г. Краснодар |
|
02 сентября 2022 г. |
Дело N А53-41509/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Дыдочкина М.В. (доверенность от 15.12.2020), Слюсаревой Е.С. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие в судебном заседании третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Геомонтажстрой" (ИНН 6102030809, ОГРН 1096189001150), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А53-41509/2021, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 23.09.2021 по делу N 061/01/17-301/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Геомонтажстрой" (далее - третье лицо).
Решением суда от 11.03.2022, оставленным без изменений постановлением суда апелляционной инстанции от 18.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Общество считает, что в данном случае подлежали применению нормы закона, носящие специальный характер по отношению к Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Общество указывает, что ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже правонарушение. Суды необоснованно отклонили довод заявителя о том, что правомерность заключения договора обществом и третьим лицом подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2021 по делу N А40-180966/2020. Суды ошибочно посчитали доказанным факт сговора общества и третьего лица, а также неправомерно сделали выводы о законности использования управлением итогов оперативно-розыскных мероприятий Управления Федеральной службы безопасности по Ростовской области. Суды незаконно признали ненадлежащей позицию общества относительно приостановления в силу закона действия выданного предписания в случае его обжалования в судебном порядке.
В отзыве на жалобу управление возражало против удовлетворения кассационной жалобы, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители общества поддержало доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31 июля 2020 года на официальном сайте zakupki.gov.ru обществом размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 32009370884: "Открытый конкурс в электронной форме N 438/ОКЭ-СКАВ/20 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему содержанию котельного оборудования Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Начальная максимальная цена договора - 323 686 397 рублей 69 копеек с НДС".
Заявки на участие в конкурсе поступили от общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтар" (258 318 782 рублей с НДС, снижение 20,1%), общества с ограниченной ответственностью "Управление Сервисных Служб" (291 317 754 рублей 98 копеек с НДС, снижение 10%), общества с ограниченной ответственностью "Геомонтажстрой" (323 080 517 рублей 69 копеек с НДС, снижение 0,1%).
Протоколом от 25.08.2020 N 438/ОКЭ-С-КАВ/20/1 конкурс признан несостоявшимся, так как по итогам рассмотрения заявок потенциальных участников, только заявка участника - общества с ограниченной ответственностью "Геомонтажстрой" признана соответствующей конкурсной документации, а заявки иных участников признаны несоответствующими конкурсной документации.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтар" обратилось в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия общества при проведении рассматриваемой закупочной процедуры (N 32009370884).
Согласно решению ФАС России от 11.09.2020 N 223-ФЗ-716/20 жалоба признана обоснованной, общество - нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в части неправомерного предъявления требований о наличии опыта выполненных ранее работ.
Предписанием от 11.09.2020 N 223-ФЗ-716/20 ФАС России, в том числе обязала общество отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса N 32009370884, и осуществить повторное рассмотрение заявок, поданных на участие в рассматриваемой закупочной процедуре, без учета требования пункта 1.9.1. документации конкурса в электронной форме N 32009370884.
Общество повторно рассмотрело заявки на участие и протоколом от 28.09.2020 N 438/ОКЭ-С-КАВ/20/1 конкурс вновь признан несостоявшимся, только заявка общества с ограниченной ответственностью "Геомонтажстрой" признана соответствующей конкурсной документации.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтар" вновь обратилось в ФАС России с жалобой на действия общества при проведении рассматриваемой закупочной процедуры (N 32009370884).
Решением ФАС России от 13.10.2020 N 223-ФЗ-803/20 жалоба также признана обоснованной, общество - нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части неправомерного отклонения заявок.
Предписанием от 13.10.2020 N 223-ФЗ-803/20 ФАС России, в том числе обязала общество отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса N 32009370884, и осуществить повторное рассмотрение заявок, поданных на участие в рассматриваемой закупочной процедуре
28 октября 2020 года обществом и третьи лицом как с единственным участником закупки заключен договор от 28.10.2020 N 438/ОКЭ-С-КАВ/20/1/1 на бумажном носителе, минуя ресурс электронной площадки.
Из УФСБ по Ростовской области в управление поступила информация о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества и третьего лица. По результатам рассмотрения данной информации управлением возбуждено дело N 061/01/17/301/2021 и вынесено решение от 23.09.2021 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Считая данное решение незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно и обоснованно руководствовались положениями Закона о защите конкуренции, Закона о закупках, Обзором по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства".
Суды пришли к верному выводу о том, что договор от 28.10.2020 N 438/ОКЭ-С-КАВ/20/1/1, заключенный обществом и третьи лицом, подписан в нарушение необходимых процедур на электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (www.its-tender.ru).
Суды сочли подтвержденной совокупность доказательств, свидетельствующих о заключении ограничивающего конкуренцию соглашения обществом и третьи лицом, направленного на создание преимущественных условий для конкретного участника. Материалами дела подтверждается намеренное поведение участников для достижения заранее оговоренной цели, очевидна причинно-следственная связь между действиями участников и несоблюдением требований о конкурентной способе закупки, результат незаконных действий по подписанию договора в обход конкурентных процедур и предписания антимонопольного органа соответствует интересам субъектов.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о наличии у управления правовых оснований для квалификации действий общества как противоречащих пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Доводы общества являлись предметом рассмотрения заявления и апелляционной жалобы, всесторонне исследованы и мотивированно отклонены судебными инстанциями.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А53-41509/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно и обоснованно руководствовались положениями Закона о защите конкуренции, Закона о закупках, Обзором по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства".
...
Суды сочли подтвержденной совокупность доказательств, свидетельствующих о заключении ограничивающего конкуренцию соглашения обществом и третьи лицом, направленного на создание преимущественных условий для конкретного участника. Материалами дела подтверждается намеренное поведение участников для достижения заранее оговоренной цели, очевидна причинно-следственная связь между действиями участников и несоблюдением требований о конкурентной способе закупки, результат незаконных действий по подписанию договора в обход конкурентных процедур и предписания антимонопольного органа соответствует интересам субъектов.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о наличии у управления правовых оснований для квалификации действий общества как противоречащих пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2022 г. N Ф08-8264/22 по делу N А53-41509/2021