Вопросы и ответы
Как исчисляется налог на добавленную стоимость при переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщиками, использующими право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость?
Пунктом 3 ст.346.12 НК РФ определен перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Лица, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 Кодекса, в указанном перечне не поименованы. Такие лица согласно письму МНС России от 24 марта 2003 г. N ВГ-6-03/337@ при их переходе на упрощенную систему налогообложения вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В силу п.2 и 3 ст.346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели с момента перехода на упрощенную систему налогообложения не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение не будет утрачено ими в соответствии с п.5 той же статьи.
Учитывая, что лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, нормы ст.145 НК РФ на них не распространяются с момента перехода на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, плательщики налога на добавленную стоимость, использующие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 НК РФ, при переходе на упрощенную систему налогообложения до истечения 12 месяцев от начала использования права на освобождение, суммы налога на добавленную стоимость за период, в котором они использовали право на освобождение, не восстанавливают.
Какие льготы по налогообложению предоставляются организациям, занимающимся реализацией медицинских товаров и услуг?
Обложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства; лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления; изделий медицинского назначения.
Не подлежат обложению НДС реализация (а также передача, выполнение и оказание услуг для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:
важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);
медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Это ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.
К медицинским относятся следующие услуги:
определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
по дежурству медицинского персонала у постели больного;
патолого-анатомические;
оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.
Учитываются ли при налогообложении физических лиц суммы, уплаченные налогоплательщиком за оказание ему медицинских услуг?
При уплате налога на доходы физических лиц при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов:
- в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации;
- в сумме, уплаченной им за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ);
- в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных указанным лицам лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Общая сумма социального налогового вычета не может превышать 38 тыс. руб. По дорогостоящим видам лечения, перечень которых утверждается Правительством РФ, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.
Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, и при одновременном представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов не была произведена организацией за счет средств работодателей.
Социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
Как заключить соглашения об отсрочке (рассрочке) погашения задолженности по страховым взносам, платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и начисленным пеням в фонды обязательного медицинского страхования?
Названные соглашения могут быть заключены между территориальным органом обязательного медицинского страхования и плательщиками страховых взносов (платежей).
При этом под отсрочкой погашения задолженности по страховым взносам (платежам) и начисленным пеням понимается определенный соглашением срок (дата) единовременного погашения плательщиком всей суммы задолженности в фонды обязательного медицинского страхования, под рассрочкой - определенные соглашением сроки (даты) поэтапного погашения задолженности в указанные фонды.
Такая отсрочка (рассрочка) предоставляется предприятиям, организациям, учреждениям и иным хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности, зарегистрированным в качестве плательщика страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования, и при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного госзаказа;
- угроза банкротства плательщика в случае единовременной выплаты страхового взноса (платежа);
- если имущественное положение плательщика исключает возможность единовременной уплаты страхового взноса (платежа);
- если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.
Отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по страховым взносам и начисленным пеням предоставляется в части сумм задолженности, подлежащей перечислению в территориальный и Федеральный фонды ОМС. По общему правилу такая отсрочка (рассрочка) предоставляется территориальным фондом ОМС сроком на один год. Свыше одного года и в исключительных случаях до двух лет либо на сумму свыше 10 млн руб. независимо от срока предоставления отсрочки (рассрочки) территориальный фонд может предоставить такую отсрочку (рассрочку) только по согласованию с Федеральным фондом ОМС.
Отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам и начисленным пеням предоставляется территориальным фондом на срок до двух лет.
Отсрочка (рассрочка) предоставляется по письменному обращению (заявлению) плательщика путем заключения соглашения о погашении задолженности по страховым взносам, платежам и начисленным пеням и соответствующего графика погашения задолженности. Этот график является неотъемлемой частью соглашения.
Обязательным условием такого соглашения должно быть своевременное и в полном объеме перечисление ежемесячных текущих страховых взносов (платежей) в период действия соглашения.
