
|
Средства местного бюджета городского округа Нальчик |
9917,6 |
10264,0 |
13217,5 |
|||
Средства, поступающие из федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
|||
Средства, поступающие из бюджета Кабардино-Балкарской Республики |
0 |
0 |
0 |
|||
Средства муниципальных учреждений от оказания платных услуг |
0 |
0 |
0 |
|||
Средства внебюджетных источников |
0 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 10 января 2024 г. N 3 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Нальчик "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в городском округе Нальчик на 2024 - 2026 годы"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (www.admnalchik.ru) 10 января 2024 г.
газета "Нальчик" от 11 января 2024 г. N 1-2