Для заключения соглашения плательщик представляет в территориальный фонд по месту своей регистрации заявление, в котором указывает:
причины возникновения задолженности;
сумму задолженности по страховым взносам, платежам и начисленным пеням;
срок ее образования;
мероприятия по оздоровлению своего финансового положения или источники доходов, за счет которых он предполагает погашать отсроченную (рассроченную) задолженность.
К заявлению прилагаются расчетные ведомости по взносам в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на последнюю отчетную дату и документы, подтверждающие наличие, размер и срок ранее предоставленных отсрочек (рассрочек), срок действия которых не истек к моменту подачи заявления.
Соответствующее структурное подразделение территориального фонда ОМС рассматривает представленные плательщиком документы и в 10-дневный срок со дня их поступления готовит соглашение и график погашения задолженности, которые подписываются исполнительным директором этого фонда и плательщиком, либо мотивированный отказ от заключения соглашения.
Заключенные с плательщиками соглашения территориальный фонд регистрирует в отдельном журнале.
Копии заключенных территориальным фондом соглашений и графики погашения задолженности направляются в Федеральный фонд ОМС.
Для заключения соглашения сроком свыше одного года и в исключительных случаях до двух лет либо на сумму свыше 10 млн руб. независимо от срока заключения соглашения территориальный фонд ОМС в целях согласования представляет в Федеральный фонд следующие документы:
- копию письменного заявления плательщика;
- копию расчетной ведомости по взносам в Федеральный и территориальный фонды ОМС на последнюю отчетную дату;
- документы, подтверждающие наличие, размер и срок ранее предоставленных отсрочек (рассрочек), срок действия которых не истек к моменту подачи заявления;
- копии бухгалтерской отчетности, затребованные у плательщика, на последнюю отчетную дату с отметкой налоговой инспекции;
- справку территориального фонда ОМС о задолженности по страховым взносам и начисленным пеням на дату обращения плательщика с указанием регистрационного номера плательщика;
- проект соглашения о предоставлении плательщику отсрочки (рассрочки) и графика погашения задолженности по страховым взносам и начисленным пеням, составленные в соответствии с установленным порядком.
По результатам рассмотрения перечисленных документов отдел реструктуризации задолженности по страховым взносам (платежам) Федерального фонда ОМС в течение пяти рабочих дней готовит заключение о предоставлении отсрочки (рассрочки) плательщику или об отказе, которое согласовывается с директором ФФ ОМС. Заключение Федерального фонда направляется в территориальный фонд.
Документы, представленные территориальным фондом при несоблюдении требований, возвращаются ему на доработку в течение пяти дней.
В случае отказа предоставления отсрочки (рассрочки) территориальный фонд готовит мотивированное решение об отказе. При наличии оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) в решении об отказе должны быть приведены имеющие место обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки (рассрочки). Указанное решение может быть обжаловано плательщиком в порядке, установленном законодательством.
Со дня заключения (подписания) соглашения территориальный фонд приостанавливает начисление пеней на сумму погашаемой задолженности, определенную в соглашении, и предоставляет на предусмотренный графиком период погашения задолженности отсрочку по уплате ранее начисленных и невнесенных сумм пеней. Погашение отсроченной (рассроченной) задолженности осуществляется в соответствии с графиком.
На сумму отсроченной (рассроченной) задолженности, установленной соглашением, территориальный фонд отзывает инкассовые поручения на бесспорное взыскание задолженности.
При неисполнении плательщиком условий соглашения, при нарушении согласованных графиком сроков погашения задолженности и текущих платежей фонд обязан в одностороннем порядке расторгнуть соглашение, направив уведомление плательщику, и выставить инкассовые поручения на бесспорное взыскание непогашенных сумм задолженности по страховым взносам (платежам), включая пени. В этом случае возобновляется начисление пеней на непогашенную сумму задолженности на общих основаниях, установленных действующим законодательством, за весь период действия соглашения.
К ранее заключенным соглашениям следует оформить дополнения, обеспечивающие права плательщика в соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год".
М.С. Иванова,
младший научный сотрудник отдела финансового законодательства
Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
М.С. Иванова - младший научный сотрудник отдела финансового законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", 2003, N 11